Св. Эдит Штайн о возможности религиозного языка

Св. Эдит Штайн, покровительница Европы, в своей работе «Способы познать Бога», которая стала её комментарием на работы Псевдо-Дионисия, представила в целом апофатическую и хорошо аргументированную позицию. Исходя из того, что мистический опыт, являясь высшей точкой духовной жизни, совершенно неописуем в терминах человеческого языка, она утверждает, что боговидение возможно в исключительно некогнитивных формах. Говорить о Боге можно, но только не в строгих формах, присущих языку, созданному для описания вещей этого мира.
При этом все споры между теистами и атеистами в действительности ведутся исключительно при посредстве «фактуального» языка, пригодного лишь для описания доступной нам фактической реальности. Лучшей возможностью для верующих, таких образом, является использование «анти-реалистического языка» для речи о Боге. Попытка «схватить» понятие о Боге в жёстком понятии (conceptus, Begriff) неизбежно будет актом идолопоклонства.
Я полагаю, что более или менее сходную с позицией Эдит Штайн мысль мы можем видеть уже в актах IV Латеранского Собора 1215-го года, заявлявшего, что «Deus semper maior» и что между Творцом и творением при определённом сходстве всегда существует ещё большее несходство (semper maior dissimilitudo). Думаю, что аргументы св. Эдит Штайн актуальны и в наше время, когда дискуссия о границах концептуального языка и его пригодности для религиозного дискурса становится всё более острой.
|
</> |