рейтинг блогов

Столкновение рефрижератора с подводной лодкой "С-178" в бухте Золотой рог

топ 100 блогов pantv21.10.2023
Столкновение рефрижератора с подводной лодкой С-178 в бухте Золотой рог
21 октября 1981 года, в Японском море у пролива Босфор Восточный погибла подводная лодка "С-178".
В нее врезалось рефрижераторное судно ледового класса водоизмещением пять тысяч тонн. Лодке и рефрижератору  "повезло".  Если бы удар пришелся в 1-й отсек, это бы вызвало взрыв (на борту находился полный боекомплект из восьми торпед) и спасать никого не понадобилось бы.  Командир заметил идущее на таран лоб в лоб судно за 40 секунд до столкновения и успел отдать команду: "Право на борт". Именно из-за этого не раздался взрыв. Удар получился не лобовой.  После рокового столкновения, семь человек, находившиеся на мостике подводной лодки, включая командира ПЛ – капитана 3-го ранга Валерия Маранго, оказались за бортом. Личный состав кормовых отсеков погиб практически сразу. В носовых остались несколько офицеров и два десятка матросов. Получив смертельный удар, подлодка легла на грунт с огромной пробоиной в шестом отсеке...

Столкновение рефрижератора с подводной лодкой С-178 в бухте Золотой рог

Аварийную ситуацию создал оперативный дежурный бригады кораблей ОВРа Приморской флотилии, не заметив «Рефрижератор-13», а его помощник, прибыв с ужина, не задумываясь, дал добро на вход «С-178» в бухту Золотой Рог.

Столкновение рефрижератора с подводной лодкой С-178 в бухте Золотой рог

Старпом Курдюков, руливший на мостике, умышленно завёл рефрижератор в район боевой подготовки, запрещённый для плавания гражданских судов. Экипаж судна, гружённый кирпичом, 21 октября пьянствовал по случаю дня рождения старпома на рейде бухты Диомид (район Владивостока) и в результате опоздал с выходом. Чтобы уложиться в график и успеть пройти боновые ворота (вход в пролив) до закрытия рейда в связи с получением неблагоприятного прогноза погоды, капитан «Рефа» принял решение выйти из бухты «по-тихому». А чтобы проскочить незаметно для береговых постов наблюдения и связи, на «Рефе» не стали включать свои ходовые огни.

Увы, но на пути оказалась подводная лодка. После удара всех кто был на мостике выбросило в воду кроме механика капитан-лейтенанта Валерия Зыбина, который в последнее мгновение каким-то чудом успел нырнуть в центральный люк и захлопнуть за собой крышку.

Командование принял старший помощник – Капитан-лейтенант Сергей Кубынин. Связь с четвёртым отсеком прекратилась через минуту-полторы, и можно только предполагать, как страшно погибали там парни - 14 человек, которые не успели даже включиться в «идашки». Они всё сделали правильно, перекрыв поступление воды в центральный и пожертвовав собой, спасли нас.

Столкновение рефрижератора с подводной лодкой С-178 в бухте Золотой рог
Корпус лодки после тарана оказался разрубленным почти пополам.

Когда стало понятно, что центральный не отстоять, Зыбин принял решение перейти в относительно благополучный второй отсек.  От попадания воды в аккумуляторную яму, замкнуло шину батарейного автомата и возник пожар. Личный состав при помощи бортовой системы пожаротушения ликвидировал возгорание. Сравняв давление между отсеками, подводники перешли во второй, в котором оказалось 15 человек. Угарный газ из отсека никуда не делся, и максимум через четверть часа они попросту задохнулись бы. К тому же, из-за нарушившейся герметичности переборочных дверей, вода начала просачиваться из центрального отсека.

Единственным спасением оставался первый отсек, в котором вместе с начальником штаба бригады капитаном 2 ранга Владимиром Каравековом, которого свалил сердечный приступ, собралось 11 человек. С переходом в торпедный отсек оказалось сложнее. Моряки, наученные службой и знавшие назубок золотое правило подводника, не спешили отдраивать межотсечный люк. Пришлось убедить их пойти на нарушение корабельных правил. Это спасло им жизнь.

Капитан-лейтенант Сергей Кубынин вместе с командиром БЧ-5 капитан-лейтенантом Валерием Зыбиным они приняли решение вывести уцелевшую часть экипажа через трубу торпедного аппарата. Однако людей в носовом торпедном отсеке оказалось гораздо больше штатного состава и спасательных комплектов ИДА-59 для выхода из затонувшей подлодки на всех не хватало... Тем временем командование ТОФ развернуло спасательную операцию, и появилась надежда, что спасатели смогут передать недостающие «идашки» на борт.

Одного офицера и матроса  отправили на разведку через торпедный аппарат, чтобы они доложили фактическую обстановку и сколько спасательных комплектов снаряжения нам недостает. Но их сразу же без лишних расспросов - штабу спасения наверху оказалось виднее - поместили в барокамеру. Они были первыми спасёнными.

катастрофа С-178
Столкновение рефрижератора с подводной лодкой С-178 в бухте Золотой рог
Последнее совместное фото экипажа С-178.

Сергей Кубынин совершил в своей жизни по меньшей мере три подвига. Первый, офицерский – когда возглавил уцелевший экипаж на затонувшей подводной лодке; второй – гражданский, когда спустя годы сумел добиться, чтобы на Морском кладбище Владивостока был приведен в порядок заброшенный мемориал погибшим морякам «С-178». Наконец, третий, чисто человеческий подвиг – он взял на себя заботу об оставшихся в живых сослуживцах. После увольнения из армии, долгое время работал спасателем.

Столкновение рефрижератора с подводной лодкой С-178 в бухте Золотой рог

Сегодня, особенно после трагедий атомных подводных лодок «Комсомолец» и «Курск», стало ясно: то, что совершили капитан-лейтенант Сергей Кубынин его механик Валерий Зыбин в октябре 1981 года, не удалось повторить никому. Разве что капитану 1-го ранга Николаю Суворову, организовавшему выход своего экипажа из затопленного атомохода «К-429».

Столкновение рефрижератора с подводной лодкой С-178 в бухте Золотой рог

Звание Героя России так и не было вручено, хотя ходили слухи что оно было подписано Главкомом ВМФ СССР адмиралом флота Чернавиным.

Столкновение рефрижератора с подводной лодкой С-178 в бухте Золотой рог

Именно после этого ЧП тот же главком адмирал флота Советского Союза Горшков потребовал, чтобы на всех подводных лодках загорелись оранжевые огни кругового обзора.

В то время я приезжал во Владивосток (был суворовцем УСВУ) об этой катастрофе шептался весь город. Каких только слухов не было... о том что же там случилось на самом деле, удалось узнать только сейчас.

Столкновение рефрижератора с подводной лодкой С-178 в бухте Золотой рог

Фото и инфа (С) интернет. Основа: Википедия. Автор: Сергей Терентьев.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Теперь можно ходить в тапочках и не стесняться :-) А если кто-то из мужиков все еще считает, что поход на педикюр это фигня, пусть покажет свои лапы. Девчонки, кто за то чтобы мужики делали себе педикюр? Кому нравятся красивые мужские лапы? :-)  ...
Я уже отвечал на этот вопрос кому-то в комментариях, но поскольку тезисы красных однотипны, и я только что вновь наткнулся на аналогичный в другом комментарии, решил ответить всем сразу тут. Любимый тезис совколюбов такой: "При СССР были деньги, ...
Я Воланд!!Вы прямолинейны. Трезво смотрите на жизнь и не ждёте от неё сюрпризов, полагаясь исключительно на свой ум, который редко вас подводит. Похвально.Какой вы литературный персонаж в романе Мастер и Маргарита ! электролаборатория прайсы ...
Люблю листать старые книги. Вот, например, стоят на полке десять томов Всемирной истории, которые начали выпускаться в нашей стране ещё 60 лет тому назад. Если взять в руки первый том и прочесть его название, то мы сможем увидеть следующие строки: Всемирная история. Энциклопедия: в 10-ти ...
Мы можем быть разными... Нежными... Страстными... И просто прекрасными.... В  Название: Страсть Автор: Amfidala Создана: 20.09.2010 23:56 Скопировали: 5 раз Установили: 0 раз Примерить схему | Cохранить ...