Свет и тьма


Свет и тьма
«Закат Запада», например. Почему «Закат» - это плохо? Это вроде даже как красиво. Почему это плохо и кому?
«Закат» - это символ. Символ вызывает образ в сознании.
Символьное мышление, к сожалению, есть реальность.
Реальность, не потерявшая, но теряющая отсылку к действительности. «Закат» же.
Отсылка теряется, смыслы плывут, потому что символы относятся к культуре-цивилизации. С тем, как плывет-распадается культура-цивилизация, плывут и её символы и образы.
Люди мыслят образами. С точки зрения философии это неправильно. Хайдеггер попытался объяснить словами, получилось 102 тома, но понятнее ничего не стало.
Давать определения базовым терминам – свет, тьма и т.п. – занятие сложное и безблагодатное, это заметил еще Ортега-и-Гассет. Поэтому у главных терминов или десятки определений, или вообще их нет.
Слово «Закат» говорит о вечере, о переходе от дня к ночи и от света к тьме. Можно попробовать уточнить через пары.
Свет – над землей, а тьма – под землей. Свет обычно сверху, он солнечный или небесный. Свет – это хорошо. Свет – отсылка к верхнему, а верхнее – отсылка к высшему. А где высшее – там иерархия, в том числе ценностей.
Например, «свет знания, тьма невежества». Нет таких народов и культур, у которых «тьма знания» и «свет невежества». Возможны варианты, но они не органичны. «Черное солнце» - это культура, но она совершенно оторвана от всех жизненно-биологических контекстов. Свет – это все-таки сверху, это высшее.
Ночь в среднем не такая и темная, к тому же она всегда заканчивается. А насчет тьмы можно и поспорить.
*
Свет и тьма присутствуют во многом, но самое важное их присутствие – в жизни. Поэтому для отделения света от тьмы нужны два образа: образ света в жизни и образ тьмы в жизни.
Пример света: мир диалогов Платона; «Пир» как частный случай. Пример того, о чем и как могут говорить люди на пьянке. О мифах, о философии, о культуре вообще. Вряд ли Платон это придумал, поскольку иначе Древняя Греция была бы чем-то иным.
Пьянка, или пир, или симпозиум - это вообще-то быт. Но в данном случае быт выходит на уровень бытия.
Почему это пример света? Потому что если у людей такие пьянки, то какое же у них всё остальное, что находится выше? Это пример, и его можно взять за идеал. Не самый высокий, конечно, но крайне труднодостижимый. Во всяком случая, за 2500 лет с тех пор так и не повторили.
Кстати, их «всё остальное» - это собственно Древняя Греция. Первый и один из двух мировых проектов, в которых было реализовано всё.
Чтобы так интересно бухать, людям нужно иметь определенный, достаточно высокий уровень развития. Это – верх, а вверху – свет. Да, тот самый свет жизни, который затухает в «Закате Запада».
А что пример тьмы? Там – иерархия человекоподобных, хотя скорее человекоотвратных. Если ты никого не опускаешь, в том числе путем издевательств – значит, не имеешь такой возможности, значит, слаб, значит, надо опускать тебя. К этому вся цивилизация и идет через тот же «Закат».
Опускаясь, человек не может остановиться на уровне животного. Человек всегда падает ниже. Потому что остатки фантазии человек выключить не может, и вся человеческая дрянь идет через фантазию, превращаясь в извращения и мерзость.
Войны, нищета, безумия и вся прочая тьма прилагаются. Оно расползается, в том числе через государство, тьма сгущается.
*
Жизнь как раз проходит в пространстве между «Пиром» Платона и шевелением зверолюдей.
В мире обычно царит сумрак. Здесь – давно, к нему так привыкли, что он воспринимается как день. В этом сумраке и происходят движения к свету или к тьме. Общее движение культуры-цивилизации идет к тьме. Эскалатор жизни сейчас идет вниз.
Как сказал всё тот же Хайдеггер, мы – последнее поколение, имеющее представление о свете.
Да, теперь нужно будет объяснять, что такое свет. Те, кто помнят свет, видели его как само собой разумеющееся, и им сложно объяснить, что это. А те, кто не видели – могут только попробовать его придумать.
Например, как «Пир» Платона. Как образ Света.
Может, у кого есть еще варианты?
С низшими существами всё понятно, их можно только предоставить самим себе. Им не нужен свет.
Проблема есть у тех людей, кто на какое-то высшее претендует.
Пьянку организовать не могут. (с) Яроврат.
Со светом ещё сложнее.
Путь от света к тьме – это путь от сложности... нет, не к простоте, а к отсутствию сложности.
Путь деградации жизни – это путь утраты измерений жизни.
Конечно, в конце пути пустота. Но до полной пустоты никто не доживет, по определению пустоты.
*
Для организации светлой человеческой жизни нужны личности.
Ли́чность — субъект социокультурной жизни, самораскрывающий свою индивидуальность в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности (с) Вики. Ну ОК, про проблемы с определениями было в начале.
Что нужно для личности:
Свободный выбор. Личность – это то, что делает выбор. А для этого выбор должен быть.
Желание созидать. Хоть что-то. Можно и по-мелочи.
Индивидуальность. Что-то своё. Иначе раскрывать нечего.
Уровень знания тем для поддержания общения. Это самое сложное, поскольку список тем никем не утвержден, а все знать невозможно.
Человеческое достоинство.
Мир заката не благоволит личностям. Ему соответствуют и ему нужны функционалы, человьи, инсектоиды. Время такое, Закат.
В мире функционалов не может быть «Пира». Могут быть только товарно-денежные отношения. В основном на уровне работы в «Пятерочке», чтобы покупать продукты в «Пятерочке», чтобы так обеспечивать функционирование в «Пятерочке».
В ответ можно только повышать уровень. К Свету, к «Пиру».
Существует организация жизни. Организация тут – это процесс.
Сложность организации жизни нужна для того, чтобы раскрывалось больше способностей личности, И чтобы эти способности раскрывались на более высоком уровне.
Для того, чтобы создавать, нужно то, из чего создавать. Для создания этого материала нужна созидательная работа множества людей. Можно обойтись навозом и палками, но уровень будет какой-то не такой.
И вот мир, где было всё хорошее, именно «закатывается». Вместе со всем этим хорошим. Постепенно. Конечно, можно сказать, что Запад был полный отстой, но по сравнению с будущей тьмой он будет выглядеть «Золотым веком». Некоторые видят, что уже.
Закатывается по Шпенглеру именно мир, в том виде, в каком его помнят. Запад растекся по всей планете – (и снова по Хайдеггеру) – и сдох. Мир Заката становится миром тьмы, и его не осветить, с ним уже ничего не сделать. Значит, создавать новый мир света.
История идет от изначальной простоты – к цветущей сложности. А когда цветущая сложность переходит в смесительное упрощение, то не нужно сидеть в этом упрощении, нужно снова создавать изначальную простоту. (По Леонтьеву).
Как и где создавать? Как – не очень ясно, но где – ясно, на симпозиуме.
Тьма – она везде. И пробить её можно попробовать в одной точке. В точке «Пира». И тогда выяснится, можно ли её вообще пробить.
Высокоструктурированное – это сложное в многообразном и наоборот.
Высокоструктурированным людям нужен высокоструктурированный мир – мир света. Низкоструктурированным людям нужен низкоструктурированный мир, и потому все сложное-непонятное они хотят уничтожить именно как непонятное. Но на самом деле им ничего не нужно, они просто вынуждены строить свои зверские иерархии, потому что больше у них ничего нет.
Два мира – две политики. Свет и Тьма. А пока что Закат. Но уже почти Ночь.
P.S. Кстати, картина не верная. Противопоставляя право и лево, она передает неверно сам дух пира-симпозиума. Люди справа были гораздо веселее, а не те похороны, что изображено. А Алкивиад, хотя и называется «очень пьяным», толкнул речь страниц на пять, так что он даже в метро прошел бы без проблем и без поддержки флейтистки.
|
</> |