Стефани Майер и что я обо всем этом думаю
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Продолжаю серию отзывов-впечатлений от встреч с «живыми» писателями.
25
декабря в питерском «Буквоеде» на пл.Восстания состоялась встреча с
писателем и публицистом Татьяной Москвиной. Мне Татьяна Москвина
была в первую очередь известна своими колонками в газете «Pulse»
(очень упрощенно – это такой питерский «Большой город») + до меня
доносились отголоски того, что художественные тексты/книги у нее
тоже есть.
Встреча была объявлена как презентация новой книги Москвиной «В спорах о России: А.Н.Островский». На самом деле, эта книга выйдет только в 2010 г. Сегодняшняя новинка от Москвиной это роман «Позор и чистота». А все буквоедское мероприятие в целом свелось к классической творческой встрече по широкому кругу вопросов. И встреча эта была очень, очень и очень насыщенна самыми разными смыслами. Во всяком случае, читать и смотреть после нее и хочется, и придется очень много.
Начнем, согласно традиции «светского обзора» с портрета. Честно скажу, я волновалась, думая, как мне придется описывать писательницу, так как предварительно ни одной мало-мальски удачной фотографии в сети мне найти не удалось. Фотографии, конечно, не показатель, но можно было предположить,
что она либо чудовищно, либо заметно некрасива. Действительность одновременно и оправдала, и развеяла мои ожидания.
Татьяна Москвина оказалась такой разночинной гранд-дамой в лучшем смысле этого слова. Полнота не пышечная, довольно грузная, но нанизанная на роскошную осанку, повадку, походку. Сложное, умное, странное, глубоко спокойное лицо. Несмотря на явную анти-декоративность бытия спокойный и даже интересный благородно-балахонистый наряд. Очень хороший маникюр элегантного темно-бордового цвета. Изящная и удобная без-каблуковая обувь.
Чуть мешающая комфортному восприятию странность лица быстро расшифровалось. Татьяна упомянула, что с 13 лет у нее паралич лицевого нерва.
И, собственно говоря, с того момента, как Татьяна начала говорить, внешность уже действительно не имела значения, столь велико было обаяние личности. Но пока мы еще не добрались до содержательных моментов, упомяну о немаловажном «аксессуаре» любой женщины, появляющейся в свете (=на публике). Очень большое значение имеет спутник. Спутником Татьяны был очаровательный интеллигентный господин с живым добрым взглядом, доброй энергетикой и приятными манерами. Впоследствии он оказался писателем и драматургом Сергеем Носовым.
В «Буквоеде» всегда полный зал на встречах с писателями, но на этот раз публика была особенно почитающей, активной и явно имеющей, что сказать и что спросить. В основном, это были образованные петербургские дамы с явно-выраженным культурным запросом на лицах. Вел встречу не обычный бойкий молодой человек, а специальная девушка, которая тоже очень тщательно подготовилась к встрече.
Первый вопрос был простым. О профессиональных воплощениях. Татьяна Москвина известна как театровед и театральный критик, публицист, автор художественных книг, драматург, радиоведущий и даже режиссер и актриса. Писательница определила себя с присущей ей емкостью и точностью – литератор широкого профиля, решающий интересные творческие задачи, которые подбрасывает жизнь.
Как только Татьяна начала говорить сразу стало ясно, чем человек глубоко образованный отличается от человека много и свеже-образованного. Ее речь отличалась такой насыщенностью настоящих смыслов, писательница так по-родственному обращалась с цитатами, аллюзиями и реминисценциями на разные литературные тексты и произведения искусства, так внятно и спокойно объясняла свою позицию, так радовала точными и яркими «словечками», что было совершенно очевидно – добраться сюда в мороз по плохопроходимым сугробам явно стоило. Все получили огромное интеллектуальное и эстетическое удовольствие.
Среди многих тем, обсуждавшихся на встрече с писательницей, было два особенно интересных в после-встречном контексте запроса «что читать» и «что смотреть». Имелось в виду, жива ли русская литература, и стоит ли ходить в петербургские театры.
Татьяна Владимировна сказала, что в Петербурге существует роскошный развитый театр. И хотя все хорошее не так легко доступно (редко идет, ставится в сложных условиях, мало известно), смотреть можно и нужно следующее:
- Все спектакли детского музыкального театра «Зазеркалье». Из недавних премьер опера Россини «Итальянка в Алжире». Поют без малейшего напряжения, как будто так и полагается человеку петь. Ток от актеров идет такой, что жарко становится. Есть совершенно безупречный спектакль «Золушка», получивший «Золотую маску».
- «Дядюшкин сон» в БДТ.
- В БДТ на малой сцене по пьесе Сергея Носова «Берендей».
- В БДТ «Дама с собачкой» режиссера Праудина. Очень на любителя, но очень интересно.
- Этого же режиссера «Бесприданница» в Балтийском доме. Неканоническая, очень своеобразная. Лариса – некрасива. Весь конфликт в том, что покупают не ее красоту, а ее чистую душу.
- Его же «Дом на Пуховой опушке» в Балтийском доме. Оригинальная интерпретация «Вини-пуха». Кристофер Робин умер. Ирина Соколова играет ослика Иа-Иа.
- В «Русской антрепризе» им. Андрея Мировнова стоит смотреть «Шутников» Островского, «Бег» Булгакова, «Плоды Просвещения» Толстого, «Дни нашей жизни» Леонида Андреева.
- Театр на Литейном. Спектакль «Квартирник» на малой сцене по песням Алексея Хвостенко. Получили «Золотой софит».
- В театре Ленсовета «Последняя жертва» по Островскому.
- В Малом Драматическом театре у Льва Додина можно смотреть все, это лучшая театральная труппа страны.
- Гениальный спектакль на малой сцене учебного театра Театральной Академии «Возвращение» (поставили первую часть «Идиота» Достоевского). Режиссер – Григорий Козлов. 25 человек молодых актеров на его курсе, один лучше другого.
- В ТЮЗЕ стоит смотреть «Простую историю», «Старосветские помещики».
Татьяна Москвина посетовала на удручающее и вредительское состояние театральной критики в городе, когда несколько ангажированных критиков вместе объединяются из каких-то затаенно-корыстных побуждений и вместе то набрасываются и разругивают хорошие спектакли, то хвалят совершенно беспомощные, никаким образом не помогаю зрителям сориентироваться в том, что и зачем стоит смотреть.
По поводу «что читать» и «жива ли русская литература» Татьяна Москвина сказала, что здесь все в порядке. Есть 10-15 первоклассных прозаиков и еще 20 интересных. Народ потребовал «список в студию». Вот он (в порядке вспоминания писательницей, а не значимости и месте в литературе):
- Владимир Маканин.
- Людмила Петрушевская
- Людмила Улицкая
- Павел Крусанов.
- Сергей Носов
- Алексей Иванов (хотя сама Татьяна его не читает)
- Александр Терехов и его роман «Каменный мост». Хотя сама Татьяна не читает этого автора из-за омерзительного отношения к женщинам, отраженным на страницах романа.
- Леонид Юзефович
- Владимир Шаров. Его творчество Татьяна назвала «диковинными цветами русского духа».
- Михаил Веллер местами. Например, его книга «Б.Вавилонская».
- Виктор Пелевин. Валерий Попов. «Третье дыхание».
И все это Татьяна Владимировна рассказывала отнюдь не «списочным составом», а вкусно, ярко, подбирая какие-то необыкновенные, точно сидящие на смысле выражаемого, слова.
Много говорили об Островском, несмотря на то, что соответствующая книга Москвиной выйдет только в следующем году. Татьяна Владимировна была художественным руководителем (одним из) постановки «Последней жертвы» Островского в театре им. Ленсовета. Для нее очень важно, чтобы настоящий, «аутентичный», точный Островский присутствовал на русской театральной сцене. В новой постановке, по ее мнению, удалось это реализовать на 92%. Пушкин и Островский, считает Москвина, два самых солнечных русских писателя. Если долго находиться в их мире, начнутся важные перестройки всего организма. В этом спектакле играет Вячеслав Захаров (широкой публике известный как прокурор в сериале «Тайны следствия»). Он – замечательный артист, всегда играет «сверхсюжет», свою роль в пьесе Островского мастерски «отделал». Островский, безусловно, чужак на петербургской сцене, так как его творчество посвящено Москве и России. Петербургской театральной традиции он чужд, редко идет, трудно ставится на наших сценах. Но именно сейчас Островский как никогда актуален. Он описывает время – 17 лет спустя отмены крепостного права в России и сопутствующих реформ. Мы сейчас приблизительно в том же возрасте от начала реформ постсоветского периода.
Закончилась встреча с Татьяной Москвиной, что называется, «с большим трудом». Всем было, что спросить, а Татьяне Владимировне было что развернуто, неторопливо и архи-интересно ответить. После встречи хотелось вовсю «читать-смотреть», «смотреть-читать», «слушать-видеть», «видеть-слушать».
На всякий случай краткая инвентаризация того, где с творчеством и деятельностью Татьяны Москвиной можно познакомиться:
- В петербургской газете «Pulse» (бесплатно распространяется в кафе и ресторанах города) ежемесячно с 1993 года выходит ее колонка.
- На радио «Культура» идет ее передача «Москвинские новости». Выпуски можно послушать и в записи, в интернете они выложены.
- Сборники публицистики: «Энциклопедия русской жизни», «Женская тетрадь», «Мужская тетрадь», «Общая тетрадь».
- Романы «Смерть – это все мужчины», «Позор и чистота», «Она что-то знала».
- В сборниках-«тетрадях» опубликовано по ее пьесе. В мужской – «Дракула», в женской – «Одна женщина», в общей – «Па-де-де».
- Пьеса «Па-де-де» самая известная и активно ставящаяся пьеся. Идет в «Школе современной пьесы» в Москве Иосифа Райхельгауза и еще некоторых театрах.
Прим.: это самый краткий список. Всего на самом деле еще больше.
От меня в самом ближайшем будущем рецензия на ее книгу «Смерть – это все мужчины…».