Сто лет
afanarizm — 07.11.2017 1917 год был для России трагичным, причём с течением времени ощущение этой трагичности только усиливается. Но 7 ноября (по н.с.) выделяется даже на этом фоне - ибо если в марте была совершена роковая ошибка, но открылось какое-то пространство для манёвра в плане дальнейших вариантов развития (допустим, что это плюс), то спустя полгода выбор оказался сделан в пользу наихудшего из всех возможных вариантов. Могло случиться многое, но случилось именно то, чего стоило бояться как огня.Хотя о «выборе» можно говорить лишь условно - какой уж тут выбор, когда власть захватывается вооружённым путём? Правда, такое развитие событий можно было предотвратить, а в первые месяцы после переворота ход событий ещё можно было повернуть вспять (опять-таки лишь силовым способом) - но сил уже не нашлось либо они были слишком разобщены, не сориентировались вовремя, решили, что не всё потеряно и можно как-то иначе решить (хотя, казалось бы, всё было уже очевидно)... Нельзя сбрасывать со счетов и банальную усталость от месяцев всё нарастающего хаоса, и не менее банальный испуг. В любом случае именно тогда, в последние месяцы 1917-го, было потеряно всё. Это не сразу осознали - но, как говорится, «большое видится на расстоянии». И можно сказать, что русская история 7 ноября 1917 года если не закончилась, то прервалась на неопределённый срок, а русский народ из субъекта истории превратился в объект постоянных и, как правило, вполне чудовищных экспериментов. Впрочем, по большому счёту это можно сказать и о большинстве прочих российских народов.
Не все осознают, что события столетней давности повлияли далеко не только на историю нашей несчастной страны. Собственно, почти все последующие трагедии, включая гитлеризм и Вторую Мировую (и даже особенно эти последние), растут именно из террористического большевицкого режима, из их методов «управления» (=угнетения), обращения с политическими оппонентами и вообще всеми, кто чем-то пришёлся не ко двору. Более того, влияние это чувствуется и по сей день - ИГИЛ, например, есть не что иное, как те же большевики, наблюдая художества исламистов, можно легко представить, что творилось на территории бывшей Российской Империи после захвата власти красными. Причём нынешняя версия кажется ещё и относительно травоядной (хотя это, наверное, из-за слабой заселённости территорий, на которых разворачиваются нынешние события, и, соответственно, объективно меньшего размаха террора).
Иные, конечно, на подобную постановку проблемы бросятся пылко возражать в стиле «но было же и хорошее». Очень характерно, кстати, с какой настойчивостью затыкают сейчас этой фразой тех, кто напоминает о большевицких художествах, как ревниво отыскивают в истории кровавой красной тирании хоть что-то, что можно использовать для её оправдания и даже обеления. «Зато детские дома», «зато больницы и школы», «зато космос» - всяко лыко в строку. Загвоздка тут - в этой неизбежной приставке «зато». И все, даже защитнички, понимают, что именно она призвана оттенить и даже затенить, закрыть так, чтобы не видно и не слышно было. Но понимать-то понимают - однако всё равно продолжают в том же духе.
Отчасти успокоить может то, что не только русскому народу довелось хлебнуть лиха - по иным народам красный каток проехался как бы и не более безжалостно (сразу вспоминается, конечно, Камбоджа), по иным катается и по сю пору. Но всё же у большинства пострадавших (европейцев, прежде всего) иго длилось по историческим меркам недолго и, как следствие, не произошло разрыва культурной традиции, сохранилась память о нормальной жизни и преемственность с прошлым в конце концов удалось восстановить. Нашей стране же и нашему народу досталось по полной программе - и даже с перебором. Так что говорить о «восстановлении связи с прошлым» уже, похоже, не приходится, нужно всё строить заново. И это в том случае, если повезёт и советчина всё же отправится на свалку истории, где ей самое место. Надежды на такой исход пока, правда, мало даже у оптимистов.
Ну, как бы то ни было, дожили до столетней годовщины. Правда, что это значит даже для интересующихся - большой вопрос. Показательно, что даже по зомбоящику шум довольно умеренный - видимо, событие всячески пытаются отправить в музей, хотя когда, как не сейчас, заниматься осмыслением, пожалуй, величайшей трагедии ХХ века? Но, похоже, теми, кто принимает решения, всё это дело рассматривается как что-то чужое, непонятное и, как следствие, опасное, а значит нежелательное. "Не надо раскачивать лодку", ага. Парадокс - потомки стыдятся предков, прародителей. Где ещё, кроме как в Совдепе?
А с другой стороны - и пусть его. Сейчас, слава Богу, интересующиеся в массе своей определились со взглядом на те события и никакой необходимости в переливании из пустого в порожнее нет. Это даже вредно было бы, поскольку играло бы на гнусную идею «примирения». Но никакого примирения, конечно, не будет - общественный раскол наоборот стал максимально очевиден и явственен. С одной стороны это плохо (по понятным причинам), а с другой - хорошо, ибо ясность, незамутнённость это завсегда плюс. В связи с чем унывать даже, наверное, и не следует - поживём-посмотрим, какое будущее получится у столь беспрецедентно расколотого общества, аналогов которому и не вспомню.
Похоже, Гражданская война совсем ещё не закончена и, возможно, самые важные её бои - ещё впереди. С чем и поздравляю.
|
</> |