«Столь объемных вложений в систему общего образования не было никогда»

4 апреля на заседании Правительства РФ
Владимир Путин объявил о начале двухлетней программы поддержки из
федерального бюджета региональных систем общего образования. Одна
из задач, к решению которой приступает государство, – доведение
заработной платы учителей до средней в конкретном регионе. О том,
как будет выполняться поручение Председателя Правительства, в
интервью «Просвещению» рассказал депутат Госдумы Николай
Булаев.
– Николай Иванович, почему столь важные решения о
развитии общего образования были приняты Председателем
Правительства именно сейчас?
– Ключевая причина – повышение внимания людей к проблемам
образования. Есть несколько важных, основополагающих факторов,
которые в последнее время взбудоражили общество.
В первую очередь, это проект интегрированного закона «Об образовании», который обсуждался публично и в который были предложены тысячи поправок.
Одновременно с проектом закона появились проекты новых стандартов общего образования. И если разработка и утверждение стандартов для начальной и основной школы вызвали дискуссию преимущественно в профессиональном сообществе, то проект стандарта старшей школы всколыхнул все общество: и тех, кто работает, и тех, кто не работает в системе образования.
Дискуссии в очередной раз показали, что в отрасли остается немало нерешенных вопросов, и ключевой вопрос – увы, достаточно низкая зарплата учителей. На сегодня в среднем по стране она на 1/3 меньше, чем средняя по экономике. Так что разрыв очень существенный.
На мой взгляд, столь серьезные и масштабные обсуждения проблем школы привели Председателя Правительства к пониманию того, что к решению некоторых из них нужно приступать незамедлительно. В своем выступлении на заседании Правительства 4 апреля он сформулировал предложения по модернизации общего образования, которые позволят вывести систему на иной уровень.
– Если резюмировать, в чем заключаются
предложения?
– Предложения принципиально простые. Федеральный центр дает
регионам средства на модернизацию инфраструктуры школ: приобретение
оборудования, оснащение спортзалов и столовых, повышение
квалификации учителей и проч. А регионы, в свою очередь, направляют
высвободившиеся средства на повышение зарплаты учителей. Таким
образом, сразу решаются две важнейшие задачи: улучшение условий
работы школы и рост благосостояния учителей.
– Заявление Владимира Путина о повышении зарплат
трактуют по-разному, поскольку речь шла о средних показателях.
Когда зарплата вырастет на обозначенные 30%? И когда будет
достигнута «конечная цель», о которой говорил Председатель
Правительства, – «доведение средней зарплаты учителя до средней
заработной платы по экономике в соответствующем регионе
страны»?
– Намечены два этапа повышения зарплаты. Первый этап – повышение
средней зарплаты учителей на 30% в тех регионах, где она ниже
средней зарплаты по экономике соответствующих регионов. Для этого
на два учебных года из федерального бюджета выделяется 120 млрд.
рублей. Их них 20 млрд. – с сентября по декабрь 2011 года, 60 млрд.
– в 2012 году, 40 млрд. – с января по сентябрь 2013 года.
Что касается доведения размера средней зарплаты учителей до
показателей средней зарплаты по экономике каждого региона, то это
уже следующий этап.
– Насколько велик объем средств, выделяемых из
федерального бюджета, если оценивать ситуацию в масштабе всей
страны?
– Столь объемных дополнительных вложений федерального бюджета в
систему общего образования не было никогда. Даже в рамках
приоритетного нацпроекта «Образование» регионы не получали столько
средств на финансирование школ. При этом необходимо понимать, что
федеральный центр не «жирует», и эти деньги для него нелишние,
возникает определенное напряжение для федерального бюджета. Поэтому
Председатель Правительства рассчитывает на то, что такое же
напряжение возникнет и в бюджетах региональных, что регионы
обеспечат софинансирование в объеме не менее 50% от тех средств,
которые дает федеральный бюджет. Так что в совокупности в ближайшие
два года, по нашим расчетам, школа получит дополнительно 180 млрд.
рублей. И это помимо обязательств регионов по текущему
финансированию системы образования.
– Какие конкретные задачи, помимо повышения зарплат,
можно будет решить совместными усилиями федерального центра и
регионов?
– Если нам удастся найти эффективные способы использования этих
денег, мы сможем решить гораздо большее количество задач, чем те,
которые поставлены на первоначальном этапе.
Как известно, уже в следующем учебном году первые классы по всей
стране переходят на новый стандарт начального общего образования.
Для этого нужно огромное количество средств, и не все регионы
обладают необходимым ресурсом. Так что в данном случае федеральные
деньги окажутся в нужное время в нужном месте: мы не просто
декларируем, что вводим стандарты, а создаем необходимые условия
для их реализации. В противном случае сохранялся бы разрыв между
многими положениями стандартов и реальной ситуацией.
Например, для реализации стандартов необходимо современное
оборудование – не только учебное, но, например, оборудование для
столовых: регионы получают возможность существенным образом
улучшить организацию питания школьников. При переходе на новые
стандарты учителя должны повышать квалификацию, и на это тоже можно
будет расходовать федеральные средства.
Конкретные обязательства, которые возьмут на себя Минобрнауки
России, которому поручена реализация проекта, и региональная власть
в лице губернаторов, будут определены в рамках соответствующих
соглашений. При этом должна быть выработана система индикаторов,
позволяющая нам, осуществляя мониторинг, отслеживать эффективность
вложения этих денег и понимать, что изменится в жизни конкретного
ученика и его родителей, в работе конкретного учителя в результате
реализации предложений по модернизации системы общего
образования.
– А как изменится зарплата учителя, если брать не
средние показатели, а конкретные доходы конкретных людей? Из
заявления Владимира Путина ведь не следует, что с 1 сентября все
получат 30-процентную прибавку к жалованью.
– Прошли те времена, когда повышение зарплаты проводилось
механически, прямолинейно, одинаково для всех. Речь идет об
увеличении именно средней зарплаты, то есть размеров фонда оплаты
труда. В последние годы в общем образовании в абсолютном
большинстве регионов введены новые системы оплаты труда (НСОТ),
предусматривающие дифференциацию зарплаты в зависимости от
результатов. Для кого-то это приятно, а для кого-то нет, потому что
тот учитель, который работает лучше, зарабатывает больше, и
наоборот. Этот разрыв, наверное, будет усиливаться, дифференциация
зарплат будет продолжаться. Поэтому, действительно, говорить о том,
что у каждого учителя зарплата механически повышается на 30%, было
бы некорректно. Так или иначе, окончательные решения о принципах
НСОТ принимает каждый регион.
– Как будет повышаться зарплата учителей в разных
субъектах Федерации? Есть ведь регионы, где разница между средней
зарплатой учителей и средней зарплатой по экономике не столь
высока, а есть, напротив, такие, где разрыв очень
существенный.
– Соизмерять степень повышения в тех случаях, когда разрыв между
средней зарплатой учителей и средней зарплатой по экономике меньше
30%, должны сами регионы. На мой взгляд, сегодня предоставляется
уникальная возможность поднять престиж профессии учителя, сделать
зарплату очень привлекательной, чтобы в школу шла работать
молодежь. И если в каких-то регионах зарплата уже в новом учебном
году приблизится к средней по экономике и даже ее превысит, ничего
страшного в этом нет.
Никто не запрещает регионам повышать зарплату учителям настолько, насколько они считают нужным. Есть только одно ограничение: если она существенно ниже, чем в среднем по экономике, с 1 сентября ее нужно повысить не менее чем на 30%, и это касается большинства субъектов Федерации.
– Если в регионе средняя зарплата учителей на
сегодняшний день равна средней зарплате по экономике, ему будут
выделены федеральные средства?
– Конечно. Объем федеральных средств для каждого региона будет
рассчитываться исходя из уровня его бюджетной обеспеченности и
количества учеников в городской и сельской местности (с учетом
удвоения норматива для села). Соотношение средней зарплаты по
экономике и зарплат учителей вообще не принимается в расчет. Было
бы неправильно наказывать тех, кто до сих пор старался не обидеть
учителя.
Другой вопрос, что такой регион сможет потратить федеральные средства не только по установленным в рамках проекта модернизации статьям расходов, но и, например, на ремонт и строительство образовательных учреждений. И, разумеется, свои высвобожденные средства он также может направить на дальнейшее повышение зарплат учителей.
– Вы упомянули о проведении мониторинга расходования
средств. Как будет оцениваться эффективность вложений?
– Прежде всего, есть статистические данные, которые легко
отлеживаются. Есть условия реализации образовательной программы,
которые прописаны в стандартах, есть документы Минобрнауки, где,
например, уточняется, что конкретно должно быть в учебных кабинетах
для реализации стандарта. При проведении мониторинга мы
рассчитываем на контроль со стороны общественных организаций.
Иногда ведь достаточно просто зайти в школу и посмотреть, есть
оборудование в кабинетах или нет, быстрый Интернет или медленный,
есть ли столовая, отремонтирована ли она чем там кормят и т. д.
Эффекты реализации проекта должны быть очевидными, легко
проверяемыми.
Разумеется, в осуществлении контроля будет принимать участие «Единая России». Создается рабочая группа по этому проекту, которая будет отслеживать все его этапы от разработки соглашения между Минобрнауки и регионами до проведения мониторинга. В каждом регионе от партии есть координатор проекта. С учетом того, что в законодательных собраниях многих субъектов Федерации большинство голосов принадлежит «Единой России», мы сможем контролировать, своевременно ли принимаются необходимые поправки в бюджеты, в полном ли объеме они отражают задачи, которые мы пытаемся решить. В каждом районе есть партийная организация «Единой России», члены которой вполне могут посетить все близлежащие школы и посмотреть, что там происходит. Так что при проведении общественного мониторинга у нас проблем не будет, и, на мой взгляд, «Единая Россия» сможет его осуществить лучше, чем кто-либо.