Судьба медвежонка Тедди
novayagazeta — 24.03.2023
Что вам напомнит новая экспозиция в Музее русского
зарубежья «Исход 1920–1922. Истории и судьбы». Экскурсия по настоящему.
У моей близкой знакомой Л. после начала спецоперации уехали
дети. Ну как «дети» — взрослый сын, его жена и маленькая
дочка.
Уезжали весной, с чемоданами. С большими, конечно. Все-таки
неизвестно, сколько предстоит там жить — самая необходимая одежда,
обувь, какие-то игрушки для девочки, несколько самых любимых
детских книг, не знаю, бутылочка для молока.
Потом пришло лето, и стало понятно, что переезд надолго. В
какой-то волшебный грузовик, который возит через границу вещи
релокантов, как сейчас говорят (удобное слово), погрузили еще
несколько тюков нужного и необходимого.
И все же, несмотря на две поездки волшебного грузовичка,
что-то важное забыли. Вещи перетаскивались с квартиры на квартиру,
перекладывались десятки раз из тюка в тюк, из сумки в
сумку.
В результате выяснилось: ребенку невыносимо нужна деревянная
детская лошадка.
Забыли семейные реликвии: увеличенный фотопортрет прабабушки
и прадедушки, младенческое платьице, первые детские тапочки с
помпончиками, дорогую сердцу посуду — две чашки, кофейник… И да,
плюшевого медведя, конечно.
Кое-что в этой суматохе найти не удалось. Но все-таки ко
второй поездке волшебного грузовичка Л., торжествуя и радуясь, что
спасла реликвии, отправила посылку с не то чтобы очень нужными, но
дорогими вещами.
…Я вспомнил эту историю сразу, когда пришел в Музей русского
зарубежья на экскурсию «Исход 1920‒1922. Истории и судьбы». Вот та
же самая деревянная лошадка. Практически такая же. Вот крестильное
платьице для младенца. Вот плюшевый медвежонок Тедди, который из
России переехал в Китай, а оттуда в США. Вот чемоданы. Вот
книги.
Экспозиция в Музее русского зарубежья «Исход 1920‒1922.
Истории и судьбы». Фото: соцсети
В этом музее нет
«типологических» экспонатов. И нет экспонатов, которые куплены за
деньги (об этом экскурсовод гордо объявляет в самом начале).
Есть, конечно,
элементы музейных декораций, немного театральные — патефон, на
котором звучит голос Шаляпина, вот эти чемоданы, составленные в
пирамиды. Остальное — реальные вещи белых эмигрантов, переданные
музею семьями тех, кто уехал из России навсегда уже сто лет
назад.
Есть среди них
совершенно уникальные, например, салфетка из Зимнего дворца и
хрустальная подвеска, упавшая с люстры после выстрела. Ее бережно
завернул в эту салфетку один из юнкеров, защищавших до последнего
резиденцию императора.
Конечно, бережно
хранились в семьях боевые реликвии — погоны, например, их тут
много. О каждом из них можно рассказывать долго — «дроздовцы» и
«каппелевцы», войска белого Севера и Юга, Запада и Востока. Что
означает этот цвет на погоне, что означает этот кант. Порой
самодельные, сделанные из шинельного сукна, обшитые наспех, с
пуговицами вместо звездочек.
Есть в экспозиции и
шашки, причем одна — боевая, с зарубками и деформациями — понятно,
от чего, но оружия здесь мало, и война в экспозиции — не основная
тема. Основная — память. И все-таки главными вещами для меня
оказались именно эти, домашние — лошадка, медвежонок, младенческое
платьице. Книги, книги, книги, которые вдруг обрели невероятную
ценность.
Экспозиция в Музее русского зарубежья «Исход 1920‒1922.
Истории и судьбы». Фото: соцсети
…Я ждал, конечно,
что будут какие-то совпадения. Но не до такой степени. Не до
такой.
Музей как жанр
(хороший музей) и от книги, и от фильма отличается тем, что цепляет
твое сознание на каком-то ином, неуловимом уровне.
Ты не понимаешь, в какой момент и по какой причине у тебя
начинает щемить сердце, перехватывать дыхание — ну да, чашки, ну
да, подвеска, ну медвежонок, ну погоны, ну иконка… Просто вещи,
просто предметы, интересные, ну и что?
У меня это
случилось в довольно странный момент — речь зашла о том, как
находившиеся в чудовищных условиях лагерей для перемещенных лиц (а
именно это ждало корпуса белой армии в Турции или в Эстонии)
солдаты и офицеры умудрялись поддерживать чистоту, порядок,
выглядеть опрятно, бриться, заботиться о каждом ребенке, о каждой
семье (ведь многие отступали с семьями). И все это притом что
кормили-то ужасно, а порой не кормили совсем, притом что жить в
палатках и бараках приходилось месяцами, что медикаментов и
врачебной помощи не было (пока в Галлиполи, например, не пришла
американская), и все это уже после того, как они «спаслись от
большевиков». Война проиграна, родина потеряна. И все равно —
порядок, чистота, дисциплина, гигиена и санитария, забота о малых и
больных.
И вдруг я понял,
что хотя дети моей знакомой Л. и другие «дети» — не воюют, но и они
сейчас внутри того же сюжета изгнания, сюжета библейских испытаний
— когда самые необходимые, самые простые вещи даются с огромным
трудом, как бы строятся заново, когда огонь, говоря образно,
извлекается трением одной палочки о другую, и неоткуда взять
ощущения обычной жизни, ее
просто нет.
Многие сейчас
возражают, не принимают сравнение первой большой волны русской
эмиграции — с нынешней (я насчитал, что она пятая). Но вот я
посмотрел в Музее русского зарубежья цифры: два миллиона человек
оказались в эмиграции после той Гражданской войны, то есть уехали,
бежали из России.
На сегодняшний день
социологи, демографы, разные источники говорят о том, что только за
первый год из России уехали (плюс минус) миллион человек. Это не
официальная статистика — да ее и невозможно найти, по многим
причинам. Государство ее скрывает, и пока границы, слава богу,
открыты — многие пересекают их в разном направлении. Но есть некие
данные сопредельных государств, там уже счет идет на сотни тысяч, и
эта статистика выплывает сама, двести тысяч «русских» только в
Казахстане, триста тысяч только в Грузии.
Рига, Таллин,
Вильнюс, Берлин, Прага, к ним, конечно, добавились Тбилиси и
Тель-Авив (сто лет назад независимая Грузия продержалась недолго, а
Израиля еще не было) — стали и центрами притяжения для эмигрантов в
целом, и центрами возникновения новой «эмигрантской культуры»:
редакций, изданий (только теперь они в основном не бумажные, а
цифровые), спектаклей, книжных ярмарок и выставок, какого-то
подобия клубов, домашних салонов.
Белые эмигранты увозили с собой не только вещи и книги, но и
целые «институты» прежней жизни:
например, за
границей, как только чуть-чуть все утрясалось или даже не дожидаясь
этого момента, офицеры учреждали кадетские корпуса (последний из
них, во Франции, прекратил свое существование лишь в 1960-х годах),
благотворительные общества для помощи неимущим и больным, детям и
одиноким матерям, вообще любые способы добровольных общественных
объединений — воинские союзы, даже партии. Учреждали они не только
редакции новых газет и журналов, но и научно-образовательные центры
— библиотеки, архивы, был Карлов университет в Праге, который давал
гражданское образование офицерам белой армии, были и другие курсы и
школы для детей и взрослых.
Новая, пятая волна
эмигрантов, за редким исключением, из образовательных учреждений
пока родила лишь частные детские садики, что понятно: основной
контингент из этого миллиона — молодые семьи, у которых растут еще
совсем малыши.
Экспозиция в Музее русского зарубежья «Исход 1920‒1922.
Истории и судьбы». Фото: соцсети
…Музей русского
зарубежья, конечно, состоит не только из уникальных экспонатов,
очень редких фотографий, фактов и цифр. Он состоит главным образом
из историй — о людях, которые сражались против большевиков на
фронтах Гражданской войны, об их трагических судьбах.
Какое чувство я
испытываю, когда слышу, например, о полковнике Враштиле, который
выводил свой Конно-Егерский полк в «полосу отчуждения» КВЖД, то
есть в Китай? Казаки на границе попросили разоружиться и клятвенно
пообещали «отпустить». Враштил поверил их слову и приказал своим
сдать оружие — казаки раздели пленных, голых посадили в вагоны,
пытали, утопили в реке, Враштила расстреляли.
Какое чувство я
испытываю, когда узнаю, как большевики извлекали из могилы тело
генерала Корнилова, главнокомандующего Белой армии, глумились над
ним и сожгли —
и с тех пор белые с боями прорывали фронт, совершали
отчаянные вылазки, теряя людей, просто чтобы отбить тела своих
погибших командиров, не позволить глумиться над ними?
Какое чувство
вообще может испытать нормальный человек, узнав, как в Крыму
расстреливали тысячи белых офицеров, не захотевших уехать, которым
Фрунзе обещал помилование — и они приходили на «перепись», называли
себя и свои адреса, веря в «слово военного»?
Многие из этих
фактов стали известны еще во время перестройки — но многие так и
остались вне поля зрения читающей публики. (Да и где она теперь,
эта «читающая публика»?) Сотни, тысячи фактов глумления, пыток,
подлого обмана, зверств и расстрелов — все это совершали
красные.
Конечно, новая
волна эмиграции — это совсем не те люди, которые в ужасе и панике
садились на корабли, отплывающие из Крыма, в давке, теряя вещи,
рискуя утонуть (но хотя корабли были переполнены и плыли, оседая по
корму, утонул лишь один небольшой корабль). Это не те люди, которые
отчаянно, повинуясь воинскому долгу, воевали за свои убеждения. Это
не те люди, которых морили голодом в лагерях. И не те, которые
выменивают последние вещи на еду.
Даже порой
кощунственным кажется это сравнение.
Но хороший музей —
это такой жанр, который заставляет тебя вынырнуть из прежних
стереотипов.
И вот этот,
конкретный Музей русского зарубежья, он, конечно, умеет задавать
вопросы. Довольно тяжелые вопросы.
От чего бегут
сегодня наши соотечественники? От того же самого, по большому счету
— от военных действий. Да, конечно, сами они отказались в них
участвовать. Но эта ***** имеет все шансы перерасти в другую. И что
тогда?
…Экскурсия
заканчивается неожиданно — черной стеной, где просто размещены
буквы, огромный текст. Это речь Бунина 16 февраля 1924 года, в
которой он откликается на смерть Ленина, откликается, пораженный
реакцией западного мира.
Как ни странно, эти
буквы на черной стене — оказываются главным «экспонатом». Речь
Бунина стягивает в себя все смыслы, все музейные истории — и эти
семейные реликвии, и деревянную лошадку, и письма, и фотографии из
лагерей.
«Миссия русской эмиграции, доказавшей своим исходом из России и
своей борьбой, своими ледяными походами, что она не только за
страх, но и за совесть не приемлет Ленинских градов, Ленинских
заповедей, миссия эта заключается ныне в продолжении этого
неприятия. «Они хотят, чтобы реки текли вспять, не хотят признать
совершившегося!» Нет, не так, мы хотим не обратного, а только иного
течения. Мы не отрицаем факта, а расцениваем его, это наше право и
даже наш долг, и расцениваем с точки зрения не партийной, не
политической, а человеческой, религиозной. «Они не хотят ради
России претерпеть большевика!» Да, не хотим — можно было претерпеть
ставку Батыя, но Ленинград нельзя претерпеть. «Они не
прислушиваются к голосу России!» Опять не так: мы очень
прислушиваемся и — ясно слышим все еще тот же и все еще
преобладающий голос хама, хищника и комсомольца да глухие вздохи.
Знаю, многие уже сдались, многие пали, а сдадутся и падут еще
тысячи и тысячи. Но все равно: останутся и такие, что не сдадутся
никогда».
Тогдашний вопрос
Бунина — почему Запад примирился с большевизмом, почему он «сдал»
ему настоящую большую Россию — остался в прошлом. Да, в общем и
целом, примирился. Не смог не примириться.
Но есть у него вопрос и совершенно сегодняшний — примирились
ли мы с
большевизмом? И что делать пятой волне эмиграции — тоже
«примиряться» с «течением рек»?
Те эмигранты не
захотели, они ждали десятки лет, ждали из поколения в поколение —
но ничего не дождались, увы.
Экскурсию (надо
сказать, очень хорошую) по экспонатам музея и по его «историям»
проводят раз в неделю. Могут купить билеты и записаться заранее
пятнадцать человек. На той экскурсии, где был я, нас оказалось
пять. Были и «неорганизованные посетители», слава богу. Но немного.
Не так много, как хотелось бы.
В прекрасном новом
здании Музея русского зарубежья на Таганке, буквально через улицу
от исторического здания театра, где играли Высоцкий и Золотухин,
Демидова и Смехов, в уютном московском снегу, среди поместий,
особняков, церквей, в переулках старой Москвы — как в золотом ларце
хранятся теперь эти реликвии. Погоны, иконы, награды, подвеска от
люстры, салфетка, которые путешествовали через океаны.
Странное чувство.
Кажется, что их вернули на родину, поставили в «красный угол» в
большой московской избе — и что же дальше? А в каждой этой истории,
в каждой этой вещи горят огнем страшные, непростые вопросы.
Они не простые,
например, и для меня лично — потому что оба моих деда, русский и
еврейский, воевали на Гражданской войне за красных, были тогда на
фронте с другой стороны. И понимая правду белых, я в какой-то мере
понимаю и правду красных.
Правда проигравшей
стороны, видимо, никогда не становится главным историческим
нарративом — это можно понять хотя бы по истории Юга в гражданской
войне в США, которая была за 50 лет до нашей, войне тоже чудовищной
и беспощадной. Хотя нам со стороны трудно судить — были ли на ней
та же подлость и тот же садизм? Но все-таки эта правда не должна
быть забыта, не должна быть уложена в «дальний ящик».
Экспозиция в Музее русского зарубежья «Исход 1920‒1922.
Истории и судьбы». Фото: соцсети
Но мы так ничего и
не поняли про этот опыт, мы не знаем, как с ним быть и как к нему
относиться — несмотря на огромную научную литературу (только
библиографический указатель работ о русской эмиграции занимает два
тома), несмотря на вернувшиеся в культурный обиход имена, книги и
даже кино. Кстати, если пойдете в музей, спросите экскурсовода, в
чем неправда, где подтасовки в таких любимых нашим народом фильмах,
как «Бег», «Служили два товарища» или «Адъютант его
превосходительства», будет интересно.
Улеглись в какую-то
очень уютную, очень удобную идеологическую упаковку все эти
истории, эти реликвии («власть свергать ни в коем случае нельзя,
революция это плохо, но великий СССР, великого Сталина мы вам не
отдадим, это про другое»). Кругом — по-прежнему культ советской
эпохи, всего советского, во всех, даже мельчайших проявлениях, от
эстрадных песен до советских плакатов и реклам.
Но ведь они не для того через сто лет вернулись на родину,
эти эмигрантские истории и эти пронзающие вещи — чтобы их просто
«признали», чтобы «позволили» им вернуться через десятилетия вражды
и ненависти, чтобы их бережно упаковали в витрину. Нет, не для
этого.
Не уместились в
этот золотой, прекрасный ларец ни противоречия белой эмиграции
времен Второй мировой войны — когда одни верили, что Гитлер
освободит страну от большевиков, и пошли воевать за него, а другие
отчаянно с ним боролись. Не уместилась драма «возвращенцев», столь
актуальная сейчас — те, кто вернулся в тридцатые, все были
уничтожены, те, кто в конце сороковых или в пятидесятые, могли
чудом и уцелеть.
Но главный вопрос
музея задан главным «экспонатом», речью Бунина — ну а можно ли
примириться со злом, если ты знаешь, что это зло? Можно ли
примириться со злом, если оно непобедимо? Можно ли примириться с
тем, с чем примириться невозможно?
Вопрос задан… Но ответ как будто повис в воздухе.
Но это не вина
музея и не вина людей, его создавших.
А у меня вопрос
попроще, конечно. Вернется ли плюшевый медвежонок на Родину, и
когда, через сколько лет?
Я не знаю. Я только
знаю, что очень его жду.
Борис Минаев,
писатель, журналист