Старец Эмилиан ___________________________ Афонцы в
euhenio — 14.01.2023Старец Эмилиан
___________________________
Афонцы в то время (во времена прп. Григория Синаита) «прилежали только о деятельной
жизни». 18 Им было
известно про трезвение и умную молитву, но не имея способа
посвящения в
божественное,19 они прибегали лишь к простой деятельной жизни.
Деятельная
жизнь — это богослужение, служение ближним, прежде всего
послушание,
подчинение своего мышления и сердца [Старцу], 20 также молитва, еще
пост,
бдение, труд, и вообще аскеза, как каждодневное делание монаха.
Этим и
отличается деятельная жизнь монахов от жизни мiрян, что в монастыре
каждая
мелочь делается ради Бога, тогда как в мiру ради нужды, при этом в
суете,
тревогах, в попытках преодолеть различные трудности.
О хранении же ума и безмолвии [нашел их] несведущими ... Всех
вообще он
наставлял деланию умной непрестанной молитвы своими
божественными
учениями.21
Прп. Григорий не преподавал созерцательную жизнь исключительно
отшельникам, но также и общежительным монахам, не различал
общежительного от живущего наедине безмолвника, келлиота от
скитянина. Всех
он побуждал жить таким образом, и начальных, и средних, и
совершенных, без
всякого различия.
Из Жития, написанного его учеником, святейшим патриархом Каллистом,
мы
знаем, что святой много претерпел от завистников, и по причине сего
искушения
был вынужден уйти с Афона, «движимый Святым Духом»,22 так что [в
итоге]
Иисусова молитва стала достоянием и мiрских людей.
Мы сказали «движимый
Святым Духом», но побудительной причиной [ухода] стало
злопыхательство и
дикая зависть некоторых людей, к тому же монахов. Хорошо известно,
что если
кто-то не довольствуется одной деятельной жизнью, но усиленно ищет
Духа, то
есть ведет духовную жизнь, по-настоящему трезвится, желает
насколько это
возможно стеснять себя чтобы предоставить больше места Духу —
такому
человеку все остальные завидуют и чинят препятствия. Даже монахи,
которые
преуспевают в деятельной жизни, становятся врагами тех, кто водится
Св. Духом.
Надо иметь в виду, что когда мы станем по-настоящему подвизаться,
то на нас
обрушатся беды от наивных и недалеких людей, от завистников, от
мелких
пакостников, от мелочности и гордости других братий монастыря, тем
более если
бы мы оказались в мiру, где злопыхательства еще больше.