Стамбул

9 из 10.
Город первой величины. Однозначно обязателен для посещения.
Первый раз я оказался в Стамбуле летом 2012 года в составе слабоорганизованной группы журналистов Екатеринбурга (Спасибо Андрею Ермоленко и СКБ-Банку (почтим его память). Стояла жара, пахло жареными каштанами и горячим песком. Несомненным плюсом организованной группы была экскурсия по достопримечательностям древней столицы. Конечно, Святая София, конечно, Голубая мечеть, Топ Капы, площадь бывшего ипподрома и Меса.
В остальном же это было достаточно хаотичное брожение по городу, от Египетского рынка к Галатской башне и обратно, с поездками на трамвайчиках и путешествием на Принцевы острова. Поездка уже давно распалась в памяти на отдельные впечатления, яркие пятна образов. Помню, как в субботу вечером в старом городе из асфальта поднимаются ограничители, перекрывающие движения транспорта. На узкие улочки выставляются толы, и целые кварталы превращаются в ресторан под открытым небом. Помню удивительную смесь крепкого кальяна на «шише» - табаке без ароматизаторов – с крепчайшим и не совсем жидким турецким кофе. Или как подвыпившие журналисты ночью через кухню отеля пробрались на крышу, к бассейну, и сидели там до рассвета.
Помню, как с Андреем мы бежали, чтобы успеть в военно-морской музей Стамбула, но не успели, и добычей нашей стали гамбургеры с терской, которые мы ели, оперившись на стволы трофейных пушек, во множестве расставленных в парке перед музеем. Треска была очень вкусной, но, как нам подсказал валявшийся тут же ящик из-под нее, норвежской.
Второй раз в Стамбуле я был в мае 19-го. Было прохладно и часто дождливо. Сначала мы поселились в башмачном квартале старого города и ежедневно наблюдали работу десяток подпольных фабрик по производству откровенно контрафактных кроссовок. В одном подвальчике лили подошвы, потом их тюками тащили в соседний дом, поднимали через окна в маленькие цеха, где пришивали верх. Вокруг было царство голодных кошек и больших спокойных бродячих собак, разваливающихся домиков и древних бань. На третью ночь мы переселились в апарт-отель видом на стену Феодосия, от которого до Аль-Софии пешком можно было дойти за пару минут. А в соседних домах на последних этажах располагались ресторанчики, в которых можно было попробовать свежую рыбу с видом на Босфор.
Тут на разграбление города было уже на два дня, а пять, и кроме обязательной программы из Софии, рынка и Цистерны мы смогли и просто побродить по старым улочкам, полюбоваться на Босфор с обеих сторон, обойти всю стену Феодосия, заглянуть в хипстерские кварталы и даже съездить в новый центр, посмотреть на строительство очередной «самой большой в мире мечети».
Мы бродили по городу вдвоем, ориентируясь на гугл, путеводитель и попытки найти остатки Константинополя. Музеи, музеи, музеи. Не во все удалось попасть. Например, из военного музея нас выгнали, потому что пятницу он работал только до 17, успели посмотреть только первые пару залов, дошли до взятия Константинополя. Зато закрыл гешатальт с военно-морским музеем. Особый кайф, конечно – прикосновение к вавилонским и хеттским древностям в музее истории.
Что поразило в ту поездку – огромное количество русских. Русская речь слышится постоянно, нет ощущения, что в толпе иностранцев можно говорить «по-своему» и никто тебя не поймет. Хотя еще в первую поездку появилось ощущение, что турки очень и очень похожи на нас, и по одежде, и по мимике, артикуляции звуков: широкие открытые гласные заставляют их мимические мышцы двигаться так же как и наши, издалека, когда не слышно голоса, и не поймешь, что говорят «по-иностранному».
В отличие от «настоящей Европы», с которой, видимо, на очень долго все «непонятно», в Стамбул, скажем осторожно, шансы вернуться вроде пока еще есть. Город, несомненно, прекрасный, съездить стоит однозначно.
|
</> |