"Стеклянный зверинец", версия Николая Коляды
ajushka — 17.01.2024 О сколько нам открытий чудныхГотовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
А.С. Пушкин
У Николая Коляды есть любимые авторы - Коляда, Шекспир, Гоголь и Уильямс.
Что объединяет всех этих авторов? Внимание к душе человеческой. О чем думали авторы прошлого, можно только гадать.
Сам Коляда читает тексты настолько внимательно, показывает настолько буквально, что вслед за ним ты заново открываешь вроде бы знакомые тексты и понимаешь то, о чем в ремарках нет пояснений.
Коляда - про просвещенья дух, про опыт, про гений и парадоксы, про случай, обычно обойденный вниманием, тоже.
Не знаю режиссера, более чуткого к автору, нежели Коляда. Он может поменять ударение (отдОхнуть вместо отдохнУть), добавить в текст другой отрывок автор (в "Тарас Бульба" вставлен кусочек про красоты степи, чтобы усилить поэтику), но все его дополнительные штрихи не про себя, любимого, а про современный, преломленный во времени смысл текста автора.
Уильямс - драматург востребованный, потому что темы такие же вечные, как и у Шекспира или Гоголя - душа человека во взаимодействии с другими душами.
Каждая душа уникальна, но способы проявлять свою уникальность имеют свои шаблоны.
Кто не сталкивался с семьей, где жена и мать - прекрасная такая женщина, хрупкая, ранимая, интеллигентная, которая зеркально ранит и делает хрупкими близких? В таких влюбляются, боготворят, женятся, и лишь потом обнаруживают червоточину в прекрасном с виду яблоке.
Муж легко может слинять. Да, выглядит подлецом даже больше, чем трусом. Бросил жену с детьми, изверг, предатель, малодушный тип.
А детям не сбежать, они впитывают нервность (хрупкость?) матери, её отношение к мужу (мужчине), находятся под постоянным контролем, сублимируя невозможность сопротивляться в нездоровье или в зависимости.
Аманда в исполнении гениальной Тамары Зиминой - обворожительна, женственна, сексуальна, транслирует миру, что тот должен ею восхищаться, боготворить и ... подчиняться.
Тамаре Зиминой 80 лет. Назвать её возраст - сделать ей комплимент. Потому что так перевоплощаться, так летать по сцене может только молодая актриса, которой 80 быть не может.
Утром она играла Ба - седые волосы, гребень на затылке, хлопковые чулки и мешковатое платье. Ба и есть. А вечером никакой седины, порхает бабочкой-однодневкой, меняя наряды бессчётное количество раз (огромная благодарность четырем молодым актрисам КТ - Вершининой, Копарулиной, Паньковой, Поповой - за буйную фантазию при исполнении этих костюмов).
Отдельно отмечу волшебный свет (Ведерников, Новоселов, Колесников, Фазлиев, но лично знаю много лет Дениса Новоселова и моя личная благодарность ему не только за свет и звук, но и за преданность Коляда-театру).
Брошенная жена, мать двоих взрослых детей наслаждается своими перевоплощениями как маленькая девочка меняет наряды своей кукле. Собственно, Аманда и детей своих видит куклами, которыми можно управлять - возбуждать в сыне постоянное чувство ответственности за мать и сестру, читай, погружать его в неизбывное чувство вины перед ними, клевать свою дочь за излишнюю мечтательность (зеркальное отражение мечтательности матери) в то время, когда ей надо думать об удачном замужестве.
Да хоть и не об удачном, а хоть каком-то, лишь бы у матери одной проблемой стало меньше.
Инфантилизм Аманды (да и её сбежавшего из-за неумения решать проблемы мужа) впитали в себя и Лаура, и Том.
Можно ли понять Аманду? Хочет счастья для своих детей?
Ка-неш-на!!! Только о них и думает несчастная брошенная легкомысленным мужем женщина. Как бы. На самом деле, только о себе.
Портреты мужа-изменщика повсюду. Мало того, и сам муж-то (Дмитрий Брейкин) никуда не делся, бродит, понимаешь, по дому, подслушивает, подсматривает, чуть не обнимает всех. Улыбается, гад!!! Доволен происходящим. Стоит под своими портретами, самовлюбленный! Никуда он не делся из жизни семьи, туточки, кто же его отпустит, негодяя, даже если он наслаждается свободой где-то далеко.
Том (Евгений Корнильев) вынужден заменять отца, нести ответственность за мать и сестру, нежно любимую Лауру (Кристина Горбунова), инвалидность которой наложила отпечаток на девушку, стремящуюся к уединению со своими стеклянным зверушками.
Интересно, что буквально зверушек на сцене и нет, вместо них - батарея флаконов из-под туалетной воды, которой Лаура постоянно опрыскивает себя и окружающих. Манящий аромат иллюзий, рождающих нереальные образы и мечты, оказывается всего лишь пшиком.
Том, душа которого стремится к поэзии и страдает от необходимости зарабатывать продажей обуви, не выдерживает такого груза. Попытка познакомить сестру по настоянию матери с коллегой Джимом оборачивается трагедией для девушки. Она узнает в госте (Денис Раптанов) юношу, в которого давно влюблена, но ответного чувства так и не возникнет, несмотря на чуткость Джима.
Трагедия несовпадения иллюзорных миров. У каждого свой придуманный мир в четких границах, они не соприкасаются никак.
Стеклянный единорог случайно падает, лишается своей особенности - рога, становится похожим на остальных лошадок из коллекции стеклянных фигур. Герои пьесы становятся скучными и уходят в неизвестность вслед за Томом.
"Ни одна звезда никогда не отклоняется со своего пути" - из другого спектакля Коляды "Безымянная звезда".
Режиссер Коляда, если быть к нему чутким и внимательным, как он к авторам, верен своей жизненной позиции, говорит образно, но четко, о важном для него самого. И со своего пути не отклонится никогда, кто бы что ни говорил, ни думал, ни делал.
Он сказал перед спектаклем: "Герои говорят одно, думают другое, делают третье".
Увидеть, понять, отделить одно от другого в собственной жизни не так и просто.
Обманываться, отдавать другим главную роль в своей жизни и огорчаться, что человек играет роль в своей "пьесе", а не в твоей, - наше всё.
Умение жить в реальности, опираться на поступки, а не на слова других или придуманное тобой, - результат долгой жизни и болезненного опыта.
Том не вынес ожиданий матери. Даже любовь к сестре не смогла удержать Тома от такого же бегства в свою жизнь, как и его отца.
Как Лаура копирует наряды матери, так и Том пошел путем, проторенным его отцом.
Ни одна звезда...
А что решит зритель, это его личное дело и результат его жизненного опыта.
|
</> |