Становление всеобщего труда и его субъекта

Можно скачать из РИНЦ через вышеприведенную ссылку.
Аннотация: "Компьютерные технологии оказывают на труд как гуманизирующее, так и дегуманизирующее влияние. Для того, чтобы гуманизировать современный труд, требуется анализ его изменений, опирающийся на рассмотрение социальной субстанции - действительных человеческих индивидов. Ведущей социально-философской концепцией, объясняющей интегральную человеческую сущность современной формы труда, выступает концепция всеобщего (универсального) труда, начало которой положил К. Маркс. Концепция «нематериального труда», предложенная постопераистами, может корректно рассматриваться в качестве одного из современных вариантов концепции всеобщего труда. Субстанциальные основания выделения сущности всеобщего труда заключаются не в технике и не в технологии, а в самом трудящемся человеке. Всеобщий труд в своей сущности - не компьютерный, а самопрограммируемый. Компьютерный труд нередко способствует человеческому отчуждению, нередко не является самопрограммируемым - и в таких случаях он не имеет ничего общего с всеобщим трудом. Кроме того, компьютерный труд обладает не только гуманизирующим, но и усредняющим, обезличивающим человека воздействием, подобно родственному ему абстрактному труду. Всеобщий труд может быть компьютерным, но компьютерный и всеобщий труд - два пересекающихся, а не тождественных множества. Становление всеобщего труда и становление субъекта всеобщего труда - это один и тот же процесс. Субъект всеобщего труда существует непосредственно как личность, обладающая высоким уровнем креативности, а уже опосредованно - как коллектив, который устанавливает внутри себя социал-гармонические связи. В качестве вывода отмечается, что ключевую роль в становлении всеобщего, самопрограммируемого труда играет вложение ресурсов в образование и здравоохранение, а не экстенсивное распространение компьютерных технологий".
|
</> |