Стыд

Из чувства брезгливости.
Противна не столько конкретная ситуация (ну, что правила меняются прямо во время игры), а отношение организатора(ов) конкурса к литературе.
Суть постыдности происшествия с рассказом c_o_r_w_i_n можно изложить в трёх пунктах:
1. Запретные темы.
На самом деле в литературе (и прочих искусствах) запретных тем нет.
А тот, кто считает иначе, болен язвой ханжества. Сие зловонное заболевание может проявляться в разных степенях поражения организма/организмов, но суть у него одна – запретительство. Классическое ханжество – религиозное, его все знают. Но бывали и другие разновидности, и исторически ближайшая к нам мягкая и (казалось бы) безобидная форма ханжества – социалистический реализм. Там тоже было множество запретов и табуирования тем. Пошло ли это на пользу литературе? Риторический вопрос.
2. Есть художественная литература и есть, скажем так, техническая – когда упор делается на технологические стороны процесса.
Помимо собственно технической литературы, посвящённой технологии, к примеру, вращения карданного вала, бывают более сложные случаи.
Так, одной из разновидностей технической литературы являются некие, вроде бы литературные, тексты, в которых суть не в психологии или сюжете, а только и исключительно в показе полового акта. Называются такие тексты «порнография». Там вышеозначенный акт – самоцель и высший приоритет повествования.
Ещё пример: техническая литература, где смысл в нагнетании ужаса. Ужас, как самоцель.
Но! Если в художественное повествование необходимым составляющим куском входит тесное взаимоотношение полов или же нагнетание ужаса, но сие суть необходимый элемент психологического взаимодействия персонажей или важный для развития сюжета этап, то это – литература. И она не перестаёт быть художественной, что бы в ней ни описывалось. «…Когда б вы знали, из какого сора растут цветы»…
Если такую литературу отрицать, вычёркивать, сжигать и прочим силовым образом бороться с ней, то… Ну, про средневековые костры из книг все знают, про запрещённые во времена соцреализма тексты Стругацких тоже кое-кто наслышан. Ханжество, всё то же воинственное ханжество.
(Мне самому неудобно объяснять подобные прописные истины, но куда деваться, если люди, искренне претендующие на руководящую и направляющую роль в фантастике, не знают этих азов…)
3. По поводу, собственно, рассказа.
Я не включил рассказ «Шашлык» c_o_r_w_i_n в свой рейтинг. И не потому что содрогнулся от отвращения. Наоборот, этот рассказ явно не вместился в рамки миниатюрности, заданной условиями конкурса.
Прекрасна идея рассказа, вырастающая из сюжета – кстати, идея напрямую бьющая по ханжеской морали, стремящейся уничтожать всё, не вписывающееся в ханжеские рамки некоего «стандарта красоты».
Нетривиален и психологический разворот, когда милый подхалимаж оказывается смертельным преступлением.
То есть всё в рассказе, что называется, «на месте», всё служит высоким художественным целям. Мне показалось, что этот, потенциально очень хороший, рассказ просто нуждается в некоторой доводке, в разрыве пут вынужденной миниатюризации.
А то, как организатор(ы) конкурса с рассказом поступили, не вызывает ничего кроме брезгливости. И, соответственно, желания максимально дистанцироваться от ханжеской морали организатора(ов).
|
</> |