Стамбульские дневники. 16 апреля (2023). Дворец Долмабахче — 3

Прошлые пост был посвящен прогулке вдоль Дворца — Стамбульские дневники. 16 апреля (2023). Дворец
Долмабахче — 2...
А сегодня мы вернемся ко входу и прогуляемся рядом с Дворцом...
Я приведу ещё несколько снимков Дворца и сада по обратному пути с других ракурсов, чтобы ещё раз оценить красоту объекта.
Вид на Босфор —
Босфор — пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Чёрное море с Мраморным. В паре с Дарданеллами соединяет Чёрное море с Эгейским, которое является частью Средиземного. На обеих сторонах пролива расположен крупнейший турецкий город Стамбул, занимающий восточную и западную оконечности полуостровов Пашаэли и Коджаэли соответственно. Проливы Босфор и Дарданеллы известны как Черноморские (или Турецкие) проливы. Как часть единственного прохода между Чёрным и Средиземным морем, Босфор всегда имел большое значение с торговой и военной точки зрения и остается стратегически важным сегодня. Это единственный морской путь для Болгарии, Грузии, Румынии, Украины, а также важнейший для России.
Долмабахче (Dolmabahçe — «насыпной сад») — дворец османских султанов на европейской стороне Босфора в Стамбуле на границе районов Бешикташ и Кабаташ.
Строился в 1842–1853 годах для султана Абдул-Меджида I, который стал тяготиться средневековым дворцовым комплексом Топкапы и желал иметь дворец в стиле барокко, способный соперничать в изысканности с европейскими резиденциями XVIII века. В качестве архитекторов выступали армяне из семейства Бальянов. На украшение Хрустальной лестницы и прочих интерьеров ушло 14 тонн золота, а общая стоимость строительства превысила пять миллионов золотых фунтов. Среди основных достопримечательностей — подаренная королевой Викторией люстра из богемского стекла, весом почти в пять тонн, и собрание картин Ивана Айвазовского, которые художник исполнил по заказу султана. За несколько десятилетий дворцовый комплекс, первоначально скромный по размерам, разросся до того, что занял 45 000 м².
7 апреля 1877 года Абдул-Хамид II перенёс свою резиденцию во вновь построенный дворец Йылдыз, однако его преемники вернулись в Долмабахче. После падения монархии во дворце поселился Ататюрк; здесь он и умер 10 ноября 1938 года.
С 1952 года по решению правительства музей в неделю один раз был открыт для посещений. В 1964 году состоялось открытие музея, а в 1971 году был закрыт. В июне 1979 года был открыт как туристический центр, но в этом же году снова был закрыт. Через два месяца после закрытия вновь открыли музей для посещений. В июне 1981 года закрыли, а спустя месяц открыли. Сейчас дворец является музеем (с 1984 года). Осмотреть интерьеры дворца возможно как в составе экскурсии, так и купив индивидуальный билет.
29 марта 2022 года во дворце Долмабахче прошёл очередной раунд российско-украинских переговоров, российскую делегацию возглавлял помощник президента РФ Путина Владимир Мединский.
Вернулись в парк —
Ворота Султана —
Внутренние дворики Дворца всё-таки отгорожены от посторонних глаз —
Всем, кто смотрел нашумевший сериал «Великолепный век», знаком роскошный сад Хасбахче, где среди благоухающих роз любили прогуливаться члены династии Османов. Сцены в парке, показанном в фильме, на самом деле снимали на участке, прилегающем к Посольству Германии. Настоящий же Хасбахче являлся частью огромной территории, принадлежащей дворцу Долмабахче.
Лебединый фонтан —
Во времена Османов Хасбахче (в переводе с турецкого — Главный сад) был недоступен для горожан. В 1922 году после отмены султаната собственность монарха перешла государству. Там, где веками цвели розы, и дарили прохладу экзотические деревья, вырос промышленный район.
Ситуация изменилась в 2003 году, когда муниципальные власти решили возродить прекрасный императорский сад. Сегодня Хасбахче открыт для всех желающих. Конечно, обновленный парк не обладает грандиозными размерами Гюльхане или разнообразием флоры Йылдыз. Но это не делает Хасбахче недостойным внимания туристов, ведь в жаркий стамбульский полдень здесь так приятно отдохнуть в тени густых деревьев.
Мы выходим через Ворота Сокровищницы (Hazine-i Hassa Kapısı) вслед за церемониальным котом —
Вышли за забор —
У касс ближе к обеду — столпотворение (приходите раньше):
Мы идем к часовой башне —
Часовая башня Долмабахче (Dolmabahçe Saat Kulesi) — часовая башня, расположенная за пределами дворца Долмабахче в Стамбуле, Турция. Его строительство было заказано османским султаном Абдул-Хамидом II (1842—1918) и спроектировано придворным архитектором Саркисом Бальяном между 1890 и 1895 годами.
Башня с часами была пристроена к дворцу Долмабахче и расположена перед воротами Казначейства на площади вдоль европейской набережной Босфора рядом с мечетью Долмабахче. Четырёхсторонняя четырёхэтажная башня, выполненная в стиле необарокко 8,5 × 8,5 м при высоте 27 м. Её часы были изготовлены известным французским часовым домом Жан-Поля Гарнье и установлены придворным часовщиком Иоганном Майером. Их циферблат украшен стилизованными восточно-арабскими цифрами. В 1979 году оригинальные механические часы были частично преобразованы в электрические. На двух противоположных сторонах башни изображена тугра султана Абдул-Хамида II.
Апрель — всё цветёт в южных краях:
Расслабиться и попить кофе —
Всё, ушли из дворца...
Идем к Мечети Долмабахче...
Мечеть Долмабахче —
Мечеть Долмабахче (Dolmabahçe Camii) — мечеть XIX века, расположенная к югу от одноимённого дворцового комплекса в Стамбуле.
Строительство мечети было начато в 1853 году по приказу Безмиалем-султан и завершено после её смерти её сыном-султаном Абдул-Меджидом. Хотя зачастую мечети получали названия по имени или титулу своего основателя, эта мечеть изначально получила название Долмабахче, поскольку располагалась прямо напротив ворот внутреннего двора дворца Долмабахче со стороны часовой башни.
В период с 1948 по 1961 год мечеть вместе с султанским павильоном использовалась как Морской музей, а затем была вновь открыта для богослужений после того, как музей переехал в новое здание.
Какой-то красивый павильончик с другой стороны улицы —
Архитектором при строительстве мечети Безмиалем был назначен Никогос Бальян, член знаменитой династии архитекторов Бальян, создавший множество османских архитектурных произведений XIX века. В этот период было достигнуто интересное понимание интерпретации смешения стилей барокко, рококо и ампир. Хотя в мечетях такого типа не было существенных новшеств с точки зрения архитектуры, настоящие изменения были внесены во внешний вид и украшения за счёт отказа от традиционных линий, классических пропорций и мотивов.
Декоративные черты стилей барокко, рококо и ампира стали заменять традиционные османские мотивы и декор. Важнейшей характеристикой этого периода стало доминирование «эклектического» (смешанного) подхода к архитектуре и неограниченное использование западных элементов без соблюдения каких-либо правил, иногда смешанных с османскими и исламскими элементами. В этом отношении мечеть Долмабахче стала типичным строением, полностью отражающим общий подход и художественный вкус того периода.
Основной объём мечети, построенной в центре участка у моря, представляет собой пространство, перекрытое куполом. В квадратной в плане конструкции, где купол поддерживается четырьмя большими арками, пространство развивается в форму призмы, узкой по ширине и довольно протяжённой в длину. Поверхность высоких стен, внизу которых начинаются большие округлые арочные окна, разделена на три части резко очерченными, выступающими карнизами.
В нижней части, всё ещё довольно высокой, между окнами и в углах помещены два слоя пилястр; аналогичная планировка, но в более узком виде, повторилась и в средней части. Большое окно посередине имеет круглую арку, а меньшие по бокам — плоские косяки; между всеми ними также размещены пилястры. В верхней части стен видны арки, поддерживающие купол. Круглые арки представляли собой барабан с тремя окнами, открывающимися веером наружу в соответствии с их наклонами. Купол был помещён прямо на стены — приём, который ранее не использовался в классической архитектуре, а по углам были размещены тяжёлые прямоугольные башни, чтобы стены не расходились в стороны из-за веса купола.
Башни помимо практической цели, имели и декоративную, демонстрируя гармоничное единство со структурой остального помещения. В верхних углах башен были размещены две колонны с составными капителями, перекрытые куполами, в стиле, соответствующем стилю барокко-рококо. Не очень широкая барабанная часть центрального купола с висячими проходами, охватывающими здание, снаружи окружена консолями и разделена на части, причём внутренняя часть каждой части заполнена цветочными розетками и декорирована.
К переднему фасаду мечети примыкает построенный из камня и мрамора двухэтажный павильон султана Хюнкяр Касры, выступающий по обоим сторонам от основного здания. Сам павильон состоит из двух частей — L-образного крыла, выступающего по бокам мечети и углублённого среднего объёма. В павильоне, выполненном из того же материала, что и мечеть, достигнут чрезвычайно светлый и просторный интерьер за счёт двух рядов окон, выходящих на все фасады. В это здание, похожее на небольшой дворец, можно попасть через три двери, одна из которых общая с мечетью по фасаду, а остальные расположен по бокам здания. К дверям ведут несколько ступенек, а сам вход обрамлён колоннами. На верхний этаж можно подняться по лестницам, располагающимся по бокам внутри павильона. В этой части есть здания расположены комнаты, отсюда же можно попасть к махфилю. Минареты, отделённые от мечети, возвышаются по двум углам павильона. Нижние части балконов минаретов, имеющие тонкие, длинные формы и рифлёные стволы, украшены листьями аканта.
Стена двора мечети по периметру, ворота и некоторые её элементы были демонтированы во время расширения площади Долмабахче. Тогда же было перенесено от входа во двор мечети со стороны часовой башни к подножию внешней стены киблы китабе с датой строительст