Станислав Лем, "Эдем"

топ 100 блогов ru_psiholog29.03.2021 в этом романе, по-моему, очень точно переданы ощущения человека, который пытается как-то истолковать для себя то, что видит, "опознать" и классифицировать, перевести в понятные образы -- но не может, потому что это нечто совершенно не знакомое и ничему не соответствующее. И вместо понимания и удовлетворения каждая попытка заканчивается фрустрацией. Всё "у них" не как у людей. Непонятные формы, цвета и процессы. Не разобрать, живой это организм, механизм или природное явление. Растение или животное. Разумное или нет. Только догадки, плавно и бесконечно вытесняющие одна другую. Этот процесс сводит с ума, не на что ориентироваться, как слабая качка в открытом море вызывает неизбежную тошноту.
Мне кажется, хорошенько такое почувствовать/представить -- это очень полезный опыт для человека, который уверен, что он умеет разобраться в происходящем (обычно) и легко оценивает (одновременно обесценивая) любую входящую информацию. Умение очистить своё восприятие от предвзятости (стереотипов, шаблонов) и начинать контакт "с чистого листа" бывает необходимо. Причём не только для нового знакомства, но и особенно для перезагрузки/освежения давно сложившихся отношений.
Это очень сложно, потому что мы устроены так, чтобы каждое новое аккуратно раскладывать по полочкам уже имеющегося опыта, нам это комфортно. Соотносить с уже известным, находить привычные признаки, почти не задумываясь. У нас есть определённые привычки и предпочтения, например, к внешности людей -- и мы автоматически делим их на симпатичных и отталкивающих, причём симпатичными окажутся такие, кто похож на кого-то из нашего прошлого, связанного с приятным воспоминанием. И тут легко ошибиться, потому что новый человек вдруг подводит меня. И я думаю -- как же так, ведь он не мог так поступить! Но при этом я ведь вижу не его, а тот какой-то старый образ, который я пыталась на него надеть невольно. Очень трудно увидеть собственно этого нового человека, а не подгонять его под имеющийся в голове шаблон (как мы обычно и делаем по умолчанию).
Такое случается и в многолетних отношениях, когда вдруг случайно обнаруживается, что партнёр переменился и не вписывается в привычные рамки, и отношения трещат, а ты не можешь понять, в какой момент это собственно началось. Он меняется, а ты не видишь. Да что там партнёр, о себе мы тоже этого не знаем часто)) Поэтому так интересны дневники -- можно увидеть свою запись 10-летней давности и удивиться, как мне вообще такое в голову приходило. Как будто это была не я. Ведь понятно же, что я -- это такая, как именно сейчас, и никакая другая...

Лем очень искусно описывает это новое так, что мы понимаем: ему не хватает слов (наших привычных слов для знакомого окружающего мира); и многое остаётся необъяснимым. Тут простор для фантазий и попыток представить себе это, опираясь на ассоциации и догадки. Вот описание инопланетянина:
"Большой как слон ... Словно из гигантской веретенообразно вытянутой устрицы, из толстой складчатой мясистой сумки высовывается маленькое -- не больше детского -- двурукое туловище ... Оно не имеет нервной системы в нашем понимании. ... Есть спинной мозг, но в черепе -- в этом маленьком черепе -- мозга нет... Какие-то железы, похожие на лимфатические... А между лёгкими -- у него три лёгких -- я обнаружил нечто весьма удивительное...". Позже ещё выясняется, что питаются они неорганикой (т.е. усваивают "из воздуха").
Поскольку действие происходит в "Раю", у меня первая мысль о том, что существо должно напоминать ангела, чьё тело окружено большими крыльями, и за счёт этого оно смотрится таким "двутелым" и огромным. Вот как-то так:

Станислав Лем, Эдем

Станислав Лем, Эдем
Станислав Лем, Эдем
Станислав Лем, Эдем
Станислав Лем, Эдем
Станислав Лем, Эдем

Но у других читателей представления возникают совершенно иные, если судить по иллюстрациям к роману. Так же, как и обо всём остальном, вероятно.

Немножко позже мы узнаём, что разумные обитатели планеты общаются между собой с помощью электричества. Контакт с ними всё-таки состоялся, и удаётся получить некоторое представление об их обычаях и государственном строе. Весьма условное.

-- А ты? Молчишь? -- спросил Координатор Доктора.
-- Я размышляю. Понимаете, мне еще никогда не было так интересно...
-- Понимаю, тебя интересует, как им можно помочь. Но теперь-то ты уже знаешь, что...
-- Нет. Не знаю, -- тихо сказал Доктор.


За что я люблю Лема -- у него вопросов всегда больше чем ответов, и чем больше думаешь над прочитанным, тем больше вопросов становится)) Почему учёный не захотел улететь с землянами? Потому что для него это аналог загробной жизни, в которую он не верит? Для землян эта планета "Рай", а для тамошних обитателей рай это наша цивилизация умников (будущего), мы сами рай? Двутел ощущает себя равным "богам" и не принимает подачки? Он не хочет давать "чужим" слишком много знаний о планете (и своё тело), не доверяя им? Он предпочёл костёр, как Бруно? И тут всё больше понимаешь землян, которые через это прошли и всё равно ничего не понимают. И ещё -- ценность контакта, который всё-таки состоялся. Вот это чудо.

Бонус -- несколько интересных слов об этом романе и его авторе:

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
1. После провала провокации на границе Колумбии и Венесуэлы, США все чащи стали озвучивать угрозу военного сценария, так как текущие темпы "прихода демократии" оказались явно неудовлетворительными и авантюра начинает затягиваться. Венцом этой кампании ненависти стали призывы Гуайдо к ...
 Полицейский - это профессия только для настоящих ...
Вчера состоялась встреча министра иностранных дел Кривии мистера Дебилыбля и его Китайского коллеги. Через шесть часов Кривия на встрече в Туреччине вдруг явила чудеса дипломатии, прогресса, либерализма и пацифизма. И фактически объявила о том, что ее войска драпают из под Киева ...
   Самая офигенная тема на отдыхе с друзьями - это нажраться прилично и поиграть в Крокодила. Я ваще мастер-показыватель, а вот отгадыватель не очень. Небритая и пьяная морда выходит демонстрировать Ленина. Дальше было бревно, кепка и ...
Моя Россия — это большая артерия, из которой несколько «избранных» человек уводят ее богатства. Моя Россия — это нищий. Моя Россия не может помочь пожилым и детям-сиротам. Из нее, кровоточащей, как с тонущего корабля, бегут инженеры, врачи, ...