Стенли Кубрик: интервью журналу Playboy


Stanley Kubrick: Playboy Interview. Playboy Magazine. 1968
(отрывки)
На протяжении всей своей 17-летней карьеры в качестве кинорежиссера
Стэнли Кубрик посвятил себя расширению границ кино в новые и часто
спорные области — несмотря на проблемы с кассовыми сборами и
цензурные баталии, которые неизменно влекут за собой такое
обязательство. Никогда не следуя безопасной, хорошо проторенной
дороге к голливудскому успеху, он последовательно шел своим путем,
разрушая условности и предрассудки кино на своем пути. Во многих
отношениях его последний фильм, эпическая «Космическая одиссея 2001
года» является метафорой самого Кубрика. Технически безупречная
постановка, на создание которой ушло три года и 10,5 миллионов
долларов, «2001 год» мог бы стать просто суперспектаклем
экзотических гаджетов и роскошных спецэффектов. Но в сотрудничестве
с Артуром Кларком, астрофизиком и старейшиной писателей-фантастов,
Кубрик поднял научно-фантастическое приключение до уровня
аллегории, создав ошеломляющую и тревожную метафизическую
спекуляцию о судьбе человека, которая вызвала большой критический
спор и стала темой коктейльных вечеринок по всей стране.
Бескомпромиссный фильм «2001 год» возлагает на зрителей тяжелую
интеллектуальную нагрузку, заставляя каждого зрителя самостоятельно
разгадывать его более глубокий смысл и значение. Его сообщение
передается не через сюжет или стандартный описательный диалог, а
через метафизические намеки и визуальные символы, которые требуют
конфронтации и интерпретации.

Критическая реакция на «2001 год» была яростно разделена между теми, кто объявил его либо безоговорочным шедевром, либо абсолютной катастрофой. «Технически и с точки зрения воображения, — писала Пенелопа Джиллиатт из The New Yorker , — это ошеломляет». Washington Evening Star назвала его «великолепным, волнующим и захватывающим зрелищем», а Кью заметил, что оно «ослепляет глаза и терзает разум». Но другие рецензенты согласились с кинокритиком из Women's Wear Daily , который назвал его «не худшим фильмом, который я когда-либо видел, просто самым скучным», и с Джоном Саймоном из The New Leader , который высокомерно отклонил эпос как «своего рода космический Спартак и, что еще более претенциозно, лохматую историю о Боге». Но Эндрю Саррис из The Village Voice был самым страстным из всех критиков в своем осуждении: «Это антигуманно, антинаучно и антипрогрессно... совершенно бесполо, бездушно: погребальная песнь по будущему».

Стремительная карьера Кубрика, запущенная на еще более высокую орбиту его амбициозной «Космической одиссеей», сделала его почти легендой в Голливуде, где он завоевал преданное восхищение своих коллег и уважение коллег-режиссеров и актеров; немалый подвиг в Голливуде. Марлон Брандо, который работал с Кубриком (хотя и не всегда гармонично), сообщает: «Стэнли необычайно проницателен и тонко настроен на людей. У него ловкий интеллект, он творческий мыслитель, а не повторяющийся, не собиратель фактов. Он усваивает то, что узнает, и привносит в новый проект оригинальную точку зрения и сдержанную страсть». Кирк Дуглас более прямолинеен: «Успех не может повредить этому парню. Стэнли всегда знал, что он хорош».

Чтобы узнать, что сделало Кубрика таким уважаемым — и противоречивым — режиссером, и чтобы проникнуть как в его собственные сложности, так и в сложности «2001 года» , Playboy взял интервью у Кубрика в его элегантном особняке за пределами Лондона, в нескольких минутах езды от студии MGM в Борхэм-Вуд, где он работает над своим последним фильмом — биографией Наполеона. Интервьюер Эрик Норден нашел Кубрика — «стройного, расслабленного мужчину с редеющими волосами, темной бородой и пронзительным взглядом» — развалившимся в кресле на просторном газоне с видом на его элегантно ухоженные сады. «Когда Кубрик перекинул один потертый ботинок через мятую штанину», — пишет Норден, — «я начал с того, что попросил его расшифровать метафизическое послание «2001 года» . Хотя его ответ был загадочно уклончивым, он был гораздо более многословен о своей космической одиссее и судьбе, которую она предсказывает человеческой расе, чем о себе как о человеке или кинорежиссере. Возможно, он считает, что его личная жизнь слишком скучна, чтобы о ней говорить, или, возможно, слишком интересна, или просто никого, кроме него самого, не касается. Но я думаю, что более вероятно, что он один из тех редких людей, чья забота о себе множественна и безлична, для которых настоящее менее реально, чем возможное, которые живут не столько в мире осязаемой реальности, сколько в неизведанной стране разума». Но не совсем неизведанной, мог бы добавить Норден, поскольку многие из творческих экстраполяций Кубрика основаны на теориях и формулировках, с которыми поклонники научной фантастики хорошо знакомы. Прогнозы Кубрика выходят за рамки большинства традиционных научно-фантастических предположений благодаря его сосредоточенности не на внешних механистических аспектах, а на философских последствиях будущего человека.

PLAYBOY: Большая часть споров вокруг «2001» касается смысла
метафизических символов, которыми изобилует фильм, — полированные
черные монолиты, орбитальное соединение Земли, Луны и Солнца на
каждом этапе вмешательства монолитов в судьбу человека,
ошеломляющий финальный калейдоскопический водоворот времени и
пространства, который поглощает выжившего астронавта и
подготавливает сцену для его возрождения в качестве «звездного
ребенка», дрейфующего к Земле в полупрозрачной плаценте. Один
критик даже назвал « 2001 » «первым ницшеанским фильмом»,
утверждая, что его основная тема — концепция Ницше об эволюции
человека от обезьяны к человеку и сверхчеловеку. В чем заключалось
метафизическое послание «2001» ?
СТЭНЛИ КУБРИК: Это не то послание, которое я когда-либо намеревался
передать словами. «2001» — это невербальный опыт; Из двух часов и
19 минут фильма диалоги занимают всего лишь чуть меньше 40 минут. Я
пытался создать визуальный опыт, который обходит вербализованные
ярлыки и напрямую проникает в подсознание с эмоциональным и
философским содержанием. Если перефразировать Маклюэна, в «2001
году» сообщение — это средство. Я хотел, чтобы фильм стал
чрезвычайно субъективным опытом, который достигает зрителя на
внутреннем уровне сознания, как это делает музыка; «объяснить»
симфонию Бетховена означало бы выхолостить ее, воздвигнув
искусственный барьер между пониманием и оценкой. Вы можете
рассуждать сколько угодно о философском и аллегорическом смысле
фильма — и такие рассуждения являются одним из показателей того,
что фильму удалось захватить аудиторию на глубоком уровне — но я не
хочу излагать словесную дорожную карту на «2001 год» , которую
каждый зритель будет чувствовать себя обязанным выполнить, иначе он
будет бояться, что упустил суть. Я думаю, что если «2001 год»
вообще будет успешным, то это будет в достижении широкого круга
людей, которые не часто задумываются о судьбе человека, его роли в
космосе и его связи с высшими формами жизни. Но даже в случае с
человеком, который очень умен, некоторые идеи, найденные в «2001
году» , если их представить как абстракции, упадут довольно
безжизненно и будут автоматически отнесены к стандартным
интеллектуальным категориям; однако, переживаемые в движущемся
визуальном и эмоциональном контексте, они могут резонировать в
самых глубоких фибрах человеческого существа.

PLAYBOY: Не выкладывая философскую дорожную карту для зрителя,
можете ли вы рассказать нам о своей собственной интерпретации
смысла фильма?
СТЭНЛИ КУБРИК: Нет, по причинам, которые я уже назвал. Насколько мы
ценим «Джоконду»сегодня, если бы Леонардо написал внизу холста:
«Эта дама слегка улыбается, потому что у нее гнилые зубы» — или
«потому что она скрывает секрет от своего возлюбленного»? Это бы
отключило зрительское восприятие и приковало бы его к «реальности»,
отличной от его собственной. Я не хочу, чтобы это произошло с «
2001» .
PLAYBOY: Некоторые известные критики, включая Ренату Адлер из The
New York Times , Джона Саймона из The New Leader . Джудит Крист из
New York Interviews и Эндрю Сарриса из The Village Voice ,
по-видимому, считали, что «2001» должен быть среди тех фильмов,
которые все еще исключены из категории искусства; все четверо
критиковали его как скучный, претенциозный и слишком длинный. Как
вы объясните их враждебность?
СТЭНЛИ КУБРИК: Все четыре критика, которых вы упомянули, работают в
нью-йоркских изданиях. Обзоры по всей Америке и по всему миру на 95
процентов были восторженными. Некоторые были более проницательными,
чем другие, конечно, но даже те, кто хвалил фильм на относительно
поверхностных основаниях, смогли уловить часть его послания.
Нью-Йорк был единственным действительно враждебным городом.
Возможно, есть определенный элемент люмпен-литераторов, который
настолько догматически атеистичен, материалистичен и привязан к
земле, что считает величие космоса и бесчисленные тайны
космического разума проклятием. Но кинокритики, к счастью, редко
оказывают какое-либо влияние на широкую публику; дома везде
переполнены, и фильм уверенно движется к тому, чтобы стать самым
прибыльным фильмом в истории MGM. Возможно, это звучит как грубый
способ оценки чьей-то работы, но я думаю, что, особенно с фильмом,
который так очевидно отличается , рекордная посещаемость зрителей
означает, что люди говорят друг другу правильные вещи после того,
как посмотрят его, — и разве не в этом на самом деле все дело?

PLAYBOY: Говоря о сути фильма, если вы позволите нам вернуться к
философской интерпретации «2001 года» , согласитесь ли вы с теми
критиками, которые называют его глубоко религиозным фильмом?
СТЭНЛИ КУБРИК: Я скажу, что в основе « 2001 года» лежит концепция
Бога , но не какой-либо традиционный, антропоморфный образ Бога. Я
не верю ни в одну из монотеистических религий Земли, но я верю, что
можно сконструировать интригующее научное определение Бога, как
только вы примете тот факт, что в одной только нашей галактике
приблизительно 100 миллиардов звезд, что каждая звезда является
дающим жизнь солнцем и что только в видимой вселенной
приблизительно 100 миллиардов галактик . Если учесть планету на
стабильной орбите, не слишком горячую и не слишком холодную, и если
учесть несколько миллиардов лет случайных химических реакций,
созданных взаимодействием энергии солнца с химическими веществами
планеты, то вполне вероятно, что жизнь в той или иной форме в
конечном итоге возникнет. Разумно предположить, что на самом деле
их должно быть бесчисленное множество миллиардов.таких планет, где
возникла биологическая жизнь, и шансы на то, что некоторая часть
такой жизни разовьет разум, высоки. Теперь, Солнце ни в коем случае
не является старой звездой, а его планеты — всего лишь дети в
космическом возрасте, поэтому кажется вероятным, что во вселенной
есть миллиарды планет не только там, где разумная жизнь находится
на более низком уровне, чем человек, но и миллиарды других, где она
примерно равна, и еще другие, где она опережает нас на сотни тысяч
миллионов лет. Когда вы думаете о гигантских технологических шагах,
которые человек сделал за несколько тысячелетий — менее чем
микросекунда в хронологии вселенной — можете ли вы представить себе
эволюционное развитие, которое прошли гораздо более древние формы
жизни? Они могли бы прогрессировать от биологических видов, которые
являются хрупкими оболочками для разума в лучшем случае, до
бессмертных машинных сущностей — и затем, за бесчисленные эпохи,
они могли бы выйти из куколки материи, преобразованной в существа
чистой энергии и духа. Их потенциальные возможности были бы
безграничны, а их интеллект непостижим для людей.

ПЛЕЙБОЙ: В этой космической филогении, которую вы описали, разве
не возможно, что могут существовать формы разумной жизни даже более
высокого масштаба, чем эти сущности чистой энергии — возможно,
столь же далекие от них, как они от нас?
СТЭНЛИ КУБРИК: Конечно, могут быть; в бесконечной, вечной
вселенной, суть в том, что все возможно, и маловероятно, что мы
можем даже начать царапать поверхность полного спектра
возможностей. Но в то время, когда астронавты готовятся ступить на
Луну, я думаю, что необходимо открыть наши земные умы для таких
предположений. Никто не знает, что ждет нас во Вселенной. Я думаю,
что это был известный астроном, который недавно написал: «Иногда я
думаю, что мы одиноки, а иногда я думаю, что мы не одиноки. В любом
случае, эта идея довольно ошеломляющая».
PLAYBOY:Какое влияние, по вашему мнению, окажут такие драматические
научные прорывы на образ жизни общества на рубеже веков?
СТЭНЛИ КУБРИК: Это почти невозможно сказать. Кто мог предсказать в
1900 году, какой будет жизнь в 1968 году? Технологии во многих
отношениях более предсказуемы, чем человеческое поведение. Политика
и мировые события меняются так быстро, что трудно предсказать
будущее социальных институтов даже на 10 лет с некоторой точностью.
К 2001 году мы могли бы жить в раю Ганди, где все люди — братья,
или в неофашистской диктатуре, или просто кое-как прозябать в том
же духе, что и сегодня. Однако по мере развития технологий нет
никаких сомнений в том, что вся концепция досуга будет как
количественно, так и качественно улучшена.

ПЛЕЙБОЙ: А как насчет сферы развлечений?
СТЭНЛИ КУБРИК: Я уверен, что у нас будет сложное 3D голографическое
телевидение и фильмы, и возможно, что будут разработаны совершенно
новые формы развлечений и образования. У вас может быть машина,
которая подключается к мозгу и вводит вас в яркий сон, в котором вы
являетесь главным героем романа или приключения. На более серьезном
уровне подобная машина могла бы напрямую программировать вас
знаниями; таким образом, вы могли бы, например, легко выучить
беглый немецкий язык за 20 минут. В настоящее время процессы
обучения настолько трудоемки и требуют много времени, что
действительно необходим прорыв.
С другой стороны, в такого рода вещах есть некоторые риски; я знаю,
что в Йельском университете они занимались экспериментами, в
которых центр удовольствия мозга мыши был локализован и
стимулирован электродами; в результате мышь испытывала
восьмичасовой оргазм. Если бы удовольствие такой интенсивности было
доступно всем нам, мы вполне могли бы стать расой чувственно тупых
зомби, подключенных к стимуляторам удовольствия, пока машины
выполняют нашу работу, а наши тела и умы атрофируются. У нас также
могла бы быть та же проблема с психоделическими препаратами; они
обещают многообещающие возможности высвобождения восприятия, но они
также несут в себе соразмерную опасность вызвать отстранение и
отстранение от жизни в полностью направленный внутрь мир Сомы. В
настоящее время идеальных препаратов не существует; но я верю, что
к 2001 году мы изобретем химические вещества без неблагоприятных
физических, умственных или генетических последствий, которые могут
дать крылья разуму и расширить восприятие за пределы его нынешних
эволюционных возможностей.
На самом деле, до сих пор восприятие на самом глубоком уровне
действительно, с эволюционной точки зрения, было пагубным для
выживания; если бы первобытный человек довольствовался тем, что
сидел на уступе у своей пещеры, поглощенный прекрасным закатом или
сложной конфигурацией облаков, он, возможно, никогда не истребил бы
свой конкурирующий вид, но и не достиг бы господства над планетой.
Теперь, однако, человек столкнулся с беспрецедентной ситуацией
потенциально неограниченных материальных и технологических ресурсов
в его распоряжении и огромного количества свободного времени.
Наконец, у него есть возможность взглянуть как внутрь себя, так и
за пределы себя с новой точки зрения — не подвергая опасности или
не препятствуя прогрессу вида. Наркотики, используемые разумно,
могут быть ценным проводником к этому новому расширению нашего
сознания. Но если их использовать просто ради удовольствия или для
притупления, а не для расширения восприятия, они могут оказать
крайне негативное влияние. К 2001 году должны появиться
увлекательные наркотики; как мы их используем , будет решающим
вопросом.
Окончание следует