"Старые минчане" и "новые минчане": похвала ненависти
minsk_by — 31.08.2012 а также оправдание шовинизма и легитимизация ксенофобииО, близорукие глупцы, зачем хотите вы уничтожить своих врагов? Вы уже сделали больше – вы их создали. <�…..> Те, кто принял в себя частицу души Ноттинг-Хилла, постигли высокий удел горожанина. Мы создали свои символы и обряды; они создают свои – что за безумие препятствовать этому!
Г.К. Честертон «Наполеон из Ноттинг-Хилла»
Бились стрелки часов на слепой стене,
Рвался - к сумеркам - белый свет.
Но, как в старой песне,
Спина к спине
Мы стояли - и ваших нет!
Мы доподлинно знали -
В какие дни
Нам - напасти, а им - почет.
Ибо, мы - были мы,
А они - они,
А другие - так те не в счет!
<�………>
Ну, а здесь,
Среди пламенной этой тьмы,
Где и тени живут в тени,
Мы порою теряемся:
Где же мы?
И с какой стороны - они?
А. Галич «Старая песня»
Так, в течение пяти секунд Фойл родился, жил и умер. После тридцати лет существования и шести месяцев пытки Гулли Фойл, типичный Средний Человек, исчез. Ключ повернулся в замке его души и открыл дверь. То, что появилось, перечеркнуло Среднего Человека навсегда. <�…>
Кипящая кислота ненависти опалила его плоть, завладела его душой, выела скотское долготерпение и безразличие, сделавшие ничтожеством, и возбудила цепь реакций, которые превратят Гулли Фойла в адскую машину.
А. Бестер «Тигр! Tигр!»
Когда я прочитал статью на тутбае, написанную какой-то пусиковой, я увидел в ней то, что и следовало увидеть: попытку некой бездарной блондинки
Тем не менее, прочитав статью, я задумался над тем, нет ли в ней рационального зерна. Вы скажете, конечно, что пытаться найти нечто здравое в тексте, написанным белорусским журналистом – столь же утопично, как считать, будто моллюск может управлять космическим кораблем; но я все же попытался.
В основе статьи, которую написала вышеупомянутая пусикова (у нее какая-то другая фамилия, но я - для простоты - буду ее именовать пусиковой) лежат шовинизм и ненависть. «Дурное семя», скажете вы, «разве может
Сейчас я объясню вам свою парадоксальную мысль.
Для любого человека свойственно искать свою идентичность, причисляя себя к чему-то большему – семье, клану, нации, партии, религиозной конфессии, фан-клубу футбольной команды или рок-группы,
Черное и белое, добро и зло, Бог и Дьявол – бинарность присуща нашему миру. Чем была бы дружба, если бы не было тех, против кого дружат? Чем была бы любовь без ненависти? Уберите из «Ромео и Джульетты» вражду между Монтекки и Капулетти – что останется? Сопливая историйка про прыщавую подростковую влюбленность для канала Nickelodeon! Лишь предрассудки, шовинизм и ненависть делают эту драму величайшей историей любви.
«Какое отношение имеют веронские любовники к Минску?» – спросите вы, дорогие сообщники, и будете правы: абсолютно никакого, это я просто отвлекся.
Смотрели ли вы фильм «Банды Нью-Йорка», дорогие друзья? Помните о той презрительной ненависти, которой встречали в нем ирландских и прочих иммигрантов «коренные американцы» - те, чьи предки прибыли из той же старушки Европы всего двумя-тремя-пятью поколениями раньше? Разве не эта ненависть, это соперничество, эта конкуренция стали той силой, которая построила величайший город мира, вознеся мосты и небоскребы там, где прежде были лишь жалкие типи алгонкинов?
Многие минчане хотят, чтобы наш город был похож на Лондон или Нью-Йорк.
Разве не логично предположить, что для этого было бы неплохо, чтобы и у нас было «ўсё як у людзей», т.е. кварталы, населенные людьми, приехавшими в город строить себе новую жизнь, создавать «себя минских» из «себя прежних»? Казалось бы, чего-чего, а «свежей крови» в Минске хватает. Однако любой, кто решит сравнить минских «понаехавших» с ирландскими или итальянскими иммигрантами в Нью-Йорке позапрошлого века, с индусами и «паками» современного Лондона, с берлинскими турками, - не сможет не заметить удручающее отсутствие «племенной» идентичности, присущее «новым минчанам».
Разве можем мы представить, чтобы прибывшие в Минск в поисках лучшей доли провинциалы с любовью и гордостью передавали из поколения в поколение собственные традиции (включая, между прочим, и ксенофобию)?
Слыхали ли вы, к примеру, чтобы какие-нибудь переселенцы из Жлобина, живущие в Уручье, обучали своих детей премудростям пошива мягких игрушек? Разве какая-нибудь уроженка Шклова (проживающая ныне в Малиновке) научит свою дочь приготовлению пятидесяти блюд из огурцов? разве ее сын-подросток со своими компатриотами пойдет бить «ольшанских» из Сухарево из-за несогласия по поводу того, какой город является «огуречной столицей» Беларуси? Будут ли отпрыски ошмянских «соляровозов» гордо разъезжать по улицам своего спального района на любовно отреставрированных и тюнингованных в гаражах Шабанов классических «пассатах-универсалах», бросая вызов потомкам гродненских «спиртовозов» на «ауди-100»? Выйдут ли когда-нибудь могилевские «Сыны Машеки» на кичливое шествие сродни тому, которое проводят итало-американцы в День Колумба?
.
И эти люди, четко понимающие, кто – свой, а кто – чужой, гордящиеся своим родом и племенем, ненавидящие или презирающие чужих (иногда – уважающие чужих, если чужие способны на то, чтобы начистить им морду, но, все равно, чужих не любящие) отстраивали бы свои собственные судьбы, а заодно – и Минск, растущий и крепнущий от жизненной силы своих обитателей; пульсирующий в такт их бешеному сердцебиению, их злости и ненависти, ежесекундно взрывающейся у них внутри, словно воздушно-бензиновая смесь в цилиндрах ДВС.
И – тогда и только тогда - в этот пьяный от ксенофобии город выходили бы нескладные длинноволосые очкарики вроде вашего покорного слуги, которые проповедовали бы в барах и на бульварах, что
А вы что по поводу всего вышеизложенного думаете, дорогие минчане в третьем, втором, первом, нулевом и минус первом поколении?