Странные парни из 8-го штаффеля

топ 100 блогов igor_ktb08.07.2023

В процессе перевода 3-го тома Момбеека про JG 5 внезапно натолкнулся на мысль о том, насколько выделяется среди других означенный 8./JG 5. Причем не так, как знаменитый «экспертенштаффель» - в герое моего рассказа особых супер-экспертов не видно. Наверное, потому что все записные вруны собрались по другим местам: в том же 6-м, 7-м, куда уходил передавать свой опыт невероятных побед «Великий Тео», или в 9-м, где самозародился еще один мега-эксперт Шук. Нет, был там, в 8./JG 5, конечно, товарищ по фамилии Норц, который тоже был ярким представителем индивидуума с шейной чесоткой, однако до Шуков и Вайссенбергеров он явно не дотягивал.

Поразил меня штаффель наличием странных персонажей, поведение которых не вяжется с привычным образом немецких летчиков-истребителей.

Например, был такой Ханс-Бруно Дипен, совсем молоденький пацан, которому в январе 1944 г. только исполнилось 20 лет. Читал я про него, а перед мысленным взором становился кадет Биглер из «Швейка». Дипен прибыл в 8-й штаффель летом 1943 г. и к концу года имел 10 «сбитых», из которых точно подтверждается только четыре. Еще один может быть, но может быть и нет. Зато летчик был очень активный и скоро даже заменял командира во время его отсутствия, и даже командовал отдельной группой на Алакуртти. Сбивали его самого тоже не раз. 2 сентября он сел на брюхо, а 6 февраля 1944 г. еле долетел на базу с тяжелым ранением в бедро. Тут бы ему отдохнуть, но нет – он побежал обратно воевать. Вот о нем пишет унтер-офицер Хайн: «...Все еще ковыляя с палочкой, на бедре гигантская повязка, […] лейт. Дипен предстал перед командиром группы и попросил у него разрешить ему летать. Командир сказал ему, случись чего, ты сядешь там в открытом поле и не сможешь сделать ни шагу. На вторичную просьбу командир наконец разрешил ему летать – но только над своей территорией и никогда одному. Пока ему хватило и этого. Но уже в первом вылете, который я с ним сделал, мы полетели далеко на восток, к Мурманску, на бреющем, где никакой русский не мог предположить наличие Ме.109. Внезапно посреди дикой пустоши у меня мимо уха пролетел трассер. В тот момент я подумал только о зенитках, но лейт. Дипен уже взмыл надо мной и тут я вдруг увидел Ил-2, который нас обстрелял. Дипен дал по нему очередь и Ил-2 в секунду улетел в куче обломков. С 40 м ящик упал, кружась, пропал в снегу и внезапно в небе встал ясно видимый столб дыма. Мы были вблизи учебного аэродрома и поймали Ил-2 в учебном вылете на краю поля. Вскоре после этого мы увидели примерно на 2000 м высоты некоторое количество курсантов на высшем пилотаже. Внизу, с аэродрома, взлетало некоторое количество русских, которые распознали угрозу для своих курсантов. Увы, бензин кончался, а то бы мы помогли кое-чем этим зайцам в их высшем пилотаже. Как только я посадил свою машину – мотор встал. Я выхлебал бак до последней капли». Ему вторит фельдфебель из наземной службы: «Наш лейтенант, хромавший на палочке, снова вернулся к нам из полевого лазарета. Другой бы был счастлив после такого «выстрела на родину» уехать домой. Лейт. Дипен напротив, настоял на том, чтобы несмотря на свои 5 осколков в ране срочно снова вылететь против русских. Мы помогли ему вскарабкаться в его машину и могли им только восхищаться. Он в тот день был холоден, как лед. После полета на 130 км на вражескую территорию он вернулся в расстрелянном самолете, полностью невредимым к нам обратно. В совершенно неравном бою против 40 русских летчиков ему удалось счастливо вывернуться.

Один раз он вернулся с атаки с бреющей высоты по поездам на Мурманской железной дороге с 70 пробоинами в своей машине. Однако он сам излучал радость и счастье: он из своего бортового вооружения поджег 3 цистерны с 30000 л топлива каждая! В другом полете он уничтожил в карельской тайге, опять с бреющего полета, 10 русских паровозов!»

Невероятный герой, ничего не скажешь. 10 паровозов, и это только до обеда!

Безрассудность в конце концов и свела его в могилу 8 марта 1944 г., когда он в полете над Рыбачьим вдруг взялся вдруг штурмовать какие-то одному ему ведомые цели. Летевший с ним Хайн пишет про береговую батарею, но почему-то после первого захода загорелся грузовик. Потом от самолета Дипена вдруг полетели куски и он кувырком улетел наземь. Немцы потом несколько раз недоуменно пролетали мимо, пытаясь понять, почему такой крутой пилот вдруг упал? В конце концов решили, что всему виной столб, торчавший где-то рядом. Мысли о зенитном огне с земли ни у кого не было, между тем, у нас на этот самолет претендует пулемет ДШК взвода ПВО штаба 254-й БМП, что выглядит гораздо вернее торчащих столбов. Хотя версия «убился об столб» для аса, конечно, звучит эпичнее.

Письмо семье убитого писал лейтенант фон Херманн. Там в книге подряд идет несколько писем, которые он писал в связи с разными потерями – должность видимо была такая. А чуть позже, 17 марта, письмо пришлось писать уже его семье. История была тоже незаурядная: Херманна сбили над устьем Петсамо-фьорда, он смог вроде бы сесть и выбраться на надувную лодку (хотя наши пишут – прыгнул с парашютом, что странно). Над плававшим Херманном кружили товарищи, на помощь вышел катер – но тут начали стрелять советские батареи, катер получил повреждения и ретировался, а Херманна больше никто не видел, видимо, его прикончили артиллеристы. Наш торпедный катер тоже выходил его искать, но уже не нашел.

Наконец, еще один эпичный персонаж – командир штаффеля Бергер. 8 мая он полетел посреди ночи один, чтобы поймать 4-моторные бомбардировщики, которые, как он считал, постоянно совершают посадки на аэродром Пумманки. Больше его никто не видел, наши его не сбивали – вот может он реально убился об столб?

Хайн, которого я упоминал выше, тоже скоро долетался и есть красочные описания, как он попал в плен. Как это у немцев было обычно, у него в полете внезапно сам собой перестал работать мотор – вот просто ни одной идеи, почему это могло случиться! И он сел где-то на Рыбачьем, а его два товарища, с которыми он летел (причем один был супер-асом Норцем) даже не обернулись и не посмотрели, что Хайну капут. Отряд не заметил потери бойца, как он не кричал по радио, такие вот они были внимательные при полете над территорией врага. Ну и дальше Хайн конечно был такой весь из себя герой, не хотел идти в плен с поднятыми руками. Набросились на него узкоглазые большевики и начали грабить, причем чуть друг с другом не передрались.

А после Бергера стал командовать 8-м штаффелем Руди Глёкнер. Он вообще-то служил во II группе, но она уехала под Псков, а ему забыли сказать. Он из отпуска приезжает – ба, цирк уехал, и все клоуны тоже! Вайссенбергер, Морс, Райнхардт – вообще все! Но Глёкнера за ними не пустили, оставили командовать 8./JG 5, потом он стал 11-м штаффелем, почти до самого конца войны. Может, поэтому остался жив и в 1951 г. эмигрировал в США.

Рассказывать можно было бы и еще, но хватит, пожалуй.

Вообще говоря, 3-й том Момбеека поразил меня. Я раньше постоянно пользовался им как справочником, не углубляясь в текст. Теперь же изучил уже почти до конца. И впечатление такое, что писался он как будто в спешке, и к тому же был собран из разных отдельных кусков. Чудовищное количество ошибок разного рода, как грамматических, так и логических. У советских пилотов не раз пропадают фамилии: типа «сбит был младший лейтенант Кирилл Мефодьевич», и все. Количество пространных цитат из разных мемуаров, газетных статей и прочего возросло по сравнению со 2 томом значительно. Иногда подряд идут цитаты на несколько страниц. Мне это тоже не понравилось, я воспоминания не люблю, хотя попадаются забавные.

Хит книги, конечно, история о том, как получил РК Вальтер Шук. Он об этом узнал вечером и тут же в клубе началась грандиозная пьянка, захватившая всю 3-ю группу. А на утро пришел приказ: командующий истребителями в Норвегии захотел лично перед строем вручить герою награду. Но он лететь не хочет, поэтому надо группе прибыть к генералу на Понтсаленйоки. Тем же утром! И 20 с лишним похмельных, а то и все еще пьяных немцев полетели всей бандой. Лейтенант Лоренц Андерсен не смог залезть в свой истребитель, но не лететь он не мог. Так что его подняли на руках в кабину. И вот на маленький аэродром Понтсаленйоки как мухи разом слетелись криво летящие мессершмиттты! Как они не столкнулись все, никто не понял. Венцом бы было накрытие всей это церемонии ударом наших Илов, они часто П. бомбили. Но не сложилось. И генерал вручал Шуку награду перед строем небритых, опухших и синих «ягеров», приговаривая, как они бедненькие летают, не жалея сил и совсем уже измучились. Виновника торжества вообще обратно не пустили, генерал его увез с собой в Кеми и оттуда отправил в отпуск.

Неплоха также история с Вернером Гайко. Он потом покомандовал знаменитым «экспертенштаффелем», когда тот уже стал 9./JG 5, а пока был в 7./JG 5. Летал он сопровождать генерала Каммхубера (командующего 5 ВФ), но по дороге у Гайко кончился бензин, потому что генерал вздумал летать где-то кружными путями, так что Гайко бросил его и улетел на базу. Генерал расстроился, потребовал его наказать. Но Эрлер, который тогда был командир 3-й группы, просто убрал его с глаз, вызвав с Алакуртти обратно на Петсамо. И вот, прилетел Гайко «домой», надо доложиться командиру 7./JG 5 – Дёрру (тоже тот еще персонаж). А Дёрр на секундочку сидит на губе под домашним арестом – за то что неаккуратно садился и разбил самолет. Так что Гайко пришел к нему на губу и давай вместе распивать принесенный коньяк. И тут стук в дверь – пришел Эрлер, проверять наказанного. Зашел, увидел бухло и заорал на обоих. Но орал он почему? Потому что его не позвали. И вообще он сам шел с коньяком, а если бы знал, что там уже есть, мог сэкономить бутылочку. И сели они дальше бухать уже втроем.

Это истории веселые, к тому же они небольшие и касаются всяких полубытовых деталей, поэтому они даже скорее всего правдивые. Гораздо больше других, скучных или написанных корявым языком, так что понять их трудно.

Еще есть такой момент в 3-м томе, когда автор начинает размышлять, почему же число заявок на победы у пилотов III./JG 5 так чудовищно не совпадают с реальными цифрами потерь с нашей стороны. К чести Момбеека, он сразу и жестко отметает версии о намеренном искажении советских документов. Смешно, но претензии с той стороны точно такие же, какие часто слышны у нас: враги все наврали, скрывали потери от начальства и тому подобные песни. Однако вменяемых версий Момбеек тоже не выдвигает, видимо, не в силах прямо сказать правду: врали. Вместо этого он зачем-то написал, мол самолетов у русских было много, немцы залетали в толпу и просто не могли куда-нибудь не попасть. Где логика, я не понял. Зато проскользнуло, что в беседах с выжившими пилотами JG 5 некоторые туманно упоминали о практике намеренного завышения числа сбитых, и что командование с ней мирилось. Но только тссс! Это табу.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Неожиданно наступила осень. А я еще летних фото не постила. Ладно, пусть тут пока будет начало сентября, а потом опять лето (когда я закончу северную стену дома, там у меня работы еще недели на три). Купленные в прошлом году альбиции поперли в рост и скоро-скоро тут будет ...
Photo copyright: @antiputler_news Русские боевые машины на Украине помечены буквой Z. В военной истории последнего столетия было два "плана Z". Самый известный - это нападение японской авиации на Перл-Харбор. При планировании эта атака носила название "План Z". Атака была ...
Вид из окна номера прямо сейчас Мы в Баку. С утра по прилёту трансфер доставил нас в гостиницу по местному временни в 4 часа утра. Заплатили за ранее заселение по карточке (банки в воскресение тут не работают, чтобы валюту поменять) 30 манатов (вышло 57-58 беларуских рублей) и ...
А на самом деле во чо постить надо! ...
Эти выходные были самыми концертно-музыкальными выходными в моей жизни и подытожила их крутость, коченно, Шакира.   Изначально я вообще не собиралась на нее идти, хоть и слушала ее много лет назад. Ее раннее и среднее творчество прекрасно. А ...