"Сторож" и "Хозяин"


Обещанное продолжение истории Юрия Быкова в кинематографе.
Сначала краткое обобщение о личном отношении к творчеству Быкова от
"Жить" до "Завода". Более подробно я писал об этом ранее в
отдельных обзорах, тут и тут. А если в двух словах, то главная проблема этих
картин в несерьезности подхода с точки зрения профессиональной.
Проще говоря в них плохо все, начиная со сценария и заканчивая
саундом. Тут Быков сценарист вступает в конфликт с Быковым
режиссёром, но к середине умывает руки и плюнув просто сливается. А
Быков композитор как бы пытается подсвистывать, первые двое видят
что это плохо, но решают что и так сойдёт.

Вообще эти фильмы выглядят как схемы, кажется там вообще отсутствуют детали. С героями то же. При этом герои-функции, по воле создателя вытворяют на экране совершенно нелогичные, неадекватные и при этом часто немотивированные вещи. Я понимаю что автор с экрана хочет высказать свою политическую, общественную, нравственную и Бог знает ещё какую позицию. Но чтобы зритель воспринял высказывание, оно должно быть облечено в удобоворимую форму (речь даже не о таланте). Я смотрю на персонажи, а они не проработаны. Их поступки нелогичны, непонятны. Их диалоги примитивны. Хотя в принципе вроде как в жизни, а чувствуется фальшь.

Апофеозом такого подхода, стал "Завод", крупнобюджетный проект 2018 года, который провалился в прокате и подвергся резкой критике. Думаю что после этого Быков решил вернуться к истокам, но уже с высоты своего опыта. "Сторож" именно об этом. Камерный, психологический триллер, сюжетно близкий дебютному "Жить".

Постараюсь быть максимально объективным. "Сторож" исправляет многие ошибки дебютного фильма, но и многие повторяет. Кстати ура! Наконец-то в картине Быкова появились эротические сцены, это бодрит.

Ещё из того что меня немного приятно удивило, главная роль в исполнении самого Быкова. Знаете, не важно что сыграно не очень профессионально, да и написано схематично (как всегда), главное Быков ушёл от своих брутальных персонажей и постарался сыграть обычного человека. Это было сентиментально до слез.

Вообще сюжет стал более реалистичным. Действие разворачивающееся в ограниченной локации, в отличие от беготни по полям, здорово концентрирует на самой коллизии. Хотя со вниманием к деталям и диалогами всё та же беда. Здесь уже нет таких глупых сцен как ныряние в речку, удушение собаки, ковбойских дуэлей или необязательных расстрелов. Хотя нет, собачку всё же удавили, но теперь уже вполне реалистично.

Что касается картинки и связанной с ней символикой. Работа оператора Ушакова в этом смысле выглядит заметно интересней, но всё же она не достаточно привязана к сюжету. То же самое и с символикой. Плетёные чертики конечно лучше чем ничего, но кроме них, да закипающего кипятка собственно не за что и зацепиться.

Но вообще в "Стороже" чувствуется трансформация в подходе Быкова к постановке фильмов. Поэтому "Хозяина" я взялся смотреть с определёнными ожиданиями. В общем и целом ожидания оправдались. Не зря Быков обдумывал три года своё творческое будущее.

Идея конечно скопипизжена у Абдрашитова из его "Слуги", уши которого в свою очередь растут из "Фауста" Гёте. Но сравнивать эти два фильма конечно не стоит, хотя бы потому что у Абдрашитова чистый фарс и притча и символизм. Поставить фильм в таком жанре нужен реально талантливый сценарий и хотя бы один актёр уровня Олега Борисова.

Быков же как кажется выбирает реализм. "Хозяин" ещё более продвинут в этом отношении. Это как бы "Майор" и "Дурак" идеологически, но сюжетно выглядит намного логичней и реалистичней. В "Хозяине" я не увидел ни одной сцены которая вызвала бы однозначный испанский стыд, как например расстрел муниципальных чиновников под мостом. Каждый поворот сюжета в фильме узнаваем и даже типичен, без ненужных фантазий и преувеличений.

Логики и мотивации у персонажей стало побольше. Да и с деталями раскрывающими историю получше. Хотя конечно до идеала не дотягивает. Зато эротическая линия раскрыта на все сто. Как бы противопоставляется семейный секс героя и непотребство царящее в сферах власти. Думаю Быков оседлал хорошую тему, эротики в его фильмах явно не хватало.

Вопросы вызывает конечно финал. Почти во всех картинах Быкова финал слит. В "Хозяине" так же. Такое чувство что Быков сценарист долго мучается и не знает как закончить историю, а потом Быков режиссёр своим волевым решением ставит какую-то пафосную сцену вместо финала. На этот раз получился какой-то политический призыв к демонстрациям, слишком явный и прямолинейный. Хотя в соответствии с сюжетом напрашивался скорее психологический финал с раскрытием именно характера "хозяина" и всей истории треугольника "герой"/"баба героя"/"хозяин". Но внятного объяснения не получилось. А получилось скомкано и нереалистично. И это не есть хорошо. Но есть надежда. В смысле на Быкова.