­
­

Сталин....

топ 100 блогов egor-2309.05.2024

Сталин на высших постах партии и государства

Сталин....

3 апреля 1922 г. пост ответственного секретаря ЦК РКП(б) был переименован в пост генерального секретаря, и эту должность вместо Молотова занял Сталин.
Вопреки мнению, что Сталин в Гражданскую войну занимал лишь второстепенные посты, одним из признанных руководителей как партии, так и государства он был и до этого момента - бессменным членом Политбюро (состоявшего вначале из 8 человек) он стал с момента его основания, а государственный пост наркома по делам национальностей был крайне важен в тот момент, когда отношения между центром и возникающими национальными образованиями только предстояло урегулировать, при этом зачастую приходилось договариваться и с некоммунистическими силами на местах.

Как генеральный секретарь он стал главой Секретариата ЦК, который согласно уставу занимался "текущей работой организационного и исполнительного характера" - таким образом, Сталину было поручено руководить повседневной работой партии, тогда как фактическим руководителем партии как целого в силу авторитета являлся Ленин, не имевший формального руководящего постав в партии (в отличие от правительства - СНК, председателем которого он был).

После тяжелой болезни и смерти Ленина в партии фактическое руководство как партией, так и государством стало коллективным, и партийный устав в принципе не предусматривал высших единоличных постов (должность генерального секретаря в нем не упоминалась); в государственном руководстве высшими единоличными были должности председателя СНК и сопредседателей ЦИК СССР (среди которых наибольшее влияние имел председатель ОТ РСФСР и глава аналогичного органа в самой РСФСР - ВЦИК - Калинин).

Однако пост главы ЦИК СССР, собиравшегося редко и в основном утверждавшего партийные решения, предполагал в основном представительские функции, а формально занявший место Ленина как главы СНК Рыков был менее влиятельной фигурой, и наиболее авторитетными руководителями страны стали члены Политбюро (не имевшего ни тогда, ни впоследствии поста единоличного руководителя).

Среди членов же политбюро как наиболее влиятельные фигуры воспринимались Троцкий, Сталин, Каменев, Зиновьев и Бухарин (ставшие фактическими главами противоборствующих группировок в руководстве партии 1920-х годов - лишь Каменев всегда оказывался на стороне Зиновьева).

Первым из этих руководителей, оказавшимся в конфликте со всеми остальными, оказался Троцкий - в результате в январе 1925 г. он лишился поста главы военного ведомства (наркома по военным делам и председателя Революционного военного совета).

Однако вскоре с критикой руководства (в котором всё большую роль играл Бухарин, вошедший в состав Политбюро только в 1924 г.) выступили и Зиновьев с Каменевым (к ним также присоединились Сокольников и Крупская, вскоре от оппозиции отошедшая), а с 1926 г. "левая" (сторонники Троцкого) и "новая" (сторонники Зиновьева и Каменева) оппозиции выступали вместе как "объединенная оппозиция" - после организации альтернативной демонстрации на 10-летнюю годовщину революции Троцкого, Зиновьева и Каменева исключили не только из руководящих органов, но и из партии (Троцкий был выслан в Алма-Ату, а затем за границу, Зиновьев и Каменев еще дважды восстанавливались и вновь исключались из партии до ареста в 1934 и расстрела в 1936 году).

И, наконец, в 1928-1929 в результате кризиса хлебозаготовок 1927 г., показавшего дальнейшую бесперспективность НЭПа, произошел внутрипартийный конфликт между сторонниками Сталина с одной стороны, и Бухарина и Рыкова - с другой. Бухарин был выведен из Политбюро в 1929 г., Рыков снят с поста главы СНК и также выведен из Политбюро в 1930 г. - в итоге из всех высших руководителей партии 1920-х годов остался только Сталин, ставший единоличным фактическим лидером партии.

В 1934 г. неформальное лидерство уже позволяло ему не занимать высшего формального поста - на XVII съезде он был избран одним из секретарей ЦК партии, без слова "генеральный", однако в действительности его положение было несравнимо с положением других секретарей - Жданова, Кагановича и Кирова (после убийства Кирова, секретарями были доизбраны Ежов и Андреев).

Единственным же периодом, когда Сталин сосредоточил в своих руках несколько высших государственных постов, была Великая Отечественная война, потребовавшая жесткого единоличного руководства - непосредственно перед войной (6 мая 1941 г.) он сменил занятого в НКИД Молтова на посту главы СНК (на этом посту, затем главой Совета министров, он оставался до самой смерти), 30 июня 1941 г. возглавил созданный как временный высший государственный орган Государственный комитет обороны, 10 июля стал Верховным главнокомандующим (до того этот пост в течение нескольких дней занимал нарком обороны Тимошенко), 19 июля - наркомом обороны.

После войны ГКО и Ставка Верховного главнокомандования были упразднены, а министром Вооруженных Сил в 1947 г. назначен Булганин.

На XIX съезде, переименовавшем партию и ВКП(б) в КПСС в 1952 г., Сталин подал в отставку с должности секретаря, однако она не была принята, и до своей смерти он оставался председателем Совета министров и секретарем ЦК.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
"здесь присутствуют молодые люди и девушки, которые учатся в стенах лавры. Так вот, запомните слова Патриарха: только любовь способна сохранить брак, только любовь способна сохранить единство двух людей!" *** Да, мнение безбрачного, но карьерно успешного монаха в этом вопросе очень ...
Очередная подборка фотографий девушек из разных групп социальной сети "Вконтакте", в которых выкладывают откровенные любительские снимки. ...
Столичные власти подарят многоквартирным домам новую жизнь: подъезды будут сиять свежестью и чистотой, лифты станут еще более безопасными, а ступеньки — удобными. Но любой ремонт – это стихийное бедствие, особенно, если ремонт – капитальный. Поэтому очень важно, чтобы он был сделан ка ...
мне бы не хотелось сделать этот журнал филиалом Театральной площади с разнопартийной разноголосицей. Я не в ответе за страну. К сожалению не была, не делила, не пилила, не откатывала. Так что свидетель эпохи из меня никакой. А если говорить об ...