Субретки.
ariananadia — 04.01.2022Cубретка (фр. soubrette от прованс. soubreto – деланый, напускной) - это театральный термин, актерское амплуа. Так называли резвую и лукавую служанку, горничную, помогающую господам в их любовных интрижках, но при этом не забывающую об устройстве своего личного счастья.
Cубретка появилась из женской маски комедии дель арте серветты. Серветта комедии дель арте поначалу была грубее, демократичнее субретки. В конце 17 в. в творчестве итальянской актрисы К.Бьянколелли (выступала на французской сцене с 1683) маска серветты трансформировалась, приобрела более салонный характер.
Манн, Александер
В западноевропейской практике 17–19 вв. между «молодой героиней» и «субреткой» устанавливались такие взаимоотношения, при которых служанка являлась не только помощницей, но подругой и наперсницей своей госпожи.
Joseph Caraud,
Субретка, как ее поверенная, служила посредницей между влюбленными, содействовала их свиданиям, переносила записочки, искусно отводила глаза от этих шашней подозрительной матери или тетки, выпроваживала немилых для барышни претендентов на ее руку и, дипломатично преодолев и разрушив все препятствия, мешающие счастью влюбленных, устраивала, наконец, их свадьбу.
Gustave Jean Jacquet (France, 1846-1909).
Художник Пьер Франсуа Бушар
Словом, это была некая добрая фея, в руках которой находились все пружины и нити господского романа, и без ее помощи и участия героиня, кажется, и шагу не могла ступить.
Raimundo de Madrazo
Субретка бойкая, беззаботная, любопытная и находчивая девушка, немного легкомысленна, склонна к озорству и кокетству и обожает обсуждать сплетни. Она лишена дурных намерений, искушена более своих подруг и потому способна давать полезные советы.
Alexander Mann (British, 1853-1908) Soubrette
Таковы Николь в Мещанине во дворянстве, Дорина в Тартюфе, Туанетта в Мнимом больном, Зербинетта в Проделках Скапена Мольера. Они остры на язык и деятельны. В комедиях П.-К. де Ш.Мариво субретки становятся более утонченными, по-женски привлекательными, способными на хитроумные интриги (Марион в Ложных признаниях, Розетта в Игре любви и случая). П.-О. К.Бомарше акцентировал в этом амплуа кокетливость и женственность (Сюзанна в Безумном дне, или Женитьбе Фигаро). Известные исполнительницы ролей субреток в труппе «Комеди Франсэз»: Ж.О.Боваль, А.Данжевиль, Белькур.
Emile Pierre Metzmacher
При низком социальном положении субретка играет очень важную роль внутри пьесы, она провоцирует движение интриги, динамизирует (часто вместе с парным мужским персонажем – слугой, своим возлюбленным и помощником) события, преодолевает возникающие на пути влюбленных препятствия.
Художник Эмиль Pierre Метцмахер
Как деятельный персонаж субретка в театральном представлении может становиться более заметной, чем ее пассивная (по отведенной ей в драматургии роли), не столь выразительная по сценическим возможностям госпожа.
Émile Pierre Metzmacher (1815-1890) - L'amour chez les nobles, l'amour chez les paysans
В те эпохи, когда в театре еще не было понятия ансамбля, субретка часто носила более элегантный, пышный, броский сценический наряд, чем главные героини. В актерском исполнении субретки особенно заметна манера смеха с переливами, бесконечного и безостановочного (т.н. каскад). Отсюда роли этого плана также иногда называют «каскадными ролями»...
Художник Auguste Toulmouche (1829 - 1890)
Это в театре, а в жизни?
Принято считать, что жизнь прислуги в богатых домах в старину была не сладкой. Однако художники XIX века дружно опровергают это мнение. Милые горничные на картинах признанных мастеров жанровой живописи обычно выглядят вполне довольными своей судьбой. Более того, судя по многим полотнам, они вовсе не скучали на работе и не были изнурены рабским трудом.
Художник Joseph Caraud (1821-1905)
Joseph Caraud,
Среди бытовых сюжетов XIX века очень популярна тема горничной, которая тайком от хозяев пользуется некоторыми радостями жизни, доступными ей в большом и богатом доме: допивает напитки из фужеров, вытирая пыль, любуется на себя в зеркало или, даже, примеряет хозяйские наряды.
Вильгелм Амберг, «Горничная», 1862 год
Emile Pierre Metzmacher
Joseph Caraud (1821-1905)
Эмиль Пьер Метцмахер, «Горничная у буфета», Франция, конец XIX века
Joseph Caraud (1821-1905)
Вильгельм Амберг горничная
Художник Joseph Caraud (1821-1905)
Конечно, надо предполагать, что девушки иногда все же работали, ведь кто-то должен был выполнять все обязанности по дому, а их было действительно немало. Чаще всего мы представляем прислугу с красивыми перьевыми метелками для пыли, однако кроме этой несложной работы было еще множество другой, более тяжелой: чистка ковров и мебели, камины, которые приходилось топить, а затем вычищать, в некоторых небольших домах на горничных лежала еще и стирка, да и переодевать хозяйку приходилось по несколько раз в день.
Raimundo de Madrazo
Джозеф Каро (Joseph Caraud) (1821-1905)
Художник Анри Гийом Шлезингер
Не удивительно, что, умаявшись от тяжелой работы, бедняжки позволяли себе поваляться на хозяйских диванах или устроить для себя небольшой перерыв, поблизости от буфета.
Joseph Caraud, «Отдых»
Художник Анри Гийом Шлезингер
Живя в одном доме с хозяевами и принимая их беды близко к сердцу, как свои собственные, стоит ли удивляться, что девушки порой страдали излишним любопытством и стремились узнать некоторые секреты – начиная от того, что принесли в красивых пакетиках из лавки, и заканчивая разговором хозяев, который все равно доносится из-за двери.
Художник Вильгельм Амберг
Художник Вильгельм Амберг
Если кто-то и обвинял бедняжек в подобных грехах, то уж точно не художники, которые их за этими занятиями запечатлели – ведь нельзя по-настоящему сердится на таких милых красоток!
Художник Франсуа Брюнери
Бойкие молоденькие служанки, судя по картинам, умели неплохо пристроиться в любую эпоху.
Luigi Scaffai (Italian 1837-1899)
https://www.youtube.com/embed/nVDR-itSNL8
Горничная Адель Оперетта "Летучая мышь" Иоганна Штрауса, СССР 1979.
https://www.liveinternet.ru/users/fox-cub77/post283896253/
https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/SUBRETKA.html/