Ст.м. Проспект Вернадского. (Большая кольцевая линия). Часть 1


Еще одна важная пересадочная станция на Большом кольце. Станция "Проспект Вернадского" связала новое кольцо с Сокольнической линией. "Красная ветка" уже давно протянулась далеко в Новую Москву и участок от конечной до Кольцевой линии стал очень длинным. Это привело к увеличению загруженности на этом участке, пассажиру просто некуда деться и он вынужден ехать через центр или Кольцевую линию. Да, на ст.м. "Спортивная" есть пересадка на МЦК, но пересадка там не самая удобная, а главное не самая быстрая. Теперь часть потока будет рассеиваться на соседние линии через БКЛ, что, конечно же хорошо. Более того, жители близлежащих домов теперь могут ехать на метро в центр уже не в таких забитых поездах. С самого первого дня пассажиропоток через станцию (особенно через переход) был довольно приличный, что говорит о высокой востребованности этой станции. Интересной особенностью нового "Проспекта Вернадского" является то, что пересадка осуществляется через балконы над путями. Станций с такой компоновкой в Московском метро не так уж и много, поэтому лично мне было интересно, как с такой нетривиальной задачей справились архитекторы.
Начнем с картинок архитекторов.
Интересно, что проектировщики здесь уже другие. Станции "Зюзино",
"Воронцовская", "Новаторская" разрабатывал коллектив авторов под
руководством Александра Львовича Вигдорова, следующие три станции,
включая и "Проспект Вернадского" разрабатывали уже другие люди, в
выходных данных значится главарх Татьяна Витальевна Чистякова и
Владимир Бутурлинцев. Станции изначально "китайские" их
строительством занималась CRCC, в качестве проектировщика
пригласили китайских же специалистов, но у нас иностранцам одним
работать практически не возможно, так как наша нормативная база и
жесткие требования при проектировании объектов метро для
иностранцев очень сложны, и иностранные проекты всегда дорабатывает
и согласовывает российская компания партнер. Соответственно здесь
подключили Моспромпроект, и китайского в проектах осталось крайне
мало.
Вот рендер одного из вестибюлей. Обратите внимание на потолок.
Совершенно не очевидно, что панели "стального" цвета - это
полированная нержавейка, которая появилась в финальной версии.
Скорее даже похоже на анодированный алюминий. Кроме того на потолке
отчетливо видны светлые крашеные панели. В итоге мы получили везде
нержу.
Тот же вестибюль, но другой ракурс. Тут видно, Что не только
закуток с кассами отделан оранжевым керамогранитом, но и стена, где
расположена дверь в лифтовой тамбур, напротив эскалатора. По факту
там сделали стену из светлого камня.
Платформенная часть по мнению архитекторов должна была выглядеть
так. Потолок, как и в вестибюле из матовых панелей с вставками
квадратов другого цвета, на этот раз темного. Мостики над путями
полностью застеклены от низа до верха тонированными стеклами. Над
путями нет венткоробов, отчего картинка выглядит чище, а переходы
просторнее. В реальности же будет еще венткороб, и с его
впихиванием в интерьер у архитекторов, как мы потом увидим,
возникли некоторые сложности.
Внезапно откуда-то появился вот такой вариант наземного павильона.
Естественно он не был реализован, вместо яркого павильона в
реальности обычный черный склеп.
1
Поехали смотреть. Нумерация входов в узле сквозная. У оригинальной
станции выходов 7, а значит у новой нумерация будет начинаться в
восьмерки. Кроме выходных павильонов на поверхности появились еще и
венткиоски.
2
Интересно, что венткиоски установили двух разных видов. Со стороны
парка они облицованы ламелями коричневого цвета, наверное таким
образом их хотели "замаскировать" под окружающие деревья. Ну или
хотя бы согласовать с окружающей обстановкой. Хорошее решение,
кстати.
3
Павильон выхода 8 расположен со стороны парка "50-летия Октября",
недалеко от торгового центра, в котором находится выход номер 7
старой станции. Приехал сюда днем, чтобы хоть на одной станции
посмотреть на эти черные павильоны при свете дня. Вдруг они не
такие страшные.
4
На других станциях водоотводную трубу прятали внутрь, а тут решили
провести снаружи. Сразу видно, к проектированию подключили других
проектантов.
5
Этот павильон совмещенный. К павильону над лестничным сходом справа
пристроен лифтовой павильон.
6
Вот как павильон выглядит с другой стороны. Немного напрягает, и
это не только на этой станции, что вокруг выходов еще идет стройка,
все огорожено заборами. А было б здорово, выйти из павильона и
оказаться непосредственно в парке, взять в кафешке пива с горячим
хот догом, присесть на лавочке, но нет.
7
Отделка пространства над дверями также отличается от ранее
просмотренных павильонов станций. Здесь нержавейка, а не просечной
лист. Козырек отделан панелями в которые встроена подсветка. Ничего
не болтается над головой - это хорошо.
8
Отделка стен из светлого камня, как на "Воронцовской".
9
Также здесь встречаются и люки Шредингера. Вот здесь почти все
хорошо, но лючок не очень подружился с опорой ограждения. Видимо
ограждение установили раньше, поэтому подрезали именно лючок. Ну
так себе, конечно. Ведь можно было просто отрезать пластину
крепления перилины на нужную высоту, а лючок оставить целым.
10
Зато здесь все получилось как надо. Лючок прямо за перилами.
Хочется надеяться, что это просто съемная секция, а не створка на
петлях, так как в этом случае открыть её будет невозможно.
11
Внизу, слева от лестницы расположен лифт. Интересно почему здесь,
при схожей компоновке с лестничным сходом ст.м. "Воронцовская",
стену, отделяющую проход к лифту не довели до потолка, а сделали
такой парапет под углом? Еще отличие в том, что здесь есть лифтовой
тамбур, а на "Воронцовской" нет. Вроде проектанты из одной
организации, но договориться об унификации не смогли.
12
Стены подуличника отделаны светлым камнем, а вот потолок просто
оштукатурен и покрашен. Светильники спрятали в ниши потолка. Вполне
себе чистое решение, и совсем не обязательно в подуличнике городить
реечный потолок или потолок из панелей.
13
На противоположной стороне расположен выход номер 9. Обратите
внимание на дом за павильоном, похоже его уже выселили и ему грозит
реновация. Опять на козырек навешали всякого "мусора", даже не
пытаясь его хоть как-то спрятать. Все эти датчики и коробки, зачем
они тут нужны, зачем пассажиру это все видеть, на крыше мало места,
куда это можно спрятать?
14
Лифт пристроен к этому павильону уже слева. Опять сквозь прозрачное
стекло над дверью мы видим тепловую завесу и кучу проводов. Ну
зачем так делать?
15
Эээээ, без коментариев.
16
В остальном павильон такой же как соседний.
17
В отличии от соседней "Новаторской", светильники в этих павильонах
круглые в сечении, а не прямоугольные.
18
С люками и на этом лестничном сходе беда, как минимум один попал за
поручень. Удивительное, если честно, дело, люк же можно перенести
безболезненно в любое место, сгруппировать их так, чтобы не
было визуального мусора, но нет. Похоже, что это не настоящий путь
самурая или кто там у китайцев. =)
19
Лифт рядом с лестницей, также как и в соседнем сходе. Забавно, если
бы стенка пошла до верха, то не пришлось бы колхозить эти странные
подставки под поручни и в целом все бы смотрелось куда
аккуратнее.
20
Схема не в виде привычного лайтбокса, а просто наклейка. Хорошо
видно, что в камне нет никакого отверстия, из которого бы торчал
провод, а это значит, что когда появится лайтбокс, провод для его
подсветки поведут как обычно по камню в пластиковом коробе.
21
Еще меня удивило, что в качестве оповещателей повесили громоздкие
рупорные девайсы, почему нельзя было установить небольшие
аккуратные корпусные громкоговорители всегда же так делали. К
сожалению на этом фото не виден масштаб, но эти штуки довольно
внушительного размера.
22
А теперь в вестибюль.
23
На стекла глухой части тамбура зачем-то наклеили эмблему
московского транспорта в виде красной вермишели, может, чтобы сюда
кто-нибудь не зарулил и не врезался в стекло.
24
Вестибюль с довольно грамотной, с понятной компоновкой. Кассовый
зал спроектирован так, что входящему пассажиру ничего не мешает
идти дальше, слева кассы и полиция, а справа после входа
расположена зона досмотра.
25
Ниша с окошками касс и полиции отделана оранжевой плиткой (как на
предыдущих станциях), но на этот раз с цоколем из черного камня,
как и было предсказано... на рендерах.
26
Дальше идут турникеты на вход. Если в кассовом закутке потолок был
из рейки, то в основной части вестибюля он из нержавеющих
квадратиков, в некоторые ячейки вместо нержавейки установили
светильники. Смотрится дешево и колхозно, Нержавейка - материал
капризный. Он должен быть идеально ровным, и идеально чистым. На
кривом листе любой блик от осветительного прибора тут же выявит
кривизну. Если листы имеют не одинаковую обработку и даже просто
направление обработки - это тоже сразу же будет заметно. Вот
посмотрите на этот потолок, как будто торговый центр в далекой
далекой галактике провинции. Удивительно, но
просто крашенные панели смотрелись бы гораздо лучше и строже.
27
Эта толпа, стоящая в очереди к кассам - любители карт Тройка,
выпущенных к открытию нового участка. В основном из-за них и не
хочется ехать снимать в первый день, так эти товарищи портят любой
вид вестибюля.
28
Вестибюль с обратным заходом, а это значит, что дойдя до стенки,
надо развернуться на 180 градусов и пойти на эскалатор, который
привезет вас на платформу. Оу, тут просто царство нержавейки
какое-то. Надо было еще на пол её положить, было бы вообще
отлично!
29
Слева от эскалаторов турникеты на выход
30
Здесь также довольно просторно и пассажиру нет никаких препятствий.
Сразу же вспомнилась пересадочная "Кунцевская", где проход заузили
просто до неприличия.
31
Напротив эскалатора вход в лифтовой тамбур.
32
Над эскалатором прозрачный витраж, за которым расположилась... зона
досмотра. Хорошо, конечно, что её убрали с пути следования
пассажира, но накой фиг сделали остекление, так что теперь всякий
раз, спускаясь на платформу надо будет смотреть как в аквариуме
копошатся безопасники? Можно было затонировать стекло в таком
случае, нанести рисунок какой-нибудь.
33
Мало того, что потолок отделали нержавейкой, так еще и лобики.
Кстати видно, что проектировщики не подумали об эксплуатации
светопрозрачного витража. Со стороны досмотровой его легко
протереть, а вот как быть с той стороной, что смотрит в сторону
эскалатора? Обычно в таких случаях делают мостик на консолях и
дверь в витраже, в таком случае легко выйти и помыть стекла
снаружи. Тут же такая простая операция может вылиться в целое
экстремальное испытание. Еще один вариант - можно просто забить на
чистоту и через годиков несколько стекло покроется толстым слоем
пыли.
34
На балюстрадах стоят светильники с Некрасовской линии, странно, что
сюда не поставили "коряги", что есть на других станциях. Я наконец
понял, что же мне напоминает потолок, он похож на плитку шоколада в
фольге. Может именно этим вдохновлялись архитекторы. Представьте
себе, если эти квадратики убрать и протянуть на всю ширину рейку.
Как мне кажется будет гораздо лучше.
35
Вот как эскалаторный наклон выглядит с платформы. Круто смотрится
черная рамка портала и белые стены внутри. И здесь нет никаких
коробок и странных розеток, торчащих в пассажирскую зону, подобно
тем, что мы видели на "Новаторской". Оказывается делать аккуратно -
это не так уж и сложно.
36
Эскалатор приходит не в торец станции, а значит в этом самом торце
под наклоном есть небольшой закуток, именно там и расположен лифт.
Удивительно, что рядом с дверью в тамбур не стали вешать
соответствующую табличку. Хотя нет, повесили табличку "точка
сборки", как это я называю. За противопожарной дверью, тамбур
лифта, где можно укрыться в случае пожара. Как определить, что там
есть лифт. Я в непонятной ситуации ищу первичные половые признаки.
То есть смотрю на пол. Если у двери есть тактильная плитка, то это
дверь для пассажиров, а не просто какая-то техническая. И снова у
нас тут проблема с дверью, она опять без прозрачного окошка, хотя в
тамбуре у лестничного схода в подуличнике поставили нормальную
дверь с остеклением.
37
Перемещаемся снова на улицу, на это раз к выходу 10. Это
единственный выход из второго вестибюля. Рядом стоят венткиоски, но
уже другой типовой конструкции, черный профиль, просечно-вытяжной
лист...
38
А вот на другой стороне, там, где парк, венткиоски собрали в такую
причудливую конструкцию. Может это будут своеобразные беседки, фиг
знает. Напомнило, кстати ст.м. "Авиамоторная", там тоже венткиоски
собрали под одной единой крышей.
39
Павильон с лифтовой секцией, выглядит также как и остальные два.
Павильон всего один и стоит он на нечетной стороне улицы Удальцова.
Возможно такая экономия связана с тем, что на той стороне парк и в
непосредственной близости нет жилых домов. Павильон поставили
практически вплотную к дороге, а это значит, что есть вероятность
того, что стекла со стороны дороги будут постоянно грязные.
40
Лифт. Конечно же не работает.
41
Обогрев воронок и труб, нет не слышали.
42
Интерьер. Стоит обратить внимание на потолок, он черный и выполнен
из мелкой рейки, а еще я заметил, что конструктив павильонов здесь
немного другой, так ветровые связи сделаны не из красивых
нержавеющих тяжей, а из стальных труб, кроме того, на стеклах нет
принта с точками в верхней части.
43
Качество сборки, ну такое.
44
О, снова лючки, которые не открыть. Но на этот раз еще интереснее.
Здесь вообще нет створок, похоже просто взяли и приклеили куски
нержавейки на камень.
45
Глухую стену лифтовой шахты зашили широкой рейкой черного
цвета.
46
Нда...
47
Кроме лючков и странной внутренней отделки пространства над
дверями, в остальном все смотрится нормально. Смотрите и сюда
влепили рупорный оповещатель.
48
Тамбур лифта рядом с лестницей, все так же как в соседнем
вестибюле.
49
Уровень подуличника и вестибюля разный, поэтому надо преодолеть еще
несколько ступеней. Для колясочников сделали пандус и это
хорошо.
50
Входной тамбур совмещенный, три двери на вход и три на выход.
51
После дверей идут рамки, за ними кассовый зал со стенами
традиционного оранжевого, цвета. А это турникеты на выход. Их
установили 4 штуки и в общем здесь довольно просторно.
52
Турникеты на вход.
53
Вид от турникетов.
54
Справа сидят полицейские в своей будке.
55
Прямо посреди вестибюля стоит лифтовая шахта, она является таким
своеобразным рассекателем потоков. Интересно, что такая компоновка
вестибюля позволяет поставить нормальный большой лифт, как в
аэропорту, для большей вместимости пассажиров, но нет, установлен
обычный небольшой лифт скромных размеров.
56
Вид от эскалаторов.
57
Собственно эскалаторы. Торец зашит панелями, никакого остекления в
этом вестибюле нет.
58
Снова сбоку рейка, а посредине "шоколадка". С рейкой потолок
смотрится намного интереснее.
59
Опять про качество. Панели грязные, примыкание к стене сделано
черти как. И это при том, что нержавейка не прощает даже
минимальных погрешностей.
60
На соседних станциях были светлые панели и они выглядели куда
аккуратнее этих заляпанных помутневших нержавеющих. Ощущение, что
панелям уже лет по 10...15.
61
Не знаю... неужели есть такие люди (кроме архитекторов станции)
которым в здравом уме может понравится такая отделка потолка? Что
это напоминает? Морг, большой промышленный склад-холодильник или
кухню в ресторане. Нержавейка - это такой материал технический,
когда его много, создается ощущение, что ты попал не туда, не на
станцию метро.В общем жуть.
62
Портал со сторон платформы. Кстати немного о том, как работает
противодымная завеса. Наверху висят три линейных датчика
задымленности. Как только один срабатывает (а может несколько
должно сработать, я не знаю) подается сигнал на срабатывание
противодымной шторы. Она опускается по направляющим (вон они видны
на стене) до уровня 2500мм от чистого пола и дым не попадает в
соседний объем, естественно после этого должна еще сработать
система дымоудаления чтобы убрать весь дым с платформы. Примерно
так примитивно, я вижу себе эту систему, конечно она намного
сложнее. В Московском метро, при всех его недостатках, очень строго
относятся к безопасности. Возможно это единственная такая сеть
метро, где безопасности пассажира уделяется столько внимания.
63
Опять обращу внимание на такой момент. С обоих сторон ящики с пож
оборудованием, в стену встроен культ управления эскалатором, еще
какая-то мелкая створка, наверное от завесы. Ничего не выпирает с
пассажирскую зону - красота. Вспоминается "Новаторская" с каким-то
диким ящиком, висящим на стене в зоне прохода.
64
Под эскалаторным наклоном есть пространство и там расположился
лифт. Причем он не встроен в торец, как с другой стороны платформы,
а стоит отдельной шахтой. И опять обычная дверь без вывески "лифт"
и только по тактильной плитке можно определить, что за дверью
что-то интересное.
65
Да, там лифт.
66
Такая компоновка станции, где эскалаторы приходят на платформу не в
торцы, а ближе к середине, позволяет сделать станцию короче - это
удобно в случае размещения в густонаселенном районе, где просто нет
места на "длинный" вариант. Скорее всего такой вариант еще и
дешевле. Но есть и ряд недостатков. Первый - это неравномерное
распределение пассажиров в вагонах. Большинство скапливается в
середине, а в торцах практически никого. Аналогичная ситуация на
ст.м. "Селигерская". Я когда жду поезда на
ст.м."Петровсео-Разумовская" для того, чтобы ехать в центр,
замечаю, что на приходящем поезде первый и последний вагоны
практически пустые, тогда как в середине народу существенно больше.
Все потому, что компоновка "Селигерской" аналогичная, а там садится
довольно много народу, которые скапливаются в середине в ожидании
поезда. И второй момент, станция "Проспект Вернадского"
пересадочная и пересадка выполнена в виде лестницы в центре
платформы. То есть все люди сосредоточены в середине из-за
эскалаторов, которые их туда привозят, и кроме того там же еще
расположена лестница с перес