рейтинг блогов

Стакан воды и кузькина мать

топ 100 блогов dpmmax26.07.2015 Стакан воды и кузькина мать L1140357.JPG


Правда, красавец? Это даже в Ле Бурже признали, когда назвали Ту-154 на авиасалоне в 1969 году самым красивым реактивным пассажирским авиалайнером. Он не только красавец он - один из самых надёжных в мире самолётов.


Стакан воды и кузькина мать L1140363.JPG


Как рассчитывается надёжность в гражданской авиации? Чуть цинизма и прагматики - и вот простая формула: поделить количество перевезённых пассажиров на количество трупов в результате авиакатастроф. Для Ту-154 это соотношение примерно таково: более полутора миллиардов (!) к 3170. Для сравнения: у Боинга-747 на такое же количество перевезённых пассажиров приходится около 20 тысяч трупов.


Все наши самолёты, разработанные в советскую эпоху, имеют большой запас прочности и надёжности. Это и более толстый алюминиевый лист, и пять (а не три) ряда заклёпок в местах стыковки, это и многократное дублирование системы управления самолётом. Катастрофы были, конечно. Но всё-таки в подавляющем большинстве случаев виноват был человек, а не машина: за ней надо хорошо ухаживать, ею надо грамотно управлять, сама-то она сделана на совесть.


Стакан воды и кузькина мать L1140354.JPG


Эта история произошла 7 сентября 2010 года, когда борт RA-85684 выполнял свой обычный рейс Удачный - Домодедово. 72 пассажира на борту, 9 членов экипажа, высота 10600 метров, три с половиной часа после взлёта - и тут умирает всё электропитание. Почти всё - остаётся только радиосвязь. Умерли приборы навигации, умерли системы электроприводов управления, умерли топливные насосы, которые перекачивают топливо из баков в крыле в расходный бак, который в фюзеляже. В расходном баке топлива 3300 кг - на 30 минут полёта. То есть дотянуть до ближайшего города с аэропортом и нормальной взлётно-посадочной полосой не судьба - и это не считая того, что даже имея топливо в запасе, без навигации это сделать, мягко говоря, крайне сложно.


Что делать? Искать внизу хоть что-то, куда самолёт может сесть. Шансы? Погода пасмурная, нижняя граница облаков на отметке 400 метров, внизу леса и болота. К тому же, рулить приходится с большим-большим усилием (всё-таки система продублирована так, чтобы ею можно было управлять и без электричества), а выпустить при посадке закрылки и предкрылки и вовсе не удастся. Что произошло бы, будь на месте Ту-154 тот же "Боинг" и откажи у него электрика? Да всё. Совсем всё. Верти джойстиком, крути - рули высоты и направления не откликнутся. Представляете, каково это - снижаться сквозь пелену облаков, без приборов, которые бы показывали не то что высоту - хотя бы градусы крена и тангажа? Просто со стаканом воды вместо авиагоризонта!


Снизились: где-то тут течёт река Ижма, вдруг удастся найти более-менее ровный участок и приводниться?. И обнаружили внизу посёлок. С взлётно-посадочной полосой. Когда-то в посёлке был аэропорт местных воздушных авиалиний, но в 2003 году его закрыли - кому летать, куда? - мол, пусть остаётся вертолётная площадка, этого достаточно. Сергей Сотников, которого оставили присматривать за ВПП, делал свою работу на совесть. Полоса есть полоса, даже если ею давно никто не пользуется. Мусору и кустарнику на ней не место. А вдруг? И это "вдруг" как раз в тот день, 7 сентября, в восьмом часу утра как раз и случилось.


Пилоты по радио связались с местной службой МЧС и предупредили, что заходят на вынужденную посадку. Пришлось сделать два ухода на второй круг: убедиться, что на полосу можно сесть, попытаться погасить скорость без закрылков и предкрылков. Сели с третьего захода. Да, посадочная скорость была не 270 км/ч, как положено, а 350-380. Да, длина полосы не положенные этому самолёту 2500 метров, а всего лишь 1325. Но борт сел. Он выкатился за торец полосы на 160 метров, немного поменял ландшафтный дизайн, проехавшись по кустам и деревьям, немного помял крылья, порвал покрышки и нахватал веток в даигатели - но он сел! И все - 72 пассажира и 9 членов экипажа - остались целы и невредимы. Людей спустили по аварийным трапам, разместили, накормили...


Самолёт хотели было списать: мол, даже если отремонтируем - как взлетать? Слава богу, прислушались к людям, влюблённым в небо и в авиацию. Крылья подрихтовали, колёса поменяли, двигатели тоже (на месте проще было поменять, чем ремонтировать), электрику реанимировали. За штурвал сел лётчик-испытатель Рубен Есаян, самолёт запустил двигатели - и взлетел с этой короткой полосы! Он сделал прощальный круг над посёлком и ушёл в сторону аэропорта Ухты, а оттуда - на родной авиазавод в Самаре, где его подлатали и вернули "Алросе".


В феврале 2012 года Сергей Сотников был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.


Я не знаю, наградили ли лётчиков - во всяком случае, все пассажиры рейса ЯМ 516 писали и просили правительство об этом. Вот они, эти ребята:

Командир воздушного судна — Евгений Геннадиевич Новосёлов.
Второй пилот — Андрей Александрович Ламанов.
Штурман — Сергей Владимирович Талалаев.
Бортинженер — Рафик Ахметнурович Каримов.


И пятеро бортпроводников:


Николай Юрьевич Дмитриев.
Елена Фёдоровна Дмитриева.
Елена Владимировна Разумова.
Рифкат Гальмутдинович Низамов.
Василий Георгиевич Выродов.




Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я традиционно подвожу итоги и называю лучших спортсменов прошедшего года в России. Обычно делаю большие списки, расписываю, объясняю. В этом году список будет коротким и без объяснений. Лучшие спортсмены России 2022 года 1. Надежда Карпова 2. Дарья Касаткина 3. Андрей Рублев 4. Игорь ...
Новость про мужчину, получившего 6 лет тюрьмы за убийство умиравшей от рака жены, которой он не мог достать обезболивающие cтрашна не только сама по себе, но и комментариями в соцсетях. "Рак нигде не излечим", "ему просто лень было найти лекарства" и т.д. и т.п. :( Любимая позиция "Я в ...
Крупнее этой по размеру павильонов был только центровой «Дом туриста» на четной стороне Гагарина. Ну а на фото ООТ «Энергоучасток» «Дом Туриста» состояла из трех павильонов ...
В предгорьях массива Сьерра дель Эскамбрай, где-то на подступах к природному резервату Топес-де-Кольянтес, практически в сердце Кубы в тропическом лесу спрятан водопад Эль Ничо. Он вряд ли так уж впечатлит бывалого путешественника - по крайней мере, того, кто видел водопады Плитвицких ...
Недавно нашел книгу Хасана Хильми "ТАЛХИС АЛЬ-МА‘АРИФ". Хочется поделиться некоторыми выдержками из этой книги, которые, лично во мне, вызвали чувства удивления. Прошу френдов, представителей дагестанского суфизма, прокомментировать их, ...