«Столь объемных вложений в систему общего образования не было никогда»

топ 100 блогов prosvpress — 12.05.2011

«Столь объемных вложений в систему общего образования не было никогда» 4 апреля на заседании Правительства РФ Владимир Путин объявил о начале двухлетней программы поддержки из федерального бюджета региональных систем общего образования. Одна из задач, к решению которой приступает государство, – доведение заработной платы учителей до средней в конкретном регионе. О том, как будет выполняться поручение Председателя Правительства, в интервью «Просвещению» рассказал депутат Госдумы Николай Булаев.

– Николай Иванович, почему столь важные решения о развитии общего образования были приняты Председателем Правительства именно сейчас?
– Ключевая причина – повышение внимания людей к проблемам образования. Есть несколько важных, основополагающих факторов, которые в последнее время взбудоражили общество.

В первую очередь, это проект интегрированного закона «Об образовании», который обсуждался публично и в который были предложены тысячи поправок.

Одновременно с проектом закона появились проекты новых стандартов общего образования. И если разработка и утверждение стандартов для начальной и основной школы вызвали дискуссию преимущественно в профессиональном сообществе, то проект стандарта старшей школы всколыхнул все общество: и тех, кто работает, и тех, кто не работает в системе образования.

Дискуссии в очередной раз показали, что в отрасли остается немало нерешенных вопросов, и ключевой вопрос – увы, достаточно низкая зарплата учителей. На сегодня в среднем по стране она на 1/3 меньше, чем средняя по экономике. Так что разрыв очень существенный.

На мой взгляд, столь серьезные и масштабные обсуждения проблем школы привели Председателя Правительства к пониманию того, что к решению некоторых из них нужно приступать незамедлительно. В своем выступлении на заседании Правительства 4 апреля он сформулировал предложения по модернизации общего образования, которые позволят вывести систему на иной уровень.

– Если резюмировать, в чем заключаются предложения?
– Предложения принципиально простые. Федеральный центр дает регионам средства на модернизацию инфраструктуры школ: приобретение оборудования, оснащение спортзалов и столовых, повышение квалификации учителей и проч. А регионы, в свою очередь, направляют высвободившиеся средства на повышение зарплаты учителей. Таким образом, сразу решаются две важнейшие задачи: улучшение условий работы школы и рост благосостояния учителей.

– Заявление Владимира Путина о повышении зарплат трактуют по-разному, поскольку речь шла о средних показателях. Когда зарплата вырастет на обозначенные 30%? И когда будет достигнута «конечная цель», о которой говорил Председатель Правительства, – «доведение средней зарплаты учителя до средней заработной платы по экономике в соответствующем регионе страны»?
– Намечены два этапа повышения зарплаты. Первый этап – повышение средней зарплаты учителей на 30% в тех регионах, где она ниже средней зарплаты по экономике соответствующих регионов. Для этого на два учебных года из федерального бюджета выделяется 120 млрд. рублей. Их них 20 млрд. – с сентября по декабрь 2011 года, 60 млрд. – в 2012 году, 40 млрд. – с января по сентябрь 2013 года.
Что касается доведения размера средней зарплаты учителей до показателей средней зарплаты по экономике каждого региона, то это уже следующий этап.

– Насколько велик объем средств, выделяемых из федерального бюджета, если оценивать ситуацию в масштабе всей страны?
– Столь объемных дополнительных вложений федерального бюджета в систему общего образования не было никогда. Даже в рамках приоритетного нацпроекта «Образование» регионы не получали столько средств на финансирование школ. При этом необходимо понимать, что федеральный центр не «жирует», и эти деньги для него нелишние, возникает определенное напряжение для федерального бюджета. Поэтому Председатель Правительства рассчитывает на то, что такое же напряжение возникнет и в бюджетах региональных, что регионы обеспечат софинансирование в объеме не менее 50% от тех средств, которые дает федеральный бюджет. Так что в совокупности в ближайшие два года, по нашим расчетам, школа получит дополнительно 180 млрд. рублей. И это помимо обязательств регионов по текущему финансированию системы образования.

– Какие конкретные задачи, помимо повышения зарплат, можно будет решить совместными усилиями федерального центра и регионов?
– Если нам удастся найти эффективные способы использования этих денег, мы сможем решить гораздо большее количество задач, чем те, которые поставлены на первоначальном этапе.
Как известно, уже в следующем учебном году первые классы по всей стране переходят на новый стандарт начального общего образования. Для этого нужно огромное количество средств, и не все регионы обладают необходимым ресурсом. Так что в данном случае федеральные деньги окажутся в нужное время в нужном месте: мы не просто декларируем, что вводим стандарты, а создаем необходимые условия для их реализации. В противном случае сохранялся бы разрыв между многими положениями стандартов и реальной ситуацией.

Например, для реализации стандартов необходимо современное оборудование – не только учебное, но, например, оборудование для столовых: регионы получают возможность существенным образом улучшить организацию питания школьников. При переходе на новые стандарты учителя должны повышать квалификацию, и на это тоже можно будет расходовать федеральные средства.
Конкретные обязательства, которые возьмут на себя Минобрнауки России, которому поручена реализация проекта, и региональная власть в лице губернаторов, будут определены в рамках соответствующих соглашений. При этом должна быть выработана система индикаторов, позволяющая нам, осуществляя мониторинг, отслеживать эффективность вложения этих денег и понимать, что изменится в жизни конкретного ученика и его родителей, в работе конкретного учителя в результате реализации предложений по модернизации системы общего образования.

– А как изменится зарплата учителя, если брать не средние показатели, а конкретные доходы конкретных людей? Из заявления Владимира Путина ведь не следует, что с 1 сентября все получат 30-процентную прибавку к жалованью.
– Прошли те времена, когда повышение зарплаты проводилось механически, прямолинейно, одинаково для всех. Речь идет об увеличении именно средней зарплаты, то есть размеров фонда оплаты труда. В последние годы в общем образовании в абсолютном большинстве регионов введены новые системы оплаты труда (НСОТ), предусматривающие дифференциацию зарплаты в зависимости от результатов. Для кого-то это приятно, а для кого-то нет, потому что тот учитель, который работает лучше, зарабатывает больше, и наоборот. Этот разрыв, наверное, будет усиливаться, дифференциация зарплат будет продолжаться. Поэтому, действительно, говорить о том, что у каждого учителя зарплата механически повышается на 30%, было бы некорректно. Так или иначе, окончательные решения о принципах НСОТ принимает каждый регион.

– Как будет повышаться зарплата учителей в разных субъектах Федерации? Есть ведь регионы, где разница между средней зарплатой учителей и средней зарплатой по экономике не столь высока, а есть, напротив, такие, где разрыв очень существенный.
– Соизмерять степень повышения в тех случаях, когда разрыв между средней зарплатой учителей и средней зарплатой по экономике меньше 30%, должны сами регионы. На мой взгляд, сегодня предоставляется уникальная возможность поднять престиж профессии учителя, сделать зарплату очень привлекательной, чтобы в школу шла работать молодежь. И если в каких-то регионах зарплата уже в новом учебном году приблизится к средней по экономике и даже ее превысит, ничего страшного в этом нет.

Никто не запрещает регионам повышать зарплату учителям настолько, насколько они считают нужным. Есть только одно ограничение: если она существенно ниже, чем в среднем по экономике, с 1 сентября ее нужно повысить не менее чем на 30%, и это касается большинства субъектов Федерации.

– Если в регионе средняя зарплата учителей на сегодняшний день равна средней зарплате по экономике, ему будут выделены федеральные средства?
– Конечно. Объем федеральных средств для каждого региона будет рассчитываться исходя из уровня его бюджетной обеспеченности и количества учеников в городской и сельской местности (с учетом удвоения норматива для села). Соотношение средней зарплаты по экономике и зарплат учителей вообще не принимается в расчет. Было бы неправильно наказывать тех, кто до сих пор старался не обидеть учителя.

Другой вопрос, что такой регион сможет потратить федеральные средства не только по установленным в рамках проекта модернизации статьям расходов, но и, например, на ремонт и строительство образовательных учреждений. И, разумеется, свои высвобожденные средства он также может направить на дальнейшее повышение зарплат учителей.

– Вы упомянули о проведении мониторинга расходования средств. Как будет оцениваться эффективность вложений?
– Прежде всего, есть статистические данные, которые легко отлеживаются. Есть условия реализации образовательной программы, которые прописаны в стандартах, есть документы Минобрнауки, где, например, уточняется, что конкретно должно быть в учебных кабинетах для реализации стандарта. При проведении мониторинга мы рассчитываем на контроль со стороны общественных организаций. Иногда ведь достаточно просто зайти в школу и посмотреть, есть оборудование в кабинетах или нет, быстрый Интернет или медленный, есть ли столовая, отремонтирована ли она чем там кормят и т. д. Эффекты реализации проекта должны быть очевидными, легко проверяемыми.

Разумеется, в осуществлении контроля будет принимать участие «Единая России». Создается рабочая группа по этому проекту, которая будет отслеживать все его этапы от разработки соглашения между Минобрнауки и регионами до проведения мониторинга. В каждом регионе от партии есть координатор проекта. С учетом того, что в законодательных собраниях многих субъектов Федерации большинство голосов принадлежит «Единой России», мы сможем контролировать, своевременно ли принимаются необходимые поправки в бюджеты, в полном ли объеме они отражают задачи, которые мы пытаемся решить. В каждом районе есть партийная организация «Единой России», члены которой вполне могут посетить все близлежащие школы и посмотреть, что там происходит. Так что при проведении общественного мониторинга у нас проблем не будет, и, на мой взгляд, «Единая Россия» сможет его осуществить лучше, чем кто-либо.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Приветствую! Подскажите, пожалуйста, по переводу надписи на кружке: Насколько понял, она означает "Собственность инспекции кавалерии SA и SS." Более сведущий в немецком коллега утверждает, что это не так и надпись означает - "собственность инспектора кавалерии SA и SS", т.е. это ...
Сказал об этом сам министр обороны, Сергей Шойгу. Так и сказал: - Украина не угроза; - украинский народ – братский; - мы вообще один народ; - в Киеве реализуется чуждая украинцам программа; - источник – сами знаете кто. Буквальная цитата: -Я бы не стал про Украину говорить как про ...
В республике Вьетнам любой турист может поразиться многим вещам, например, огромным количеством рек. Поэтому нет ничего удивительного, что там хорошо развита традиция передвигаться по воде. Правда, транспорт там довольно необычный - вместо привычных лодок с острым носом речки ...
короче купил http://www.motorola.com/Consumers/XW-EN/Consumer-Products-and-Services/Mobile-Phones/Motorola-MILESTONE-XW-EN ...
        В США в пятницу состоялся первый демонстрационный полет нового беспилотного бомбардировщика X-47B, который продолжался29 минут, пишет британская газета The Daily Mail. Не следует путать его с беспилотным суборбитальным ...