Стамбульские дневники. 11 апреля. Султанахмет. Второй поход. 2. Ипподром —
uctopuockon_pyc — 30.06.2023Мы всё ещё гуляем по Султанахмет в продолжение — Стамбульские дневники. 11 апреля. Султанахмет. Второй поход. 1. Голубая мечеть
Вышли к Ипподрому и Marmara Universitesi Ortadogu Arastirmalari Enstitusu:
Университет Мармара — один из старейших и крупных университетов Турции, где работает около 2800 преподавателей и учится около 80 000 студентов, находится в городе Стамбуле. Университет Мармара является самым многоязычным университетом в Турции. Преподавание ведётся на четырёх языках: турецком, английском, немецком и французском.
Университет был создан 16 января 1883 года, и тогда он относился к Министерству торговли, сельского хозяйства, лесов Открыл его министр Супхи Паша. Сначала он назывался Высшей школой торговли. В последующие годы стал факультетом экономических и управленческих наук. Нынешнюю структуру приобрел 20 июля 1982 года и стал называться университетом Мармара, это поистине второе рождение подарил университету Закон Турции за № 2809 о создании университета.
В течение последних 20 лет университет стал расширяться, и в настоящее время включает в себя 18 факультетов, 12 институтов, 4 колледжа, 8 училищ и 3 отделения, которые напрямую относятся ректорату, в университете 28 исследовательских центров, а вообще обучение ведётся по 104 направлениям высшего и 44 направлениям среднего специального образования. Кроме образовательных услуг, университет предлагает также услуги в области издательской и консультационной деятельности.
А слева — Обелиск Константина:
Составной обелиск (греч. Анемодулин, то есть «раб ветра») — изначально 32-метровый (ныне 21-метровый) византийский обелиск, который стоял на константинопольском ипподроме (ныне — площадь Ахмедие) уже в X веке. Обстоятельства установки Составного обелиска неизвестны. Распространена точка зрения, что его воздвиг Константин Великий в качестве временной замены стоявшего здесь до этого цельного обелиска, который был вывезен им из Древнего Египта. В середине X века обелиск реставрировал император Константин Багрянородный. В то время он был обшит позолоченными бронзовыми плитами с изображениями военных побед Василия Македонянина и увенчан то ли шаром, то ли женской статуей. Надпись на цоколе гласила: Это четырёхугольное чудо света, разрушенное временем, теперь заново создал Константин (чей сын — Роман, слава царства) и сделал так, что он выглядит лучше, чем раньше. Ведь раньше чудом света был колосс на Родосе, а теперь — медный, что стоит здесь. Андроник I Комнин незадолго до своего свержения планировал водрузить на вершину собственную статую. При разграблении Константинополя крестоносцами (1204) убранство обелиска было утрачено (по-видимому, подверглось переплавке). Во времена султанов обелиск пришёл в плачевное состояние, ибо юные янычары взбирались на вершину сооружения для того, чтобы продемонстрировать свою ловкость и бесстрашие. С 1953 по 1976 годы обелиск Константина изображался на обратной стороне турецких банкнот номиналом в 500 лир.
Наверное перед прогулкой по Ипподрому стоит познакомиться с его историей, сделаю это с помощью MoyStambul.ru.
Константинопольский Ипподром или Большой Ипподром был спроектирован и построен по примеру Большого цирка в Старом Риме. Даже сегодня, стоя посреди площади Ат мейданы (At Meydanı), можно почувствовать величие и грандиозность существовавшего сооружения, часть которого можно увидеть в музее Турецкого и Исламского искусства. Почти 900 лет, Ипподром Константинополя был центром политической и общественной жизни горожан. Даже после его разрушения, арена осталась главной общественной площадью города. В наши дни, Ипподром носит имя площади Султан Ахмет (Sultanahmet Meydanı), но, как и много лет назад, мы можем наблюдать Змеиную колонну, а также Обелиски Феодосия и Константина, возвышающиеся в историческом центре Стамбула.
История Константинопольского ипподрома не очень ясна. Город, первоначально называвшийся Византием, понес большие потери в период гражданской войны. Победитель этой войны, Септимий Северус, разрушил стены и общественные здания и лишил поселение городского статуса. Предполагают, что позже он решил восстановить город, даже начав строительство ипподрома, проект которого Константин после него расширил и завершил (более 100 лет спустя). Однако это могло быть просто легендой, созданной для подтверждения глубокого римского прошлого Константинополя. Независимо от своего происхождения, ипподром Константина сыграл центральную роль в преобразовании города Византии в Императорский Новый Рим. Он был спроектирован и оформлен по примеру Большого цирка в Старом Риме. В нем есть императорская ложа, которая вела прямиком в главный дворец. По всей видимости, Константин планировал воздвигнуть второй Египетский обелиск в Большом цирке, одновременно планируя установить два обелиска на ипподроме Константинополя. Подробностей ученым выяснить не удалось. Но так или иначе, в обоих строительных объектах в конечном итоге появилось два обелиска. 11 мая 330 года Константин провел официальную церемонию освящения и открытия Нового Рима. Во время этой церемонии проходила процессия, в ходе которой позолоченная деревянная статуя Константина проезжала на колеснице по Месе — главной улице Константинополя. Она миновала Колонну Константина, на которой воздвигнута аналогичная статуя, и в конечном итоге оказалась на ипподроме. Это шествие повторялось потом каждый год в годовщину освящения и сопровождалось серией гонок на колесницах по ипподрому.
В 330 году в Константинополе прошли церемонии, в результате которых город стал новой столицей Римской империи. Готовясь к этим важнейшим мероприятиям, император Константин построил ряд монументальных зданий, включая Императорский дворец, соединенный с ипподромом. Этот ипподром был главным местом всех церемониальных шествий, что свидетельствовало о его важности для новой столицы. Фактически, Константинопольский ипподром на протяжении почти 900 лет будет в центре политической и общественной жизни горожан. Даже после того, как он был разрушен, арена все равно осталась главной общественной площадью города. Хотя большая часть строения была стерта с лица земли много веков назад, значительные его детали, в том числе великолепный Египетский обелиск, можно увидеть и сегодня. Арены для гонок на колесницах играли важную роль в Средиземноморском мире задолго до того, как Константин стал императором. Колесничные баталии, одна из старейших игр в регионе, зародились в мифическом прошлом. Впервые в эпоху Римской империи правители взяли под свой контроль зрелища и сделали гонки центральным элементом имперской пропаганды. В период кризиса, когда Римская империя чуть не рухнула, император Диоклетиан создал Тетрархию, разделившую имперскую власть между четырьмя правителями. Это привело к созданию нескольких столиц, включая Никомедию, Салоники и Антиохию. В некоторых столичных городах рядом с императорскими дворцами были построены арены. Этой модели правления позже последовал и Константин, когда перенес свою столицу в Константинополь.
На пике могущества Константинополя гонки на колесницах проводились в течение всего года в связи с церемониями и праздниками. В дополнение к своей функции арены для игр, ипподром также служил местом для провозглашения императоров и празднования военных триумфов и, таким образом, был центром общественной жизни города. Помимо празднования побед, ипподром был местом ритуального унижения и публичных казней врагов, предателей и даже нескольких правителей (например, императора Юстиниана II). Со временем, когда Византийская империя ослабла, многие ипподромы были заброшены, а гонки на колесницах продолжались только в Константинополе, где они стали скорее церемониальными, чем настоящими соревнованиями. Тем не менее ипподром оставался символом города. В Константинополе гонки продолжали организовываться до тех пор, пока их не прекратили в латинский период, когда арена использовалась для рыцарских турниров. Четвертый крестовый поход окончательно положил конец гонкам на колесницах на ипподроме. Вместо того, чтобы отправиться в Святую Землю, как предполагалось, венецианцы убедили крестоносцев отправиться в Константинополь, который они в конечном итоге разграбили в 1204 году. Большая часть богатств Константинополя была повреждена или уничтожена пожарами и грабежами. Ипподром также пострадал от пожара, а затем его бронзовые статуи переплавили. Пространство использовали для рыцарских соревнований. Ипподром, утративший свою первоначальную функцию после крестовых походов, оставался центром города, когда его захватили османы. Более того, он продолжал играть эту роль почти всю Османскую эпоху.
Ипподром в Османскую эпоху. Османы не строили больших зданий для общественного пользования, кроме мечетей. Публичные мероприятия проводились на открытом воздухе. В то время как в османских городах не было официального центра, ипподром незапланированно стал главной площадью Османского Константинополя. Его название — Атмейданы от слов At — лошадь и Meydan — площадь (Конная площадь), — возможно, осталось напоминанием о прошлом. Однако, вероятно, это наименование связано с конными скачками и конным рынком. Ипподром также использовался для обучения солдат, поэтому мог быть местом как казней, так и восстаний (вплоть до начала 20 века). Что важно и интересно, султаны проводили здесь церемонии обрезания для своих сыновей и свадебные церемонии для своих дочерей. Церемония обрезания, которую Мурад III провел своему сыну Мехмету в 1582 году, длилась 55 дней. Как и раньше в Византии, эти мероприятия могли продемонстрировать публике силу империи и могущество султана. Когда турки захватили Константинополь, ипподром уже лежал в руинах, но большая его часть сохранилась нетронутой. Однако оставшиеся от него колонны и камни были использованы при строительстве таких зданий, как дворец Топкапы и мечеть Сулеймание. Первым серьезным изменением в этом месте стало строительство дворца для Ибрагима-паши. Есть неподтвержденные сведения, что Ибрагим-паша, грек по происхождению, установил здесь группу статуй, которую он привез из недавно завоеванной Венгрии. По заказу венгерского короля Матиаса Корвинуса они, как говорили, представляли Геракла, Диану и Аполлона. Последним же существенным изменением в районе ипподрома стало строительство мечети Султана Ахмеда, которая возводилась на руинах арены и Большого императорского дворца, в результате чего уровень ипподрома поднялся почти на 5 метров. Во время раскопок 1950 года было найдено несколько зрительских скамеек, которые когда-то устанавливались на арене. Позже незаконные раскопки в саду мечети Султана Ахмеда позволили обнаружить еще несколько сидячих мест. Некоторые интересные артефакты, включая мраморную скамейку со спинкой, а также колонны, все еще можно найти в садах Голубой мечети. В 1900 году на месте карцереса был воздвигнут Немецкий фонтан в ознаменование визита кайзера Вильгельма II в Константинополь. Он построен в неовизантийском стиле, с золотыми мозаиками и колоннами.
Первым, кто провел археологические раскопки в районе Константинопольского ипподрома, был заместитель консула Великобритании и археолог Чарльз Ньютон. В 1855 году он сосредоточил внимание на области Змеиной колонны и обнаружил надпись, проливающую свет на этот артефакт. Фактически, надпись указывала на то, что колонна была доставлена в Константинополь из храма Аполлона в Дельфах. Раскопки ипподрома продолжили британские солдаты, прибывшие в город в 1865 году из-за Крымской войны. В этот период были найдены пьедесталы Обелиска Феодосия и Обелиска Константина.
После длительного перерыва археологические исследования ипподрома были продолжены в период между мировыми войнами немецким археологом Теодором Вигандом и швейцарским ученым Эрнестом Мамбури. Мамбури посвятил свою жизнь открытию византийских построек Стамбула и прожил в городе более сорока лет до своей смерти в 1953 году. Работа Виганда и Мамбури была направлена на определение размеров и архитектуры ипподрома. В то же время, а точнее между 1927 и 1928 годами, Стэнли Кассон, выдающийся ученый-искусствовед и офицер британской армии, проводил исследования в западной части ипподрома, недалеко от улицы Терзихейн. Его работу продолжил в 1950 году Рустем Дуюран, действовавший от имени Стамбульского археологического музея. В 1993 году территория перед мечетью Султанахмет была очищена бульдозером, чтобы освободить место для строительства общественного здания. Неудивительно, что были обнаружены несколько рядов сидений и колонн с ипподрома. К сожалению, за этим уникальным открытием не последовали археологические раскопки. Вместо этого колонны и скамьи перевезли в Археологический музей в Стамбуле. Во время реставрационных работ, проводимых в Музее турецкого и исламского искусства в Стамбуле, то есть в бывшем дворце Ибрагима-паши, было сделано необычное открытие. Реставрация проводилась в период с октября 2012 года по октябрь 2014 года, и именно тогда раскопки на первом этаже музея позволили обнаружить сводчатую структуру. Когда-то этот свод был частью западной стены Константинопольского ипподрома. После того, как специалисты из Стамбульской Центральной лаборатории реставрации провели работы по консервации, руины стали частью выставочного пространства музея.
Константинопольский ипподром представлял собой U-образную гоночную трассу, примерно 429 метров в длину и 119 метров в ширину. Общая вместимость его трибун оценивается в 30 000 зрителей. Кафизма (Императорская ложа) находилась на восточной стороне, к ней можно было попасть прямо из Большого дворца. На северной стороне ипподрома располагалось сооружение под названием Карцерес — монументальные ворота, через которые по 12-ти дорожкам въезжали и выезжали колесницы. Верхняя часть ворот когда-то была украшена бронзовыми статуями лошадей, которые позже были увезены в Венецию крестоносцами (в 1204 году). Эти четыре позолоченных лошади теперь известны как Лошади Святого Марка, их все еще можно увидеть на венецианской площади.
Сфендон, то есть изогнутая трибуна, стоял на южном конце ипподрома. Его нижняя часть сохранилась до наших времен и видна с улицы Накильбент (Nakilbent) — мы по ней как раз и пришли и видели эту реставрированную стену. И, наконец, так называемая Спина (Spina) была установлена посреди гоночной трассы для разделения ипподрома. Она была около 2-х метров в ширину и 3-4 метра в высоту. Первоначально разделительный барьер был украшен множеством статуй, упоминаемых в летописях византийского периода. Однако сегодня можно увидеть только три изваяния: Змеиную колонну, Обелиск Феодосия и Обелиск Константина.
Продолжение следует...
|
</> |