Странные киносказки.
zina_korzina — 01.01.2011- От создателя «Буратины» и «Красной Шапочки» - Леонида Нечаева -
«Сказка о Звёздном Мальчике». База - произведения Оскара
нашего Уайльда. Надо отметить, что в шедевре Нечаева очень мало
Уайльда и очень много...братьев Стругацких (например). Я бы даже не
удивилась, узнав, что они наваяли сценарий (но нет - не они!). А
может тут было что-то от «Звёздных войн», которых нам в детстве
почему-то не показывали. Но всё-таки, наверное, от Стругацких
больше, потому что много морали и Земля слегка смахивает на Арканар
с донами, а сам звёздный отпрыск - иной раз почти Абалкин из «Жука
в муравейнике».
Итак, Звёздный Мальчик прибывает на Землю из далёкой-далёкой Галактики, где живут высокоцивилизованные инопланетяне (возможно, так выглядели Странники А.и Б.Стругацких, но братья-Натановичи их нам не явили в полном объёме, поэтому можно только догадываться). Но желание внедрить «своё» - землянам впечатляет. Вернее, тут даже идёт стремление оградить себя от землян с их неунывающей стругальщинкой и достоевщинкой.
Мальчик попадает в...странный славянско-карпатско-балканский мир, причём языческий - несколько раз мельком показывают привычного идола (возле забора) и солнечный оберег из соломы. Этот мир по краскам и ощущениям напоминает славянскую эпопею чешского художника Альфонса Мухи. По природе и некоторым костюмам похоже даже на Болгарию. Всё бы хорошо, но всеми этими людьми почему-то управляет испанский король. Неплохо, да? Нет, я бы лично согласилась, чтобы в XVI-XVII веках Болгарией правили бы наместники Габсбургов заместо турок. Их бы всё равно потом оттуда выгнали, а культура была бы интереснее во много раз. Ну так вот...
В этом самом южнославянском мире с явным испанским влиянием и разворачивается история пришельцев - мальчика и его матери. Сюжет Уайльда искажён чуть более, чем наполовину, а самым колоритным персонажем, как всегда, становится, самый противный человек и это даже не Мальчик с его инопланетным гонором. Это - инфанта, которую сопровождает вполне интеллигентный Великий Инквизитор (вероятно, это всё-таки был Кристобаль Хозевич Хунта из стругацкого же «Понедельника...»). В общем, фильм вполне харизматичный. Так сказать, постмодернизм для самых маленьких.
- Далее в нашей программе перестроечный и довольно-таки халтурный
фильм с устало-бесцветным наименованием «Раз, два - горе не
беда». В те годы качество детского кино резко пошло на спад,
но, тем не менее именно этот фильм с его стимпанковским контентом
заслуживает некоторого внимания. Кроме того, в сказке пародируется
жанр фильма-катастрофы, когда что-нибудь эдакое (стихия или
техника) выходит из-под контроля и начинает крушить и валтузить всю
окружающую действительность и только самоотверженный герой-одиночка
в состоянии справиться с ситуацией.
Мир, в котором разворачивается действие стимпанковской драмы, биполярен, как во времена Холодной Войны, причём, условный мир капитала во главе с героем Николая Караченцова, соединяет в себе восточные и западные тенденции. Сам Главный Буржуин одет по фантазийной французской моде начала XVIII века - в нашем представлении именно так выглядели всевозможные Людовики. Условный русско-советский (что ли) мир похож на какие-то лубки плюс царевна в кринолине и с химической завивкой. В общем, чистая халтура с натужной игрой народно-заслуженных артистов. Но техника всё равно впечатляет.
- Третьим номером я бы поставила сказку с таким же
бестолково-неприметным названием - «В Тридевятом Царстве». К
сожалению, эту шедевру показывают очень редко, а жаль - это
великолепная политическая сатира на все те миры, которые
противостояли советской модели развития - от монархий с париками и
фрейлинами до «чёрных полковников» с их ностальгическим
гитлеризмом. Весь этот мир, где кухарки носят чепцы и сабо (как
Золушка), а на стене военного штаба висит вполне узнаваемый портрет
Гитлера, чем-то напоминает и «Королевство кривых зеркал», и даже
«Незнайку на Луне». Но если книжка Николая Носова буквально списана
с карикатур на Америку начала 1960-х годов, то фильм «В Тридевятом
Царстве» гораздо шире и - забористее.
В нём не определяется время и место - в нём смешалась реальность рубежа 1960/1970-х с тем абсолютным эпическим временем, где происходят мифы, сказки и легенды народов мира... Тем не менее, параллельно этому миру существует вполне определённый Советский Союз, откуда приезжает героиня - девочка-фигуристка. Далее разворачивается сюжет а-ля Марк Твен - фигуристка имеет одно лицо с местной юной королевой. Девочки на время меняются местами и начинается привычная неразбериха.
В сказке имеют место все политические карикатуры - разнузданная военщина, забастовки трудящихся, нацистские военные преступники - сбежавшие от правосудия и окопавшиеся в далёких странах под видом военных советников, мир чистогана, рекламное безумие и потребительская модель поведения, продажность парламента и его прогибистость под капитал. В общем, авторы вывалили всё, что знали о кап.странах. При этом есть некий королевский двор с вполне сказочно-галантными декорациями. Да, ещё говорится, что королева - католичка. Так что и религиозное мракобесие налицо.
В общем, это такой обобщённо-абстрактный западный мир последних 250 лет - узнаваемый и примечаемый советским ребёнком с самого детства. Тем не менее, вся эта очаровательная мешанина вызывает культурологический шок и не отпускает до самого окончания просмотра. Разумеется, мораль сей басни такова - на Западе плохо даже королевам и фрейлинам, а в Советском Союзе - клёво, особенно модным и выездным фигуристкам. Дидактика налицо...
- Наверное, в мире есть ещё много-много странных киносказок, но лично я выделила только эти три. А ещё мне тут сказали, что Кончаловский скреативил гофманского Шелкунчика, где крысы носят нацистскую форму, а мастер Дроссельмейер имеет лицо Альберта Эйнштейна. Also, традиция жива и востребована, что, несомненно, радует и доставляет. Я, пожалуй, на это даже схожу посмотреть...
|
</> |