«Strawberry Fields Forever» The Beatles. 10 перспектив истолкования

The Beatles - Strawberry Fields Forever
https://www.youtube.com/watch?v=HtUH9z_Oey8
ДВА КИНОШЕДЕВРА
Композицию The Beatles «Strawberry Fields Forever» (1967) – «Земляничные поляны навсегда» – ассоциируют с ливерпульским приютом «Strawberry Fields». Но это не помогает объяснить сам контент, который называют «загадочным» и «психоделическим». А ведь напрашивается параллель: десятью годами ранее вышел фильм великого шведского режиссёра Ингмара Бергмана «Smultronstället» (название которого перевели на английский «Wild Strawberries», а на русский «Земляничная поляна»). Достаточно внимательно просмотреть его, и многое прояснится. Даже обновлённый имидж музыкантов. Надо только не отвлекаться на цвет.

https://en.wikipedia.org/wiki/Strawberry_Fields_Forever
https://en.wikipedia.org/wiki/Strawberry_Field
https://en.wikipedia.org/wiki/Wild_Strawberries_(film) 1957
Конспект фильма размещён в отдельном посте.
БОЛЬШОЙ ПРОЕКТ
«Strawberry Fields Forever» – не «песня», а большой проект, включавший в себя текст, мелодию, студийную аранжировку, промо-фильм, продвижение, критический приём, анализ и др. Он необычайно сложен в исполнении – только студийная запись растянулась на пять недель. А его философия исключительно глубока.
Промо-фильм «Strawberry Fields Forever» в январе 1967 года снимал Питер Голдманн – тоже шведский режиссёр – ровно на десятилетие «Smultronstället». Известно, что Джон Леннон сочинял песню на съёмочной площадке фильма «How I Won the War», который снимали в сентябре-октябре 1966 года, а значит, был погружён в мир кинематографа. Это тоже в своём роде киношедевр. Каждый кадр там продуман, и можно заметить аллюзии на фильм Бергмана.

«Strawberry Fields Forever» становится понятнее, если представлять его нарратив от лица доктора Исака Борга. Лирическое «Ты» песни – это и блондинка Марианна рядом с Боргом, и каждый зритель фильма. Начало песни («Let me take you down, 'cause I'm going to Strawberry Fields») – словно Борг сворачивает в усадьбу Smultronstället, где гостил в детстве. Неслучайно после этой фразы позади музыкантов проносится машина, а гитара имитирует тихое бибиканье. Вероятно, кто-то понял эти намёки. В 1950-х фильм Бергмана был сенсационно известен.
ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Каждый волен понимать «Strawberry Fields Forever» (как и любой шедевр) по-своему. Однако системная интерпретация должна учитывать множество перспектив истолкования:
1. Кинематограф как искусство. Режиссёр Ингмар Бергман. Психолог и режиссёр Ричард Лестер. Десятилетие кинофильма «Wild Strawberries» и «Strawberry Fields Forever». Альмерия и Альманы (плюс смерть Альмы Коган).
2. Биография и психоаналитическая терапия. Ностальгия по ливерпульскому детству. Смерть матери. Джон Леннон и Пол Маккартни. Страх сиротства. Ливерпульский приют и парк «Strawberry Fields». Духовой оркестр Salvation Army на празднике в парке. Кризис концертной деятельности The Beatles.
3. Сюрреализм и гипнология. Сны Исака Борга. Часы без стрелок. Сновидческая реальность. Сноподобность театральных и кинематографических нарративов. Галлюциногены, иллюзии. Усы Борга и Дали, краски авангардизма.
4. Экзистенциальная антропология. Рекуррентность сознания. Контрамоция памяти. Путь на закат, возвращение на Прародину, на зарю человечества, и далее к началу времён.
5. Пацифизм, непротивление. «How I Won the War». Клюквенный соус. Канонада литавров. Парадоксальные перемещения. Пианино рухнуло – но музы не замолчали.
6. Музыковедение. Нотный стан на дереве. Экспериментальные студийные техники. Новаторская композиция. Комбинаторика. Возвышение абсурдного текста. Светомузыка, космизм и мистицизм Александра Скрябина, «Прелюдия и ноктюрн для левой руки».
7. Библейская мифопоэтика. Мотив Грехопадения и Изгнания. Битлы возвращаются в первую главу Генезиса – и исправляют историю. Приручают Змея, превращая его в струны и ноты. На месте гневливого изгоняющего Бога – разверстое пианино, которое они разукрашивают. Вместо Запретного Плода – земляника и цветные фонарики. Вместо Креста и Древа Познания – Иггдрасиль бога Одина, дерево, оплетённое нотными линейками и знаками. Вместо Изгнания из Рая – прогулка на закат, с друзьями и собакой.
8. Психоделическая и перинатальная психология. Матрицы Станислава Грофа. Плацентарные символы, внутриутробное бытие. Перинатальные звуки. Первое биение сердца. Меллотрон имитирует голос новорождённого.
9. Танатология, потусторонность. Рекуррентность и мощный ритм символизируют агональный пульс. Прокручивание воспоминаний в последние мгновения жизни. Возвращение к истокам, уход на закат. Месседж был таким сильным, что утвердилась мистификация «Пол мёртв».
10. Генеалогия, род, семья. Корни предков, фамильное древо, на нём линии рода, генетические молекулы. Колыбель возникновения «Я».
Может показаться, что у создателей не было такого обширного списка замыслов, и не стоит прорабатывать столько перспектив интерпретации. Однако над «Strawberry Fields Forever» работали люди выдающиеся, погружённые в психологию, культуру, духовную жизнь. А сверхсознание гениев работает быстро. Скорее, в этом списке чего-то недостаёт. Раскрытие пунктов – в другой раз.
