Страшная авария Айртона Сенны
nastyono4ka — 03.09.2020К 1994 году лучшим гоночным автомобилем Формулы-1 считался болид команды Williams. Айртон Сенна очень стремился попасть в эту команду, ему это удалось, но решение перехода из McLaren оказалось роковым.
Перед стартом сезона 1994 года Международная Автомобильная Федерация запретила использование активной подвески, сделав болиды Формулы-1 очень капризными. Эдриану Ньюи, главному конструктору Williams, пришлось создавать модель FW16 практически с нуля. Болид получился очень быстрым, но ненадежным. На первых двух Гран-при Сенна брал поул-позиции, но ни разу ему не удалось финишировать. В Имоле Айртон надеялся отыграть победу у Михаэля Шумахера, одержавшего к тому моменту две победы.
Черный Гран-При
Гоночный уикенд начался с аварии в пятницу Рубенса Баррикелло. Он сломал нос и ребро, оказался в больнице и не смог из-за этого участвовать в гонке. Сенна навестил Баррикелло в больнице, хотя врачи запретили ему это делать, поэтому Айртону пришлось перелезть через стену.
«Он в порядке. Конечно, он в шоке от случившегося, но он в порядке» — отвечал Сенна журналистам.
«Первым, кого я увидел, был Айртон, – вспоминал потом Баррикелло, – В глазах его стояли слезы. Раньше я никогда не видел его таким. Казалось, он переживает мою аварию словно свою собственную».
На следующий день во время субботней квалификации погиб 33-летний австрийский гонщик Роланд Ратценбергер, проводивший всего третий Гран-при в карьере — его машина вылетела с трассы в скоростном вираже «Вильнёв» на скорости около 314 километров в час и ударилась левой стороной о железный ограничитель.
В воскресенье, 1 мая 1994 года, на 7 круге Гран-при, машина Сенны под прямым углом врезалась в стену в повороте Tamburello.
В Бразилии, на родине Сенны, был объявлен общенациональный траур. В последний путь трёхкратного чемпиона мира провожала вся страна. Айртон Сенна был похоронен на кладбище Морумби близ Сан-Паулу.
Версии страшной аварии
Первая версия заключалась в ошибке пилота – потере управления.
Спустя несколько дней во всем начали обвинять трассу в Имоле — покрытие незадолго до гонки обновлено, и многие команды жаловались на плохое сцепление.
Затем возникла версия о возможности прокола шин, который мог произойти из-за наезда на обломки от столкновения других болидов. Технические экспертизы это предположение не подтвердили.
В январе 1995 года была названа официальная причина аварии — Айртон Сенна потерял управление над болидом из-за поломки рулевой колонки. Смертельные ранения гонщику нанес рычаг подвески, который после удара об отбойник отлетел в шлем пилота.
В декабре 1997 года суд оправдал бывшего главного конструктора Williams Эдриана Ньюи и официальных представителей автодрома в Имоле Федерико Бендинелли и Джорджио Погги в связи с отсутствием доказательств вины.
В своей книге Ньюи об этой аварии написал:
Стала ли причиной аварии рулевая колонка или нет, независимо от этого нельзя отрицать факт, что конструкция была неудачной, и нельзя было допускать её установку на машину. Я был одним из руководителей бригады конструкторов, разрабатывавших машину, в которой погиб великий человек.
Было ли одно из колёс проколото или нет, но он выбрал внутреннюю траекторию, более быструю, но асфальт там более неровный, при том что машина не отличалась аэродинамической стабильностью, и это привело к тому, что контролировать её поведение было трудно даже для него.
По большей части я чувствую свою вину даже не за возможный отказ рулевой колонки, который мог спровоцировать аварию, – в чем я сомневаюсь, а за то, что испоганил аэродинамику машины. Я напортачил при переходе от активной подвески к пассивной и сделал аэродинамически нестабильную машину, и на ней Айртон пытался сделать то, на что она не была способна. Был ли у него прокол или нет, но машину сорвало с трассы, когда он поехал по внутренней траектории – по более быстрой, но менее ровной части трассы. Эта машина оказалась слишком трудной даже для него.
Это была очень страшная авария, меня до сих пор накрывают эмоции. На фильме про Айртона Сенну я не могла справится со слезами. Да и этот пост дался мне тяжело...