SUSANNA CLARKE. JONATHAN STRANGE & MR NORRELL / ДЖОНАТАН СТРЕНДЖ И МИСТЕР НОРЕЛЛ

топ 100 блогов mr_garett27.07.2025
SUSANNA CLARKE. JONATHAN STRANGE & MR NORRELL / ДЖОНАТАН СТРЕНДЖ И МИСТЕР НОРЕЛЛ

Действие романа Сюзанны Кларк «Джонатан Стрендж и Мистер Норелл» разворачивается в георгианской Англии в начале XIX века. Нелюдимый фанатик магии Гильберт Норелл запускает череду событий, которая возвращает колдовство в реальный мир. Выдав успехи эльфа за свои собственные, Норелл быстро становится главным волшебником королевства, но вскоре у него появляется конкурент – молодой и перспективный мистер Стрендж. Стрендж становится учеником Норрела, но вскоре становится понятно, что идеалы колдунов различны. Норелл боится мира эльфов и опасается старых колдунов, тогда как Стрендж наоборот хочет, чтобы магия хлынула в реальный мир. Противостояние между волшебниками становится неизбежным, когда в конфликт вмешиваются потусторонние силы – злобный эльф с серебристыми волосами, и легендарный правитель Севера - Король Ворон.

Джонатан Стрендж и Гильберт Норелл. Кларк киношные образы не понравились, но мне кажется авторы сериала попали прямо в точку.
Джонатан Стрендж и Гильберт Норелл. Кларк киношные образы не понравились, но мне кажется авторы сериала попали прямо в точку.

Прежде чем начать обзор, стоит отметить, что роман был написан профессиональным филологом, вследствие чего стиль оригинальной книги можно назвать стилистически выверенным подражанием. Иногда стиль Кларк напоминает о Джейн Остин, временами становится похож на стиль Диккенса, а в отдельные моменты его можно спутать с творениями Эмилии Бронте. Это не плохо и даже забавно. В то же самое время филолог не историк, и поэтому реалистичность местного Лондона XIX века остается под большим вопросом, а описание наполеоновских войн выглядит просто не правдоподобно.

Дороги Короля Ворона.
Дороги Короля Ворона.

Как вы уже догадались, двумя главными героями книги являются маги – Джонатан Стрендж и мистер Норелл. Норелл – книжный червь, который любит читать и страшится изучать неведомое. Эльфов он не любит, Короля Ворона опасается. Поскольку магия дело опасное, Норелл считает, что волшебство должно оставаться уделом одиночек. Появление мистера Стренджа застает стареющего мага врасплох. Стрендж является полной противоположностью Нореллу. Он не сидит на месте, участвует в приключениях, верит в короля Ворона и активно занимается практикой, ибо книг у него не много (все их скупил Норелл). В отличие от своего коллеги, Стрендж считает, что магия должна принадлежать людям страны. Изначально персонажи являются друзьями, но разница в возрасте и мировоззрении дает о себе знать. После того как у Стренджа исчезает жена, между волшебниками происходит разрыв, который плавно подводит книгу к ее завершению. Замечу, что если Норрел нарисован рядом грубых мазков, то Стренджа Кларк проработала намного лучше. Вероятно, он ей просто симпатичен.

Арабелла Стрендж. В книге она намного моложе.
Арабелла Стрендж. В книге она намного моложе.
Атака воронов на убежище волшебников.
Атака воронов на убежище волшебников.

Герои второго плана получились в книге едва ли не лучше главных героев. Во-первых, стоит отметить Чилдермаса, который хоть и является волшебником, но по началу держится в тени Норрела. Долгое время он вообще не колдует, стараясь не напрягать «хозяина». Будучи по природе скептиком Чилдермас держит хрупкий баланс между волшебниками, а также предпринимает весьма опасные исследования окружающей среды. Было бы интересно прочитать про Чилдермаса отдельную книгу, но судя по скорости написания предыдущей (Кларк начала ее в 1993 году), мы ее никогда не увидим (а отдавать серию в другие руки – не вариант). Винкулюс – нищий пророк из Ист-энда, также весьма примечательная личность. Он появляется в самые неожиданные моменты произведения для того, чтобы ткнуть читателя носом в очередное пророчество. Лично мне показалось, что изначально Винкулюс должен был занимать большее место в книге, но Кларк от него устала и свела появления пророка к минимуму.

Эльф — занимается убийствами и похищениями. Вероятно, агент Кэй Джи Би.
Эльф — занимается убийствами и похищениями. Вероятно, агент Кэй Джи Би.
Норелл читает заклинание идентификации.
Норелл читает заклинание идентификации.

Наконец, в романе действует вредный эльф, который мечтает всех убить и занимается похищениями. Парень хоть и пыжится изо всех сил, но по сути дела недалеко ушел от симсов (у которых в гостиной танцы, а кухня завалена немытыми тарелкам и коробками из-под пиццы). Вместе с ним приключается слуга Блэк – безымянный раб, должный стать будущим королем Севера. Вместе эта парочка шляется по дорогам Британии, убивает прохожих и, временами разговаривает друг с другом о грядущем величии. Единственное их настоящее приключение связано с поиском болотного дуба. В завершении книги отношения между героями становятся напряженными и слуга восстает против господина. В целом, и эльф и Блэк это не столько герои, сколько архетипы, введенные в книгу для достижения конкретной цели. За их приключениями наблюдать не столь интересно, как за хэппенингом Чилдермса.

Чилдермасс кастует detect magic.
Чилдермасс кастует detect magic.

Женщины в произведении тоже есть. Но ни Арабела, ни Эмма не герои второго плана. В лучшем случае, они болтаются на третьем или вообще сидят под землей в полном холме сита. Такое ощущение, что автору женщины не интересны в принципе. Ну ладно, подумали мы и стали читать дальше.

Винкулюс в сериале менее потрепанный, чем в книге. Я представлял его Диккенсовским парнем в смятом цилиндре.
Винкулюс в сериале менее потрепанный, чем в книге. Я представлял его Диккенсовским парнем в смятом цилиндре.
SUSANNA CLARKE. JONATHAN STRANGE & MR NORRELL / ДЖОНАТАН СТРЕНДЖ И МИСТЕР НОРЕЛЛ

Написана книга хорошо, описания здесь образные, текст читается легко. Однако, быстрое продвижение по страницам портят многочисленные сноски, которые занимают тонну места и ничего не дают исходной истории. Если бы «Норелл» был ролевым сеттингом, то подобные материалы прекрасно вписались бы в базовую канву повествования. Однако «Норелл» не артхаус, а роман для массового читателя, который страдает от явных проблем с бэком. Мы не знаем, как выглядит волшебная страна, нам ничего не известно про историю Короля Ворона, мы не представляем какие взаимоотношения сложились между эльфами и христианами во время средних веков. В итоге все эти технические навороты, описанные в сносках, бьют мимо цели. Читатель не может собрать единую картину волшебной Британии, потому что у него есть лишь отдельные части мозаики. Между прочим, у «Норелла» имеются проблемы и с описанием альтернативной реальности. Совершенно непонятно, почему маги есть только в Англии, но их нет у французов. Также непонятно, как война с Наполеоном шла до 1815 года, если в романе Стрендж водил вокруг пальца целые французские армии. Если бы у Веллингтона был такой помощник, англичане могли бы взять штурмом Париж прямо на территории Испании (ведь Стрендж умеет переносить целые города) Также очень странно, что с появлением магии Георгеанский мир Лондона не претерпел вообще никак изменений. Как вели себя герои в 1809 году, так и ведут себя в 1818-ом. Хотя в действительности масштаб социальных изменений был бы колоссальным.

Харпер: У меня был дядюшка...Он думал, что за ним гоняются феи. Шарп: И что? Харпер: Они его догнали. (Приключения королевского стрелка Шарпа).
Харпер: У меня был дядюшка...Он думал, что за ним гоняются феи. Шарп: И что? Харпер: Они его догнали. (Приключения королевского стрелка Шарпа).

Несмотря на то, что книга занимает более 800 листов, ее сюжет достаточно компактен и его, при желании, можно было бы уложить страниц в 300. Например, главы про войну тексту вообще ничего не дают. Финальные главы книги очень быстро завершают сюжет и при этом не ставят финальную точку истории. По факту мы не знаем, чем закончилась эпопея героев и что стало с ними в будущем. Это стилистически не верно, потому что в книгах XIX века, как правило, очень детальный эпилог, описывающий будущее всех главных героев книги.

Эльф любит балы, тусовки, рейвы и вообще за любой движ.
Эльф любит балы, тусовки, рейвы и вообще за любой движ.

Если говорить в двух словах, “Джонатан Стрендж и мистер Норелл” - это симпатичный и увлекательный роман, который следовало бы немного сократить (попутно расширив бэк). Ну и, конечно же, я жду книгу про Чилдермасса.

SUSANNA CLARKE. JONATHAN STRANGE & MR NORRELL / ДЖОНАТАН СТРЕНДЖ И МИСТЕР НОРЕЛЛ

Если вам понравился обзор этой книги, то используйте заклинание «лайк» или напишите комментарий.

(с) Илья Садчиков

27.07.2025

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Вошли в кухню. Тут тоже все было без излишеств. Кресло-качалка, стол, угловой диван, пара стульев. Не спал ночью, думал о путях монетизации нарратива, точнее об их полном отсутствии. Ну как так, писатели по всему миру - богачи, с жиру бесятся: кто утопится от скуки, а кто ...
Тут некоторые горячие головы предлагают обменять Бута на Ходороковского. Бут - обычная уголовная мразь. С каких херов Россия должна о нем заботиться ? Пусть ...
Друзья, это дайджест постов участников творческого марафона #простолето . Напоминаю, что сейчас идёт летний хешмоб #покажилето , все участники которого получат скидку 20% на подключение пакета услуг "ЖЖ Фото" , а авторы лучших постов — подключение "ЖЖ Фото" на 500 Гб на год или ...
Кто в камунне музыку погромче любит? ...
Помощник президента России Юрий Ушаков сообщил, что президент России Владимир Путин впервые проведёт встречу с президентом Ирана Масудом Пезешкианом во время рабочего визита в ...