Светописец Веденисов
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Веденисовы старинная сызранская фамилия. Родоначальник, а может и родоначальники прибыли в новопостроенную крепость ещё при её основании. Скорее всего из Чебоксар. На новом месте не затерялись и один из них вскоре уже числился среди богатейших местных обывателей, занимавшихся скупкой зерна. Весь XVIII век числились среди местной купеческой элиты. Бургомистры, богатеи. Колоритные баламуты дремучего захолустного мирка, словно сошедшего со страниц "тёмного царства" Островского.
Про них я много писал в "Сызранцах галантного века".
Среди всего этого провинциального чёрно-белого великолепия со всеми оттенками серого, мне врезался в память один, выбившийся из хозяйственно-криминального однообразия эпизод. Запись в журнале магистрата, что купец Веденисов просит исключить из числа сызранских жителей сына Сергея, который решил уйти в монахи.
История действительно оказалась интересной и необычной.
След сызранского купеческого сына обнаружился далеко от наших краёв. Оказалось его отец держал лавку в Москве. Где юноша и приобщался к купеческому делу.
Однажды туда зашёл известный в то время старец Василий Кишкин, который произвёл на юношу такое впечатление, что тот, бросив товар и лавку, последовал за обретённым учителем. Следствием чего и стала запись в журнале магистрата.
Потом Сергей стал старцем, настоятелем Площанской пустыни близ Брянска схимоиеромонахом Серафимом.
Отправившись вослед христолюбивому юноше, я набрёл на его брата Ивана. Тот был намного старше и не в пример хозяйственней. Скорее всего, именно он проложил семейству дорогу в первопрестольную. Ещё за несколько лет до романтического происшествия с младшим братом, он выписался из сызранского сообщества и записался в московское. Причём торг держал в серебряном ряду. Скорее всего, этому способствовала удачная женитьба на дочери московского купца 2-й гильдии.
После чего я потерял интерес к братьям, чей след затерялся в далёких краях.
Вспомнил про них, когда неожиданно получил письмо от некой Варвары Бабицкой, которая собиралась писать книгу об одном из пионеров цветной фотографии Петре Веденисове, имевшем отношение к нашим краям.
Сам он жил, учился и творил по столицам и Ялтам, но некоторые его фотографии сделаны совсем недалеко от Сызрани. В селе Никольском.
В ту пору я изо всех сил следил за литературными процессами, поэтому первым делом спросил у новой знакомой, не имеет ли она какого отношения к литературному критику Варваре Бабицкой. Оказалось имеет.
Но вернёмся к нашему светописцу.
Если это действительно правнук того самого Ивана Веденисова, то жизнь действительно сделала причудливый поворот, вернув Петра Ивановича на родину его предков. В далёкой Ялте он женился на дочери человека, имевшего поместье под Сызранью. В том самом Никольском, где и сделаны многие его фотографии.
Мне даже подумалось, а знал ли он сам об этом. Ведь сам он был коренной москвич в четвёртом поколении - в Москве родился уже его дед, а сама история переезда прадеда из какого то "Сызранска" к тому времени скорее всего выветрилась даже из семейных преданий. Сызранский прадед умер почти за полвека до рождения пионера цветной фотографии.
|
</> |