Стимпанк вовсе не то, чем он кажется

Присматриваюсь я к игре Стимпанк 2016 (а это игра с самым лучшим пиаром в этом году), и у меня все крепчает ощущение, что этот Стимпанк сделан вовсе не в жанре СТИМПАНКА, а вовсе даже АР-НУВО. На мой взгляд это ужасно смешно, ведь основное, что есть собственно в Стимпанке - это стиль. Это придуманный стиль альтернативного прошлого. Больше ничего за ним не стоит. Все мы надеваем тюрнюры, паровые протезы, гуглы и ходим, шестеренками шевелим, смотрим вверх, сквозь смог считаем вместо ворон дирижабли. Детали из латуни тускло поблескивают на мрачном фоне. Это вобщем-то все, что стоит за словом "стимпанк". В нем никакой особой проблематики, никаких идей. Стиль и стиль. Преимущественно в костюме, ну и в рисунке, и в литературе.
Для стиля Ар-нуво также принято название "модерн", однако, считается, что как стиль лучше обозначать его Ар-Нуво, чтобы не путалось с английским значением слова modern, то есть "современный".
Это стиль конца 19- начала 20 века.
Как стиль он тоже характерен в основном для архитектуры, для рисунка.
Однако, посколько это стиль действительно существовавший в действительном мире, причем большом мире, то он имеет историю - то, от чего он отталкилкивался, имеет цели и задачи - то, почему он возник и именно так возник. За ним стоит историческая необходимость, исторические реалии. Он был такой, потому что мир был такой тогда. Потому что мир развивался и пришел вот к этому.
Ар-Нуво не такой строгий и выдержанный стиль, как стимпанк, потому что мир был разный, в разных местностях он преломлялся по-разному. Немножко накидаю про Ар-Нуво.
- Все началось с очередного этапа развития жизни городов. И кажется, пришла пора переосмыслить и переделать поудобнее эту жизнь.Уже перестало хватать того, что вот у нас есть монарший дворец, дворцы знати, церкви, улицы, кареты и купеческие лавки. Вовсю поехали поезда, ту-туу, общественный транспорт, метрополитен, работа в учреждениях.
- Вторая важная предпосылка и особенность это Всемирные выставки. Они демонстрировали достижения и открытия в технике и науке: все упоролись по новым техническим гаджетам и строительству. Мир чувствовал, как идет прогресс, это было наглядно видно: вот же он, первый телефон, а вот, смотрите, огроменный телескоп 60 метров в длину, а в соседнем павильоне озвученный фильм показывают! вы видели? а дизельный двигатель? а? А? Каково! Особенно крутой считается выставка 1900 года в Париже, ее посетило свыше 50 миллионов человек. Специально к выставке в Париже построили Лионский Вокзал, Вокзал Д'Орсе. Заработала первая линия метрополитена и ходил троллейбус. Россия тогда была союзницей Франции и привезла особенно большую экспозицию всего. Золотую медаль выставки получил макет Красноярского железнодорожного моста! А Гран-При - Транссибирская магистраль (там были вагоны с имитацией движения поезда, как на 1905 хе хе хе, а за окнами демонстрировались русские панорамы с помощью специального механизма, а еще надо было пить чай и вести разговоры про мечту и муку ахххаха).
Основной стиль выставки был Ар-Нуво.
- Итак, архитекторы столкнулись с тем, что теперь надо строить не только дворцы и церкви, но и в большом количестве общественные здания: вокзалы, подземку, доходные дома, большие универмаги, большие фабрики. И их надо строить как-то по-другому, чем раньше.
- Для строительства можно использовать новые материалы, а именно - металлический каркас, стекло. Появились большие окна-витрины.
- Художники стали получать заказы не только на портреты дворян и царственных особ и сцены из Библии, но и на оформление декораций и костюмов для театров (и тут па-бам декорации Леона Бакста, Врубеля), афиши, плакаты, постеры с рекламой товаров для больших магазинов (па-бам Альфонс Муха с постером для Moet&Shandon который так любят ставить себе на аватары некоторые девы).
- Решили, что симметрия всем надоела, ну ее нахер.
- Появляются идее позаимствовать красоту у природы - отсюда частые мотивы цветов, растений, изогнутые линии, синие и зеленые мозаики в оформлении домов. Все эти маки.
- Появилась новая идея: планировать дизайн не только фасада дома, но и интерьера внутри. И тут па-пабам интерьеры мебели (опять же Альфонс Муха этим упарывался).
- До этого дома строили или функционально или напирали на красоту (рококо). А тут решили, пусть вокзал и метро будут и функциональны и красивые, блеааать. Теперь есть много простых людей, просто горожан, которые тоже хотят красоты. И мебель тоже! Почему кровать не может быть прекрасной?
- Вместо упора на классические (элинские) образцы (колонны, портики), стали поднимать, вплетать народные темы. К этому времени в каждом государстве уже появились в количестве собственные высоко образованные архитекторы, а не только наемные выписанные итальянские мастера, все эти Трезини и Дрезини. Поэтому Ар-Нуво в каждой стране разный. Вспомним Ярославский вокзал в Москве (архитектор Шехтель) - со славянскими петушками и курочками. И синими мозаиками на фронтонах (см на пару абзацев выше). Вся петроградка - это сплошной Ар-Нуво. Ну а прерафаэлиты в Англии упоролись по средневековью например.
- Театры стали доступны широкой публике, а не только высшей знати, которая приходила обозреть в лорнет как ноныча оделась Элен Курагина и что это за прекрасная девушка в ложе Ростовых. Законодатели мод теперь художники по костюмам (опять же Леон Бакст), по их эскизам мануфактуры выпускают ткани с модными паттернами.
В общем, про что он, Ар-нуво? Про мир, в котором развиваются крупные города. Про мир, где идет научный и технический прогресс, он происходит каждый день, жизнь, товарищи, становится лучше и ярче. Где главная ценность это человек разума, он изобретатель нового, строитель железных мостов и вокзалов. Это мир, в котором будут зарождаться идеалы коммунизма и социализма - про то, что ну его к хренам, царство божие, давайте хорошо жить здесь, на Земле, все вместе.
Даже сам сайт игры Стимпанк 2016 выполнен в стилистике Ар-Нуво. Проблематика игры. все эти заигрывания про Век Разума - это проблематика мира, где жил Ар-Нуво. Где-то впрочем, проблескивают шестеренки и турнюры )))
И я даже знаю почему так получилось. Все потому, что стимпанк - придуманный стиль придуманной параллельной вселенной, причем придуманный в конце 20 века, а ребята во многом задействовали исторические реалии нашей Европы конца 19-20 века. Это и потянуло за собой и проблематику, и стиль. Получилась такая эклектика. Может быть, выйдет и хорошо, кстати, почему нет.
Это же случилось и годом раньше с игрой "Черный Город". Изначально задумывался боевик в стиле Джеймса Бонда с беганием по крышам - четкая жанровая игра. А потом в процессе делания игры все пошло сползать куда-то в исторические реалии - появились культурные замесы, диаспоры, проблемы экономики нефти, армяне против азербайджанцев, социалисты. Тогда получилось ни то, ни се. Потому что нельзя и нашим, и вашим.
Эх, жаль, что назвали Стимпанк, а не Ар-Нуво!
Но в общем, обидеть никого не хотела, как обычно )))
|
</> |