СТОЛПЫ ВЕРЫ ЗЕМЛИ РУССКОЙ
gazeta_vozglas — 28.07.201024 июля (11 июля ст. ст.) – день памяти святой равноапостольной Ольги, княгини Российской, во святом крещении Елены (969). 28 июля (15 июля ст. ст.) – день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия (1015).
Как часто, в наше время, мы впадаем в уныние оттого, что вокруг нас так много неверующих людей, а если они и веруют, то, опять же, не во Христа. При этом мы начинаем вспоминать те далекие времена, когда и вера в нашей стране, по преимуществу, была одна – православная, и люди все были верующие. Однако, если обратить внимание на историю нашей Русской Православной Церкви, то мы сможем заметить, что очень часто ситуации были еще более сложными, чем, как нам кажется, сейчас. Одним из таких примеров является история жизни и духовного подвига святых равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира.
Личность святой Ольги, в нашем сознании, несколько оттеснена на задний план. Вспоминая ту историческую эпоху, когда наши предки делали самые первые шаги в сторону принятия веры Христовой, мы чаще всего вспоминаем святого равноапостольного князя Владимира. Подвиг святого Владимира, конечно же, трудно переоценить. Однако, при этом, нам не стоит забывать и о святой равноапостольной Ольге. Как и святой князь Владимир, святая Ольга также была прославлена Русской Православной Церковью в равноапостольном чине (1547). Какой же подвиг, равный апостольскому труду, совершила святая княгиня Ольга?
Как известно из летописных источников княгиня Ольга приняла святое крещение в Константинополе: Таинство Крещения совершил патриарх Феофилакт (933-956), а восприемником стал император Константин Багрянородный (912-959). Эти события, кстати, зафиксированы и в византийских исторических источниках. В Константинополе княгиня Ольга, как и было положено церемониалом, провела определенное время, но настала пора возвращаться домой – на Русь. С момента возвращения в Киев и начинается апостольский подвиг святой княгини Ольги. Важно понимать, что Киевская Русь того периода – это еще даже не государство, в его общепринятом понимании. Более десятка языческих славянских племен, разделенных местными культовыми традициями и обычаями, отсутствие храмов и священнослужителей, наемное войско, представители других религий – вот та духовная среда, в которой начинает свой миссионерский подвиг святая княгиня Ольга. В это время очень сильны были и языческие восстания, которые жестоко расправлялись, с еще немногочисленным, христианским населением Киева и его окрестностей. Это неимоверно тяжелый подвиг веры, когда вокруг тебя практически одни иноверцы, религия которых, подчас, очень жестока. Известны моменты, когда княгине Ольге приходилось укрывать священников, чтобы их не растерзала толпа язычников. Возможно, сейчас мы даже не можем прочувствовать ту психологическую и духовную атмосферу, в которой приходилось нести свет своей веры княгине Ольге. Более того, не будем забывать и тот факт, что самые близкие люди княгини Ольги – ее муж и сын – также были язычниками. Князь Игорь – муж святой Ольги – так и не смог, до конца своей жизни, победить внутренние сомнения относительно христианской веры и не принял ее. Правда, имеются версии, что определенные попытки к этому он предпринимал. Что касается Святослава, то сын святой княгини принципиально не принял христианства, боясь, что его перестанут уважать собственные воины. Известны слова князя Святослава по этому поводу: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!». На это, правда, княгиня Ольга разумно заметила: «Если ты крестишься, все так же сделают». К сожалению, сын не послушал свою мать. Господь, однако, дарует впоследствии святой Ольге отраду – она будет воспитывать в христианской вере своих внуков – детей Святослава. Жизнь и испо-ведание веры в Господа Иисуса Христа, в такой духовной атмосфере, уже, само по себе, было немалым подвигом святой княгини. Однако она трудилась и на другом поприще. Так, например, известно, что святая княгиня построила один из первых храмов Руси - храм Святой Софии-Премудрости Божией (960). Занималась она и благотворительностью.
Возможно, святая Ольга не могла еще слишком открыто проповедовать свою веру, не имела возможности приглашать священников и строить школы – все это еще будет потом, но тот первый шаг, что она предприняла, несомненно, послужил толчком к последующему Крещению Руси. Вспоминая святую равноапостольную княгиню Ольгу и ее жажду веры во Христа вспомним слова из тропаря, воспеваемого к святой: …возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши Бога и Творца всяческих…
Теперь вспомним о том подвиге, который совершил святой князь Владимир. Его личность, в своем роде, тоже уникальна. Как известно, он был рожден от незаконной связи своего отца – князя Святослава – с одной из прислужниц княжеского двора. Не имея, из-начально, полноценных прав на княжеский престол он, тем не менее, не затерялся в кня-жеском роде. Скорее он был оттеснен на время на периферию жизни княжеского двора. В этом мы можем усмотреть особый Божественный Промысел. Дело в том, что княжеский двор того периода во многом оставался языческим по своим традициям и обычаям. Обла-дая открытым, сильным, но, в тоже время, вспыльчивым характером князь Владимир мог легко поддаться на искушения языческого образа жизни. Впоследствии, на какой то период времени, с ним это и произойдет. Однако, удаляя князя Владимира на время от княжеской жизни, Господь, тем самым, дает ему возможность узнать другую истину – Себя. Тем самым, несмотря ни на какие перипетии княжеской жизни, мы можем проследить и другую сторону его жизни – его духовный путь. Путь этот был очень долгим и трудным.
Как известно, будучи отроком, будущий великий князь воспитывался в традициях хри-стианской веры своей бабушкой – княгиней Ольгой. Однако делалось это с большим тру-дом, так как большую часть княжеского двора составляли язычники. Тем не менее, те ос-новы христианской веры, что удалось заложить в сердце Владимиру княгине Ольге оста-лись с ним навсегда. Впоследствии князь Владимир все же удалится во все духовные ому-ты языческого мира: идолопоклонничество, распутная жизнь и т.д. Однако Господь не попустит ему погибнуть окончательно, а призовет его на самый ответственный подвиг – подвиг апостольства. Возможно именно благодаря тому, что вложила в него в детстве княгиня Ольга князь Владимир и выберет, в конечном итоге, православную веру как основу духовной жизни Древней Руси. Таким образом, духовный подвиг святого князя Владимира связан с тем, что он, будучи воспитанным в христианской вере, а потом отпавши в язычество, в конечном итоге, переродился в жизнь вечную, в жизнь в вере Христовой. Князь Владимир пережил то состояние метанойи (покаяния), которое и меняет человека в корне. Он не утратил в своем сердце и душе той духовной нити, которая связывала его с детскими годами под руководством своей бабушки – святой княгини Ольги. На этот аспект - детские годы святого князя, мы, к сожалению, редко обращаем внимание. Также необходимо помнить и понимать тот факт, что, как и княгиня Ольга, князь Владимир также жил в языческом мире, где христианство составляло еще очень маленький островок духовного света. Этот свет князь Владимир и пронес через всю свою христианскую жизнь и оставил нам, своим потомкам, как отеческий наказ. Ту жажду истины, которую испытал князь Владимир в поисках Христа, вспомним и мы, воспевая вместе со святой Православной Церковью: Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера…
В целом необходимо отметить, что для того исторического периода, в котором жили святая Ольга и святой Владимир, то дело, которое они совершили, явилось действительно подвигом, который по праву можно сравнить с подвигом апостольской проповеди. Недаром Русская Православная Церковь сравнивает святых равноапостольных княгиню Ольгу и князя Владимира со святыми императором Константином и императрицей Еленой, некогда утвердившими веру в Византии. Как византийские правители стали лучами веры для всей Восточной Империи, так и наши святые Ольга и Владимир стали лучами Солнца Правды – Господа Иисуса Христа, для всех славянских народов Древней Руси. Сравним подвиг святой княгини Ольги и святого князя Владимира и с трудами святых апостолов. Как апостол Петр проповедовал Христа Воскресшего среди иудеев, как апостол Павел говорил о Господе среди язычников, как и многие другие апостолы несли Слово Божие по всему миру, так несли эту веру и наши святые – равноапостольные Ольга и Владимир.
Сергей Милов
|
</> |