Страсти по церковнославянскому яз (свежее).
pretre_philippe — 26.10.2011 Когда видишь, какими методами и с какой злобой защитники ЦСЯ нападают на всех тех, кого они называют «обновленцами», то начинаешь задумываться о том, что их собственное духовное и душевное устроение явно ненормально. И может быть, в том числе оттого, что превратили этот церковный язык в некий эстетический идол, при этом рассматривая как святотатство тех, кто малейшим образом может поставить их собственный идол под сомнение! Славянский язык совсем не достоин того, чтоб его защищали такими отвратительными средствами…http://golishev.livejournal.com/1762120.html?thread=38852424#t38852424
http://golishev.livejournal.com/1762120.html?thread=38852680#t38852680
Я напомню здесь одну заметку покойного о. Георгия Чистякова, который, между прочим, писал следующее (как раз в точности обозначив диагноз того явления, что проявилось в диалоге по вышеуказанной второй ссылке):
Для простого человека молитва на непонятном языке иногда не так уж бессмысленна. Она вызывает в его сердце чувство благоговения перед ее непонятностью и какого-то особенного умиления, которое прекрасно описано Чеховым в рассказе о старушке, со слезами вслушивавшейся в "паки и паки". Но для человека мало-мальски образованного такая молитва крайне вредна, ибо она volens-nolens приобретает характер интеллектуального дела, в молитву на выученном, вызубренном языке охотно включается ум, и при этом из нее начисто выключается сердце. Она оказывается связанной с узнаванием слов и выражений, с работой мысли, но не сердца. В целом такая молитва приводит к тому, что наше исповедание становится чем-то либо оторванным от жизни, искусственным и напоминающим механического соловья, либо превращается в образ мыслей, философию или идеологию, в нечто, опять-таки оторванное от реальности. Отсюда наша сердечная сухость, жесткость, безжалостность, отсюда получается, что мы все умеем правильно понять, но не умеем просто пожалеть того, кому плохо, не умеем отозваться на боль другого, прийти на помощь и утешить. Не случайно же сегодня очень многие жалуются на то, что, придя в Церковь, казалось бы, приблизившись к Богу, люди, особенно молодые, почему-то становятся жесткими, бессердечными, резкими, хотя по идее должно быть все наоборот.
Ну и то, что сторонники русского языка в богослужении нисколько не против сохранения церковно-славянского (я сам молюсь дома на ЦСЯ), но просто за то, чтобы и русскому в том числе дана была возможность быть использованным наравне с ЦСЯ, я устал уже повторять. Похоже, эта простая истина никак не может дойти до вышеупомянутых оборонителей.