Столкновение рефрижератора с подводной лодкой "С-178" в бухте Золотой рог
pantv — 21.10.202321 октября 1981 года, в Японском море у пролива Босфор Восточный погибла подводная лодка "С-178".
В нее врезалось рефрижераторное судно ледового класса водоизмещением пять тысяч тонн. Лодке и рефрижератору "повезло". Если бы удар пришелся в 1-й отсек, это бы вызвало взрыв (на борту находился полный боекомплект из восьми торпед) и спасать никого не понадобилось бы. Командир заметил идущее на таран лоб в лоб судно за 40 секунд до столкновения и успел отдать команду: "Право на борт". Именно из-за этого не раздался взрыв. Удар получился не лобовой. После рокового столкновения, семь человек, находившиеся на мостике подводной лодки, включая командира ПЛ – капитана 3-го ранга Валерия Маранго, оказались за бортом. Личный состав кормовых отсеков погиб практически сразу. В носовых остались несколько офицеров и два десятка матросов. Получив смертельный удар, подлодка легла на грунт с огромной пробоиной в шестом отсеке...
Аварийную ситуацию создал оперативный дежурный бригады кораблей ОВРа Приморской флотилии, не заметив «Рефрижератор-13», а его помощник, прибыв с ужина, не задумываясь, дал добро на вход «С-178» в бухту Золотой Рог.
Старпом Курдюков, руливший на мостике, умышленно завёл рефрижератор в район боевой подготовки, запрещённый для плавания гражданских судов. Экипаж судна, гружённый кирпичом, 21 октября пьянствовал по случаю дня рождения старпома на рейде бухты Диомид (район Владивостока) и в результате опоздал с выходом. Чтобы уложиться в график и успеть пройти боновые ворота (вход в пролив) до закрытия рейда в связи с получением неблагоприятного прогноза погоды, капитан «Рефа» принял решение выйти из бухты «по-тихому». А чтобы проскочить незаметно для береговых постов наблюдения и связи, на «Рефе» не стали включать свои ходовые огни.
Увы, но на пути оказалась подводная лодка. После удара всех кто был на мостике выбросило в воду кроме механика капитан-лейтенанта Валерия Зыбина, который в последнее мгновение каким-то чудом успел нырнуть в центральный люк и захлопнуть за собой крышку.
Командование принял старший помощник – Капитан-лейтенант Сергей Кубынин. Связь с четвёртым отсеком прекратилась через минуту-полторы, и можно только предполагать, как страшно погибали там парни - 14 человек, которые не успели даже включиться в «идашки». Они всё сделали правильно, перекрыв поступление воды в центральный и пожертвовав собой, спасли нас.
Корпус лодки после тарана оказался разрубленным почти пополам.
Когда стало понятно, что центральный не отстоять, Зыбин принял решение перейти в относительно благополучный второй отсек. От попадания воды в аккумуляторную яму, замкнуло шину батарейного автомата и возник пожар. Личный состав при помощи бортовой системы пожаротушения ликвидировал возгорание. Сравняв давление между отсеками, подводники перешли во второй, в котором оказалось 15 человек. Угарный газ из отсека никуда не делся, и максимум через четверть часа они попросту задохнулись бы. К тому же, из-за нарушившейся герметичности переборочных дверей, вода начала просачиваться из центрального отсека.
Единственным спасением оставался первый отсек, в котором вместе с начальником штаба бригады капитаном 2 ранга Владимиром Каравековом, которого свалил сердечный приступ, собралось 11 человек. С переходом в торпедный отсек оказалось сложнее. Моряки, наученные службой и знавшие назубок золотое правило подводника, не спешили отдраивать межотсечный люк. Пришлось убедить их пойти на нарушение корабельных правил. Это спасло им жизнь.
Капитан-лейтенант Сергей Кубынин вместе с командиром БЧ-5 капитан-лейтенантом Валерием Зыбиным они приняли решение вывести уцелевшую часть экипажа через трубу торпедного аппарата. Однако людей в носовом торпедном отсеке оказалось гораздо больше штатного состава и спасательных комплектов ИДА-59 для выхода из затонувшей подлодки на всех не хватало... Тем временем командование ТОФ развернуло спасательную операцию, и появилась надежда, что спасатели смогут передать недостающие «идашки» на борт.
Одного офицера и матроса отправили на разведку через торпедный аппарат, чтобы они доложили фактическую обстановку и сколько спасательных комплектов снаряжения нам недостает. Но их сразу же без лишних расспросов - штабу спасения наверху оказалось виднее - поместили в барокамеру. Они были первыми спасёнными.
Последнее совместное фото экипажа С-178.
Сергей Кубынин совершил в своей жизни по меньшей мере три подвига. Первый, офицерский – когда возглавил уцелевший экипаж на затонувшей подводной лодке; второй – гражданский, когда спустя годы сумел добиться, чтобы на Морском кладбище Владивостока был приведен в порядок заброшенный мемориал погибшим морякам «С-178». Наконец, третий, чисто человеческий подвиг – он взял на себя заботу об оставшихся в живых сослуживцах. После увольнения из армии, долгое время работал спасателем.
Сегодня, особенно после трагедий атомных подводных лодок «Комсомолец» и «Курск», стало ясно: то, что совершили капитан-лейтенант Сергей Кубынин его механик Валерий Зыбин в октябре 1981 года, не удалось повторить никому. Разве что капитану 1-го ранга Николаю Суворову, организовавшему выход своего экипажа из затопленного атомохода «К-429».
Звание Героя России так и не было вручено, хотя ходили слухи что оно было подписано Главкомом ВМФ СССР адмиралом флота Чернавиным.
Именно после этого ЧП тот же главком адмирал флота Советского Союза Горшков потребовал, чтобы на всех подводных лодках загорелись оранжевые огни кругового обзора.
В то время я приезжал во Владивосток (был суворовцем УСВУ) об этой катастрофе шептался весь город. Каких только слухов не было... о том что же там случилось на самом деле, удалось узнать только сейчас.
Фото и инфа (С) интернет. Основа: Википедия. Автор: Сергей Терентьев.