Стоит ли разрешать езду между рядами?
proboknet — 30.12.2015 В связи с аномальной погодой в этом декабре вижу на дорогах мотоциклистов, а значит, тема все равно актульная даже для зимы."Надо это запретить на всякий случай, а только потом разобраться в проблеме" - так поступают чиновники, отвечающие за безопасность движения не только в России, но и во всем мире. Поэтому проблема правового статуса езда между рядами не российская.
Кого не раздражают мотоциклисты и хрусты, которые ездят между рядами не только в пробке, где скорости небольшие, но и на автострадах, где любое отклонение траектории движения может привести к печальным последствиям, причем не только для водителей двухколесных, но и автомобилистам.
По существующим российским ПДД такой маневр для мотоциклистов запрещен, однако, это никого не останавливает и таких "нарушителей" даже не пытаются наказывать. В результате, такое явление стало абсолютно повсеместно!
Безопасно ли это, стоит ли разрешать езду между рядами? Оказывается, этот вопрос окончательно не решен еще ни в одной стране мира, даже в тех, кто этот маневр разрешен. Исчерпывающих исследований, которые бы полностью отвечали на все вопросы так и не было произведено. Власти боятся брать на себя ответственность за принятие такого решения и попросту "подвешивают" этот вопрос в воздухе, чтобы мотоциклисты и автомобилисты разбирались между собой. К чему это может привезти мы знаем, поэтому хотим разобраться в проблеме.
Мы подойдем объективно и рассмотрим опыт нескольких стран. Проезд между рядами – это попутное движение в пробке между рядами на двухколесном вело- и мототранспорте причем не только в пробке, но и в движении. Такой способ перемещения позволяет сэкономить время и топливо, т.к. дает возможность объехать препятствие между рядами вместо того, чтобы встать за ним, а также двигаться быстрее скорости основного потока.
Ситуация в развивающихся странах
В городах с высокой плотностью населения и большими пробками, в основном, такая картина наблюдается в развивающихся странах, место между машинами используется различными видами двухколесного транспорта, гужевыми повозками, велорикшами и пешеходами. В Бангкоке (Таиланд) и Индонезии возможность использования «лишнего» места между рядами машин привела к бурному развитию индустрии мотоциклетного такси. Мотоцикл в Индонезии самый популярный вид транспорта.
В развитых странах проезжая часть используется несколькими видами транспорта и, в основном, это легковые и грузовые автомобили. В развивающихся странах дело обстоит совершенно иначе. Так, на дороге в Дели (Индия) может одномоментно находиться более 40 видов транспорта. В Нью-Йорке – не более пяти.
Предполагается, что разнообразный транспорт, использующий каждый метр дороги, перевозит больше людей, чем транспорт, который перемещается исключительно по обозначенным полосам. В то же время использование одной проезжей части совершенно разными видами транспорта может отрицательно сказаться на каждом из них.
Вопросы безопасности
Проезд между рядами вызывает массу вопросов в США и создает проблемы в ряде других стран. Является ли этот маневр нарушением, стоит ли его регулировать, нужно ли практиковать без оглядки на закон. За последние 12 лет в разных штатах Америки были поданы различные поправки в ПДД, касающиеся разрешения проезда между рядами. Но ни одна из них так и не была принята.
При езде между рядами и обгоне машин, вставших в пробке, необходимо ехать медленно и быть готовым к тому, что в любой момент дверь одной из машин неожиданно откроется. К тому же нельзя исключать резкие перестроения автомобилей без особых предупреждений. Водителям автобусов и большегрузов сложно заметить велосипедиста, перемещающегося между рядами. Чтобы исключить столкновение с автомобилем, совершающим поворот на перекрестке, велосипедистов учат находиться либо прямо перед автомобилем, совершающим маневр, либо сразу позади него. Велосипедистам запрещено останавливаться справа от большегрузов и автобусов, т.к. именно там находится мертвая зона.
Исследования
В США вопросами безопасности при езде между рядами практически никто не занимается. В октябре 2014 года Университет Калифорнии опубликовал тезисы своей работы, пообещав полный доклад ближе к концу года. Европейские исследователи изучили причины аварий с участием мотоциклистов в пяти странах, причем в четырех из них проезд между рядами официально разрешен, а в одной – запрещен, но так и не выяснили, провоцирует ли подобный проезд аварии или, наоборот, позволяет их избегать.
Сторонники проезда между рядами ссылаются на доклад Хёрта от 1981 года, в котором утверждается, что проезд между рядами позволяет снизить количество столкновений мотоциклистов с впереди идущим транспортом. Также сторонники приводят статистические данные министерства транспорта США, которые свидетельствуют о том, что в Калифорнии количество смертельных случаев при столкновении мотоциклистов с впереди идущим транспортом на 30% ниже, чем во Флориде и Техасе – штатах, сходных с Калифорнией по климату, сезону катания на мотоциклах и количеству мотоциклистов, но не разрешающих проезд между рядами.
Национальное управление по безопасности движения автотранспорта (NHTSA), основываясь на выводах доклада Хёрта, подтверждает небольшое снижение количества столкновений мотоциклистов с впереди идущим транспортом, но добавляет, что нужны дополнительные исследования, которые бы показали зависимость снижения заторов от способа проезда.
В докладе Хёрта никто не делал упор на том, где именно ездят мотоциклисты, никто не проводил прямых сравнений проезда между рядами и по полосам, но все данные были собраны в Калифорнии, где проезд между рядами не запрещен. В результате был составлен список из 55 типичных ДТП с участием мотоциклистов. Там, в частности, сказано, что после аварии с участием мотоцикла в 62% случаев происходит разлив топлива, вследствие чего может возникнуть пожар. При этом составители списка не рассматривают ситуацию, в которой произошла авария, будь то проезд между рядами или столкновение с впереди идущим транспортом. Следовательно, доклад Хёрта не может использоваться как основание для внесение изменений в ПДД в части разрешения проезда между рядами.
Европейская организация экономической кооперации и развития, основываясь на своих стандартах, провела детальный анализ ДТП с участием мотоциклистов. В 1999-2000-х гг. были проанализированы 900 подобных ДТП в пяти странах Европы. Исследователи рассмотрели всевозможные факторы, влияющие на ДТП с мотоциклистами, чтобы лучше понять корень проблемы. Данные поступали из четырех стран, где проезд между рядами разрешен, и одной страны, где этого делать нельзя. В результате оказалось, что проезд между рядами никак не влияет на рост ДТП с участием мотоциклистов. Из общего числа аварий только 0,4% были связаны с тем, что мотоциклист или скутерист перемещался между рядами. 49,1% ДТП происходит при движении мотоциклиста в своей полосе с постоянной скоростью, 12,1% - при перестроениях с постоянной скоростью. В 2,8% во время ДТП мотоциклист находился в пробке.
Предварительные результаты исследования, проведенного британским Университетом Ноттингема, показали, что около 5% ДТП с погибшими или серьезно пострадавшими мотоциклистами происходит при езде между рядами. Также британские ученые выяснили, что во всех подобных ДТП водитель машины принимает неверные решения в два раза чаще, т.к. движение мотоциклиста в пробке совершенно непредсказуемо.
Для выявления резерва пропускной способности дороги было проведено оригинальное исследование.
В попытке создать модель поведения мотоциклиста на дороге были записаны на видео поездки 1500 мотоциклистов, передвигающихся как между рядами, так и по полосам. При обосновании выбора проезда между рядами применялся Баэзианский подход. Модель позволяет оценить риски подобного выбора и определить резерв пропускной способности проезжей части (по сравнению с автомобилем), если во время заторов мотоциклисты совершают обгоны между рядами и по обочине. Однако результаты этой модели нам найти не удалось.
Безопасность и ответственность
Сторонники идеи проезда между рядами утверждают, что можно уменьшить количество заторов за счет автомобилистов, которые пересядут на двухколесный транспорт и будут использовать пространство между рядами, которое свободно от пробок. Также сторонники говорят о том, что проезд между рядами позволит сэкономить топливо и облегчит жизнь мотоциклистов в плохих погодных условиях. Транспортные власти США считают, что количество мотоциклистов на американских дорогах настолько мало, что нет никакого смысла изменять ПДД и разрешать проезд между рядами. И даже если количество мотоциклистов в стране возрастет, проезд между рядами никак не повлияет на пробки. Уж лучше подстроить дорожную инфраструктуру и законы таким образом, чтобы движение мотоциклистов осуществлялось по действующим полосам без какого-либо риска для их жизни.
Проезд мотоциклистов между рядами, возможно, будет раздражать водителей, которые вынуждены стоять в пробке, в то время как мотоциклисты продолжают ехать вперед, перемещаясь между машинами. Проведенные исследования показывают, что агрессия со стороны водителей по отношению к мотоциклистам встречается крайне редко. Перемещаться между рядами не рекомендуется начинающим мотоциклистам, а также тем, кто впервые попадает в страны, где такой проезд разрешен, поскольку это может быть опасно для жизни. Не каждый опытный мотоциклист психологически готов к проезду между рядами, если это не принято в его родной стране. Растерянность и испуг мотоциклиста отрицательно влияют на безопасность дорожного движения.
Ответственность мотоциклистов
В США озабочены другим важным аспектом при обсуждении проезда между рядами. Даже если такой проезд разрешен правилами, мотоциклисту все равно придется отвечать перед законом. В вопросах безопасности на дорогах не бывает мелочей. Одно то, что в момент ДТП мотоциклист находится между рядами, уже говорит о возникновении опасной ситуации. И если в этот момент мотоциклист попадет в ДТП, то ему придется приложить максимум усилий, чтобы убедить страховую компанию в том, что виновником ДТП является кто угодно, но точно не он.
При аннулировании в штате Вашингтон билля 2005, легализующего проезд между рядами, пресс-секретарь дорожной инспекции сообщил, что подобное разрешение было бы крайне сложно применить на практике, т.к. совершенно непонятно, как регулировать скорость и обеспечивать безопасность при движении между рядами. Он также добавил, что калифорнийские полицейские с удовольствием бы отменили подобное разрешение, действующее в штате. Недавно дорожная полиция Калифорнии удалила представленные ранее практические рекомендации по проезду между рядами.
Безопасный проезд между рядами
В калифорнийском руководстве по подготовке мотоциклистов про проезд между рядами сказано следующее: «Безопасное вождение автомобиля и мотоцикла предполагает перемещение внутри полосы для движения. Проезд между рядами машин, которые остановились или двигаются в попутном направлении, провоцирует аварийно-опасные ситуации, т.к. автомобиль может неожиданно повернуть или перестроиться, у него может открыться дверь или кто-то из пассажиров высунет руку из окна». В то же время государственная дорожная инспекция Виктории (Австралия) предоставила доклад, в котором сообщается, что проезд между рядами ни разу не стал причиной аварии.
В британском руководстве по вождению подтверждаются преимущества проезда между рядами при движении в пробке, но в то же самое время говорится о том, что на чашу весов необходимо положить не только возможность обгона машин, остановившихся или ползущих в пробке, но и возросшую уязвимость мотоциклиста во время проезда между ними.
Кстати, даже странно, что этот вопрос так и не пролиббировали до сих пор в нашей стране, с учетом того, какие есть знаменитые мотоциклисты с их административным ресурсом. Кроме Хирурга, есть и вице-премьер Дмитрий Рогозин.
После внимательного рассмотрения всех за и против проезда между рядами гуру мотоциклетной безопасности – Дэвид Л. Хафф ответственно заявил, что гораздо безопаснее разрешить проезд между рядами, чем заставлять мотоциклистов стоять в пробке.
Раньше о преимуществах езды между рядами писали в официальных источниках. Так Департамент транспорта Орегона сообщал, что проезд между рядами, возможно, более безопасен для мотоциклиста, т.к. дает ему возможность заранее среагировать на изменившуюся ситуацию впереди. Теперь подобные высказывания можно найти только в узкоспециализированных журналах, посвященных правам мотоциклистов, а также в статьях энтузиастов.
Правовой статус
Мотоциклисты часто задаются вопросом, насколько легально движение между рядами. В свое время транспортные власти Австралии произвели настоящий фурор, попытавшись собрать воедино разрозненные правила дорожного движения и унифицировать их так, чтобы раз и навсегда запретить проезд между рядами. Австралийцы были обескуражены подобной новостью, т.к. всю жизнь считали, что проезд между рядами, которую они практикуют чуть ли не с рождения, не нарушает никаких правил. После серьезного общественного резонанса австралийские власти решили отложить введение запрета. Но не далее как первого июля 2014 года власти Нового Южного Уэльса серьезно ограничили условия применения правила проезда между рядами. А первого февраля 2015 года то же самое сделали и в Квинсленде.
Подобная правовая путаница свойственна не только Австралии. В 2012 году исследование, проведенное в Калифорнии, показало, что только 53% водителей-немотоциклистов знали, что проезд между рядами разрешен по ПДД.
Калифорния не единственный штат США, где такой проезд разрешен, но при этом полицейские, основываясь на других законах и актах, постоянно интерпретируют проезд между рядами не в пользу мотоциклистов. Например, в штате Нью-Мексико нет явного упоминания проезда между рядами, но есть правило, согласно которому за 30 метров до перестроения в другой ряд участник дорожного движения обязан использовать включенный поворотник. Также полицейский может привести другие пункты правил, которые косвенно запрещают проезд между рядами.
Несмотря на то, что правила дорожного движения практически одинаковы во всех штатах, местные власти со временем переходят на систему, согласно которой проезд между рядами обязательно нарушает какое-то правило. Даже если совершенный маневр был безопасен, полицейский обязательно акцентирует внимание мотоциклиста на том, что тот ехал между рядами. Так, в штатах Колорадо и Небраска проезд между рядами запрещен (за исключением полицейских), но при этом двум мотоциклистам разрешается ехать рядом друг с другом по одной полосе.
Подведем итог. Окончательного ответа на рассмотренный вопрос так и нет, и если интуитивно кажется, что езда между рядами опасна, на практике это становится не совсем очевидно. Требуются исследования, причем, свои собственные российские. К сожалению, в планах нашего Минтранса и ГИБДД таких исследованией, насколько мне известно, не имеется.
В тоже время, Пробок.нет выступает за сужение ширины полос, что позволяет выделять дополнительные полосы, в результате сокращать дорожные заторы и повышать безопасность. Езда между рядами по узким полосам становится малоперспективным занятием. Также стоит напомнить, что а апреля этого года мотоциклистам так и не позволили ездить по выделенным полосам, хотя разрешили такой маневр велосипедистам.
|
</> |