Стругацкие как миф и икона "совкового интеллигентства"
don_katalan — 30.07.2022 танислав КукарекаСлегка поверхностный взгляд, хотя и интересный. И главное - изрядно манипулятивный. Подробный разбор сего опуса по объему превзойдет само произведение, так что постараюсь кратко.... Стругацкие как миф и икона "совкового интеллигентства" сами были ведь той самой "гнилой интелигентщиной" во первых, а во вторых - действовали в условиях "советской действительности" во всей ее красе. О чем не стоит забывать вдаваясь в анализ. Главным (если не единственным) оружием "гнилой интеллигентщины" периода совка была фига в кармане, и ничего кроме фиги в кармане. И такое положение вещей формировало что менталитет что творчество Стругацких. Фигу в кармане разглядеть может не каждый, и потому оценки того творчества сильно разнятся. В принципе сама идея этой фиги была именно в том что бы "не каждый мог разглядеть", в том был основной принцип. И потому все то движение (которое Стругацкими отнюдь не ограничивалось) сильно тяготело к формам "узкого круга причастных", тайным бухаловом на кухнях (а потом - и по подвалам) и прочими там рецидивами массонства. Это объективная реальность с которой следует считаться. Но с другой стороны тут интересна и "тема КГБ". Ибо само то КГБ что призвано было с той фигой в кармане бороться яростно воспринимали это все явление как явного противника. Причем довольно мощного противника. И дальше - старая как мир история, когда например народ-победитель восторгается красивой формой эсесовцев и какой то хоть интеллигентностью не только полковника Исаева но даже и группенфюрера Мюллера. Противник вызывает интерес, местами уважение и иногда даже и зависть. Вот именно та "элитарность узкого круга" была для самих КГБистов довольно привлекательна и кстати малодостижима, была предметом зависти. И это проявлялось явно еще даже тогда.
Какая то "белая кость" из внешних разведок искренне презирала дуболомов из "шестерки" например, и нифига их не пускали в свой "узкий круг", и т.д. Не говоря уже про ментов и прочие "отбросы общества". И эти самые "элиты КГБ" на своих кухнях под коньяк обсуждали такое чего никаким гнилым диссидентам даже и близко не снилось. Саму структуру они поняли (и даже воспроизвели), но далеко не суть, там снова культ Карго. И лично Путин, что служил в том КГБ не в самом большом чине и далеко не по "элитарным направлениям" естественно испытывал там зависть, злобу и ненависть к "элитам" всяким даже в чисто КГБшном понимании этого термина. И естественно при первой же возможности он начал "исправлять ошибки", строить свою собственную "элиту из элит" по тем же самым принципам но в гораздо большем масштабе. И соответственно он сам (и окружение его) эту конструкцию всю сильно уважают....
Но фига в кармане она кроме того что в кармане - она еще и фига. Что важное довольно ее свойство. И это свойство рассмотреть (и осознать) опять таки дано не всем (ибо она же блин в кармане).... И это во многом касается автора сего текста. Да, "узкозть круга" и прочая там "тайность операций" будучи (как минимум отчасти) прямым последствием "фиги в кармане" у Стругацких безусловно присутствует, особенно на определенных временных этапах их творчества. Но фишка в том что ведь не все там было гладко даже в ходе "тайных операций" и внутри тех "могущественных организаций", скорее можно сказать что творчество Стругацких это скорее критика подобного подхода, местами переходящая в сатиру.
Несведующие люди могут не заметить что даже тех "КомКонов" было явно больше одного, и отношения между ними были далеки от идеальных (вплоть до вооруженного противостояния). Что почти каждая такая "операция" сталкивалась с какими нибудь трудностями обычно в форме "эксцесса исполнителя", причем эти трудности носили масштаб как правило фатальный для той операции. И сами те "организации" страдали жестоко от личных убеждений (и амбиций) каких нибудь их членов. В конце концов неплохо вспомнить что "мир полдня" где "наши всех победили" и фонтан оптимизма - это относится к ранним (очень) этапам творчества Стругацких, а вот чем дальше в лес - тем оптимизма меньше там, и ближе уже к середине (и далее) там с оптимизмом хреновато. Можно даже сказать что там уже "чернуха" явная, да и вообще произведения становятся все тяжелей и тяжелее. И факт имеет место быть.
В конце концов Стругацкие даже выходят далеко за рамки жанра бросая всякую "научность" и ударяясь в явный мистицизм, и далеко даже не в шутливой форме "понедельника" а например в "Граде обреченном", и то произведение очень тяжело назвать "гимном светлому будущему".... Короче все не так однозначно
|
</> |