Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах

топ 100 блогов roman98322.09.2025 За лето я ничего не писал, но причина была не только в том, что я сам по себе пишу редко, а потому что вследствие выгорания я почти не вылезал на железную дорогу. В июне сделал лишь 2 кадра на просторах Краснодарского края, потом было затишье, и только в отпуске на Черноморском побережье Грузии я вновь снимал активно. Ну а после вылазки в Ростовской области, где, наконец удалось сделать первые кадры на участке Волгоград - Лихая, а также открыл для себя район Дивногорья в Воронежской области. Кто посещает мою группу в вк, и Инстаграм те знают.
 42..Очередной возрастной рубеж преодолен с началом осени. В первую очередь хочу поблагодарит тех, кто поздравил с ДР - было очень неожиданно, что поздравили те, с кем не знаком в реале, зато кто знает забыли. Но у каждого свои причины. Первое время я никуда особо не выбирался, всё ждал золотой осени...Но понимал, что хочу всё-таки пораньше сгонять...Хотя даже в этом плане есть сложности, в том плане, что нет единомышленников. Предлагал своим коллегам по увлечению то один вариант, то второй - в ответ одна неопределенность. Ну а раз такая ситуация, то придется как в старые добрые времена - когда я всё решал единолично, и сам ездил один. Хотя, будете смеяться, даже я в этот раз до последнего для не мог определиться - выбирал между Бологое-Полоцкой магистралью, и участком Вязьма - Ржев. В итоге - выбрал второй вариант.
DSC_9307 копия...
Почему в эти края? Ну во-первых, по той причине, что я люблю малодеятельные участки железной дороги, на эту тему и все последние посты написаны. Плюс экономическая составлющая - с деньгами временно не очень, а планов много. Вообще я эту вылазку планировал неделей позже, но обстоятельства сложились так - что появилась возможность раньше, и я воспользовался ей. А поскольку я планировал выехать на середину линии, то вновь воспользовался ночным проходящим поездом Мурманск - Смоленск.
Дорога прошла в купейном вагоне данного поезда, поспать не получилось, ну и ладно....Темным осенним утром я прибыл на станцию Вязьма. Войдя в здание вокзала я немного подзарядил телефон. Заказываю такси до Новодугино - Яндекс указывает стоимость 1618 руб. Хорошо, я думал дороже будет...Спустя 10 минут приезжает такси в виде автомобиля отечественного автопрома, которое на рассвете очередного дня везёт меня в село Новодугино...Таксист высадил меня у станции Новодугинская как я и хотел и увидел.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9187
И вот я на линии, а точнее на станции Новодугинская, что на участке Ржев - Вязьма линии Лихославль - Вязьма. Раньше я созерцал данную станцию только из окна пригородного поезда, а вот теперь стою на платформе свежим осенним утром.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9188
Станция Новодугинская, вид в направлении Ржева.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах 20250920_060001(0)
Вокзал станции Новодугинская. Одна из местных жительниц переходя переезд постоянно оглядывалась на меня, а потому данное фото я сделал на телефон, чтобы не сильно палится, да и объективы было менять лень. Затем подошёл к зданию, и сквозь окно увидел в здании дежурного мониторы видеонаблюдения, на одном и которых была однопутная дорога...Что это вообще? На перегоне камеры висят? Данная версия мне показалась полным бредом, ибо на главных ходах камер особо нет, а тут вообще малодеятельный участок...Но всё-таки решил быть аккуратней, и смотреть в оба.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9190
Становилось всё светлее. Сделав очередной кадр станции я решил идти на перегон в сторону станции Сычёвка, тем более надо ещё найти место для съёмки пассажирского поезда. Времени хоть и достаточно, но не всё так просто.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9192
Следующий кадр я сделал только выйдя на перегон, тем более не забываем про камеры.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9193
Входной светофор "Н" станции Новодугинская дожитает последние недели работы, рядом уже смонтирован новый светофор, который пока ещё не подключен, но скоро заменит старый. И кстати на старом светофоре обнаружил камеру, она была направлена на станцию. Также удивило нетипичное расположение красного сигнала светофора, ибо он должен быть вторым снизу, а на первом - жёлтый сигнал. Первый раз такое вижу, но для истории надо заснять.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9194
Иду вперед. Становилось всё светлее и светлее. Облака пролетали по небу довольно быстро, хотя ветра не было. Да и вообще было непонятно какая будет погода.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9196
Над станцией и окрестностям было ясно, а вдали на горизонте было всё затянуто облаками. Какая будет погода - теперь не понятно. Я вообще-то рассчитывал именно на пасмурную погоду, и по этой причине поехал в Вязьму, но прогноз, пока не оправдывается. Хотя, кто знает, сейчас вот так, а через полчаса облака могут затянуть всё небо.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9205
Облаков стало больше, а впереди показалась пелена тумана, которая затянула окрестности. Впереди показался предупредительный светофор "ПН", который когда-то был предвходным "2", до того момента как участок линии между станциями Сычёвка и Вязьма-Новоторжская был переведён на полуавтоматическую блокировку. Притом, что поездов тут куда больше, чем на участке Вязьма - Занозная, который до сих пор на автоблокировке. И кстати светофор мигал жёлтым - станцию открыли на приём поезда на боковой путь, при том, что до прибытия поезда ещё чуть более 2 часов.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9211
Свежий утренних воздух вызывал кайф, а облака исчезли...Вообще я пассажирский поезд хотел снимать в этом месте, на 206-м километре, но теперь надо искать открытый участок, который хорошо освещённый.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9212
205-й километр линии. А значит надо поспешить, времени хоть и немало, но надо ещё найти его...Здесь, конечно, окрестности знакомые, ибо последняя вылазка была именно здесь в феврале нынешнего года. Но для съёмки поезда в ясную погоду оно сейчас не подходит.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9215
Самое неприятное то, что я хоть и смотрел видео снятое на протяжении всей линии, но не очень хорошо запомнил открытые места на данном перегоне, где было хорошее освещение. Точно запомнил, что есть такое место на прямой ближе к станции Сычёвка, но до туда ещё 10 километров, за то время которое осталось не успеть, если только бежать без остановки остается. Мда.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9217
На границе 205 и 206 клометрах линии, перед нами платформа остановочного пункта 204 км. И теперь мне предстоит пройти дальше в сторону станции Сычевка, и изучить тот район
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9218
204-й километр, вид в направлении Ржева
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9220
А мы продолжаем прогулку. Хотя тут не до прогулки, скорее надо уже утреннюю пробежку делать, я уже опасался, что надо 10 километров бежать.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9222
Лес в окрестностях о.п. 204 км. На самом деле лес не такой и жёлтый как кажется, немного искажает цвет листвы восходящее солнце.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9224
Впереди показался открытый участок, казалось, что вот тут можно снять данный поезд, но нет - железная дорога была на пару метров выше полосы отвода.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9227
Пробежал на 203 километр - такая же история. Ну можно конечно встать с краю, но кадр будет так себе, да и зачем локомотивную бригаду нервировать? Нет, не надо, ещё есть время поискать другое место.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9228
Вид в направлении Ржева. Сделав данный кадр я понял, что надо расставлять приоритеты. Можно хорошо заснять каждый километр, но тогда можно не успеть найти нормальное место, а время то уходит. А потому убрав фотоаппарат я побежал вперёд.  Позади оставались 202, 201 км.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9229
И очередной кадр я сделал только на границе 200 и 201 километрах близ о.п. Вазуза, который вы видите на данном фото. Глянул на часы - 07.53. До прохода поезда чуть более 40 минут, далеко не убежишь Но попытаться можно, вся надежда на район, что виден на горизонте...Однако когда я был в первом хорошо освещёном месте, там вновь оказалось неудобно. Но будем надеятся на второе.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9232
199-й километр линии. Впереди показался очередной хорошо освещённый участок, однако, и, к счастью, здесь было чуть пошире и было где встать. Ну наконец-то!
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9233
Ну вот так. Правда немного мешали кусты, да и оптику решил сменить поставив фикс 50 мм, ибо 85 мм давал мыло на ближнем плане.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9246
А стремительно пролетающие облака вновь затянули небо, было совершенно невозможно угадать каким будет освещение. На часах 08.40 - поезд уже отправился со станции Сычёвка, спустя 3 минуты вдали за лесом послышался гудок тепловоза.  Становилось то светлее, то темнее, в какой-то момент, одно облако сильно закрыло солнце, но не надолго. Стою в ожидании. Прошло ещё 10 минут, вдали показался свет прожектора
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9256
Вот уже хорошо узнаваем тепловоз в корпоративном окрасе РЖД. Облака опять стали закрывать солнце, стало темнее, но тем не менее поезд был заснят. Хоть и мне было темновато, но обработав фото я остался доволен результатом.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9261
Тепловоз ТЭП70-0124 в голове пассажирского поезда № 087 Санкт-Петербург - Смоленск, перегон Сычёвка - Новодугинская Московская ЖД. Ну что, неплохо, а тепловоз хоть и в корпоративе, зато ранее мне никогда не попадался - так что это первый его кадр! Хотя, что касается номера - это на самом деле ТЭП70-0371, который перебили в 2006 году в 0124, после того как настоящий 0124 пострадал от возгорания. Настоящий 0124 после пожара восстановлен не был, и много лет простоял на базе запаса Новосокольники пока не был разделан в лом.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9266
Постукивая колёсами поезд помчался дальше на Вязьму. Пассажирский поезд был успешно заснят, да ещё на перегоне, где конкретно его я раньше не снимал, так что уже не зря приехал.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9268
Поезд скрылся из виду. Но следующий поезд ждать недолго - это будет пригородный поезд из Вязьмы в лице рельсового автобуса РА1, с которым у пассажирского скрещение по станции Новодугинская.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9272
Спустя 25 минут вдали показался рельсовый автобус РА1. Постояв минуту на о.п. Вазуза РА1 загудел, и помчался дальше.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9281
Рельсовый автобус РА1-0049 сообщением Вязьма - Сычёвка. И этого агрегата ещё нет в моей фотоколлекции. Отлично!
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9284
Рельсовый автобус преодолел небольшой подъём и вскоре скрылся из виду. Я же решил продолжить прогулку в сторону станции Сычёвка
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9286
198-й километр. Погода сплошной контраст: то облака затягивали небо, то их становилось меньше.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9288
Тем не менее световой день уже прилично сократился - между деревьями было всё в тени.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9290
На 197-м километре я осмотрелся. Вроде и неплохое место, может остаться?
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9292
Ну вот будет выглядеть если снимать грузовой со стороны Ржева.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9293
А вот так, если со стороны Вязьмы. Хотел реально остаться здесь, однако в спустя 20 минут решил двигаться.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9294
Тем более пока тут освещение не самое лучшее, а там вдали был открытый участок. А если сработает нитка грузового, который мне, и нескольким коллегам по увлечению попадался ранее, то он уже через час будет
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9295
На границе 197 и 196 километров.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9300
196-й километр.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9303
195-й километр линии. Несмотря на то, что небо постоянно менялось погода была вполне комфортная. В какой-то момент хотелось даже заглянуть в лес и поискать грибы, но решил не терять время. Хотя по грибы у меня в этом году походов, считай, что не было.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9306
194-й километр.  Впереди была кривая, а за ней начиналась протяжённая прямая до самой станции Сычёвка.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9308
Собственно мы сейчас уже проходим эту кривую, и выходим на 193-й километр.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9312
На 193-м километре. Вдали был виден путепровод, с которого снимали поезда многие коллеги по увлечению. Год назад я также стоял на этом путепроводе, однако поезда предпочёл заснять снизу, да и не жалею.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9313
Освещение здесь, конечно было лучше. Но только открытый участок пути уже немного зарос. И кстати было ещё и понятно, что если бы я хотел заснять пассажирский поезд, то точно не успел бы сюда, даже если бы и бежал.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9317
Но кстати в противоположную сторону вид был куда удачнее. Но всё внимание поездам со стороны Ржева.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9324
Однако прошло полчаса, час...Никаких поездов со стороны Ржева так и не проехало. Миновал полдень. Солнце постепеннно перевалило на другую часть железной дороги, теперь уже придётся снимать с другой стороны. Были мысли дойти до путепровода, чтобы снять с него, однако я обратил внимание, что на мосту постоянно останавливались автомобили, которые используются при ремонте дорог. Или нет? Но наблюдение за мостом только подтвердили эту версию. Через некоторое время я обратил внимание на человека идущего по путям в мою сторону. Делаю фото - какой-то местный, который явно собирает грибы или  ягоды, ибо шёл неспешно останавливась и спускаясь к деревьям растущим вдоль путей.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9330
В общем несолоно хлебавши я решил идти в обратную сторону.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9331
Вновь иду вдоль кривой, выхожу на прямую.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9333
194-й километр. Обратно уезжать решил с о.п. Вазуза, но пока ещё много времени, может что-то и поедет. Хотя на часах уже 13.30, по идее, если бы со стороны Ржева был грузовой, то он уже должен был проехать, а его нет.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9335
Хотя кто знает, может он наоборот будет со стороны Вязьмы. Кстати когда утром я прибыл в Вязьму, то видел прибывший со стороны Ржева грузовой под 3М62У, может он и поедет обратно.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9339
Главное чтобы он не застал меня в подобном месте, а то кругом кусты - не снимешь никак. Хотя на этой линии в этом плане есть и более заросшие места, между тем же Ржевом и Торжком, например.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9340
Впереди показался километражный столб на границе 194/195 километров линии.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9343
На границе 195 и 196 километров. Километражная таблика словно оторваная, но также выглядят и другие.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9345
Погода стала малооблачная. Заросшие шпалы придавали некий шарм линии, я всегда любил такие участки, но всегда имел возможность туда съездить.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9346
Вид в сторону Ржева. Конечно здесь не Бологое-Полоцкая дорога, но всё-таки душевность есть.
Выйдя на 197 километр я вернулся к месту, где хотел остаться. И тут я увидел стоящего примерно в 200 метрах лося. Сохатый смотрел на меня, я на него. Однако я знал, что сейчас у лосей период гона, и от него можно ожидать чего угодно. А потому поглядывая на него стал ходить вдоль путей показывая, что он мне не интересен. Лось понял, что я никакой опасности не представляю и побежал в поле.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9350
Однако отбежав в поле вновь посмотрел на меня.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9352
Через минуту лось подал голос и побежал по полю параллельно железной дороге. Вскоре он скрылся из виду
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9357
А на линии  продолжало царить затишье. Переписываюсь с одним замечательным человеком, который интересуется результатом. Пишу, что грузовых нет. Получаю сообщение: "Прикинь, если их не будет". Пишу, мол, не надо каркать. Ты мне уже пожелала хорошей погоды, хотя я хотел пасмурную. Хотя у меня ни капли обиды и зла не было, ведь хоть погода не та, что хотел, но получается всё очень хорошо. И кадры красивые! Так что это даже к лучшему. Но вот грузовой хотелось бы.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9360
И, о чудо, ровно через 2 минуты в 14.48 со стороны Ржева показался грузовой поезд. Наконец-то!
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9362
Занимаю позицию, жду. Вскоре из-за кустов показался тепловоз.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9369
Тепловоз 2ТЭ25КМ-0071 в голове грузового поезда, перегон Сычёвка - Новодугинская Московская ЖД. Отлично!
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9374
И хотя я ехал за 3М62У, но и этому грузовому поезду был очень рад, ибо уже стал опасаться, что уеду ни с чем.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9376
Грузовой поезд состоял целиком из вагонов-хопперов для перевозки минеральных удобрений. Интересно, обычно тут сборные ходят, а тут вот такой состав. Спустя день удалось выяснить - это был поезд № 2315 Титан - Азотная ,в вагонах апатитовый концентрат, который везли на завод по производству минеральных удобрений АО "Дорогобуж"
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9377
Грузовой поезд постепенно удалялся от меня, и вскоре скрылся из виду. Но может быть будет встречный? Надо подождать.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9379
А пока вышел погулять в поле. Лось уже давно убежал, а потому я стоял один рассматривая просторы Сычёвского района Смоленской области. Погулял минут 20 я вернулся к железной дороге.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9381
Однако прошло ещё 25 минут, и стало понятно, что скрещения по станции Нододугинская не было. Я отправился обратно в сторону о.п. Вазуза.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9382
198-й километр. Решил пройти вперёд и вернуться на место, где снимал пассажирский и пригородный поезда
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9386
198-й километр. Пройдя ещё немного вперёд и остановился. До пригородного поезда оставалось ещё полтора часа, но было понятно, что если и на что надеятся, то только на очередной поезд из Ржева. Ибо даже если грузовой который я заснял будет иметь скрещение со встречным по Вязьме-Новоторжской, то встречный успеет только до Новодугинской доехать.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9397
Час ожиданий ничего не дал, а потому я отправился к остановочному пункту Вазуза.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9398
Дошёл до остановного пунтка. Вскоре из деревни рядом показалось несколько молодых людей. Я довольно с опаской отношусь к местным, но тут всё было нормально. Более того один из них был с коптером, который запустил...Немного полетали, поменяли батарейки, а потом полетели снимать поезд как я понял.
Свежее утро и контрасты осеннего дня линии Лихославль - Вязьма на просторах DSC_9399
В 17.25 на горизонте показа

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Все случаи, что я привела и что описывали комментаторы, по своей сути сводятся к заголовку. Какие-то совершенно посторонние люди вдруг решают, что они вправе определять, кому и что именно «по чину», кто и чего достоин. «Мне нужнее, а тебе слишком жирно будет!». И искренне ...
7 сентября командующий 8-й армии отдал приказ, касающийся ношения касок. Количество раненых в голову было чрезвычайно велико. Оказалось, что 90 % таких раненых в момент ранения ...
Увидела свои книжки в магазинчике на Московской площади, вдруг кому интересно будет. Кстати, этот магазин наглядно демонстрирует кризис книжной области последних лет. Прежде располагался в просторных залах с высоким потолком, в центре площади. Но несколько лет назад переехал в тесный ...
Магизоо тоже решили меня повеселить - прислали рекламу с "предложениями недели", там всякое для кошек и собак, и среди прочего - " TRIXIE игрушка для собак «Бобер», плюш, с пищалкой ". Не, я понимаю, что собакам на точное портретное сходство пофиг, но, честно говоря, даже не могу ...
Командующий ВМС Украины Игорь Воронченко предсказал Крымскому мосту печальную судьбу, объяснив, почему сооружение не является целью укрокомандования. «Он и так завалится через несколько лет, потому что спроектирован неверно и стоит на сломе тектонических плит», — заявил на днях адмирал. ...