СССР в 1977 году
germanych — 28.08.2018Что-то давно я не делал фотоподборок обычной жизни СССР. Сегодня предлагаю вашему вниманию довольно большую подборку фотографий СССР образца 1977 года. Почему именно 1977 года? А почему бы и нет? Ну и потом, это был юбилейный год – 60-лет Великого Октября, как тогда говорили. Я даю фотографии только 1977 года в режиме «калейдоскоп». То есть как бы те визуальные образы, которые мелькали перед советским гражданином в том далёком 1977 году.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР (с июня) Л.И.Брежнев и министр иностранных дел СССР А.А.Громыко в Кремле.
Актёр Николай Караченцов на московской улице.
Ансамбль украинской песни и пляски на фестивале, 7 июля 1977 года.
Матч между сборными СССР и ЧССР 12 декабря 1977 года.
СССР на экспорт. Учительница русского языка в Уганде Инга Мальцева проводит урок борьбы за мир.
Гражданин СССР и самый знаменитый советский бард Владимир Высоцкий и его жена Марина Влади в Париже, Высоцкий приехал в Париж чтобы играть Гамлета в Palais de Chaillot в постановке Юрия Любимова.
Уличная подготовка наглядной агитации к 60-летию революции. Художник наводит последние штрихи на огромном портрете Ленина.
Бензозаправка в Ленинграда. Октябрь 1977 года.
Работы по ремонту мостовой. Похоже это Кремль. 30 сентября 1977 года.
Советский гастроном в Москве. Кондитерский и бакалейный отделы.
Никаких очередей. Но и, говоря откровенно, товаров тоже почти нет. Витрина отдела «Восточные сладости» заполнена всего одним товаром – нечто в коробках с изображением ребёнка. Молочная смесь? Сверху лежит нечто вроде хлебных палочек в целлофановой упаковке (я такие очень любил). В бакалейном отделе визуально около семи-восьми видов упаковки, т.е. всего семь-восемь наименований товаров. Советский мерчендайзинг (извиняюсь за выражение) – наименований товара мало, зато каждое наименование занимает по половине полки. Вот при таком раскладе в советских продуктовых в самом деле не было очередей. А если бы продавали дефицит, сразу выстроилась бы очередь.
Пикник на природе. Алтай, Телецкое озеро.
Иностранный журналист протягивает советскому леснику пачку импортных сигарет. Лесник смотрит подозрительно. Советский мужчина протягивает фотографу стакан водки. Всё-таки вариант мир–дружба-водка работал лучше чем мир-дружба-жвачка.
Де строительницы в Якутске.
В жизни они смотрелись не совсем так по-ботичеллевски, как на картинах советских художников. Но в целом этот типаж путешествовал из одной советской картины на производственную тему в другую.
Уличная торговля картофелем в Узбекистане.
Империалистический фотограф пытался заснять очередь, чтобы потом на своём загнивающем Западе заниматься очернением советской действительности, но бдительная советская тётка срывает империалисту его империалистическое задание. Хотя, по здравой логике, было бы куда проще сорвать все задания по очернению советской действительности самым простым способом – просто насытить рынок нужными советским людям товарами и продуктами. И тогда хвалёные иностранные журналисты не нашли бы в СССР ни одной очереди. Но поскольку советская экономика этого сделать категорически не могла, бдительные тётки всегда бдили.
Пока советские тётки бдили, Леонид Ильич отдыхал в Крыму.
Молодожёны на Красной площади.
Моряку повезло – приехал в отпуск или на дембель, а тут свадьба.
7 ноября 1977 года на Красной площади.
Военный парад в честь 60-летия Октября.
Мальчик возле гастронома в ГУМе, ноябряь 1977 года.
Витрина гастронома завалена следующими товарами: сухари, кисель, вермишель. Богатый выбор, чо. У мальчика несколько затравленный взгляд. Ещё бы! Попасть в ГУМ накануне праздника и что-то в нём купить – это надо железные нервы и выдержку иметь. Судя по всему, мать оставила его постоять с авоськой, в которой уже какая-то покупка – по безликим советским коробкам никогда не скажешь, что там за покупка – а сама наверное пошла куда-то стоять в очереди. Мальчик скорее всего не москвич и чувствует себя некомфортно в этом месте.
Москува, ГУМ, ноябрь 1977 года. Дети и взрослые едят знаменитое вкусное гумовское мороженое.
У дяди и ребёнка характерные ужасные ботинки «прощай молодость». За неимением лучшей обуви, тогда многие это носили. Кстати, а что там в витрине? Две куклы в нарядах видимо каких-то народов СССР, сувенирный орёл. Что в самом отделе разглядеть сложно, увы.
СССР на экспорт. Советская гимнастка Елена Давыдова выступает на арене стадиона Уэмбли (Лондон) 30 апреля 1977 года.
Визит кубинского лидера Фиделя Кастро в Москву 4 апреля 1977 года.
Советский шопинг. Москва, апрель 1977 года.
Наверное женщины обмениваются информацией, где кто чего достал. Кстати, ни у одной из женщин нет полиэтиленовых пакетов в руках. В то доброе ламповое время за покупками ходили с авоськами или с хозяйственными сумками. Потому что, во-первых, полиэтиленовых пакетов почти не было (или были у спекулянтов по конским ценам), а, во-вторых, с сумкой надёжней заниматься советским шопингом – туда много чего можно положить, и ручки не оторвутся.
Вездесущие Ленин, Энгельс и Маркс смотрят на советских граждан. Так сказать, приглядывали.
Впрочем, Ленин справлялся с этой задаче и в одиночку. 10 февраля 1977 года. Ленинград.
Обед во время советского шопинга.
В СССР почти не было кафешек, куда можно было бы забежать, посидеть и перекусить во время длительных магазинных экскурсий. Мороженое выручало всегда. Может поэтому до сих пор многие с восторгом вспоминают советское мороженое, что оно помогало восстановить силы советским женщинам в их нелёгком труде по поиску в советских магазинах нужных товаров и продуктов. Кстати, у более пожилой женщины классическая советская сумка из кожзаменителя. В такую много чего умещалось. В 1977 году носили такие в основном только пожилые женщины. А с лева зато кака модница. В красном пальто и спартаковском плаще. На заднем плане витрина сырного отдела с каким-то прибалтийским сыром по цене 3 рубля за килограмм. И ещё голландским в красной упаковке. Но наличие чего-либо в витрине советского магазина никогда не означало, что оный товар имеется и в продаже. Снято скорее всего на улице Горького.
В 1977 году в Магаданской области было обнаружено хорошо сохранившееся в вечной мерзлоте тело детёныша мамонта.
Детёныш получил прозвище Дима и потом даже сняли мультик про этого мамонтёнка. Находку сделали, кстати, вовсе не археологи, как кто-то мог бы подумать. Его случайно нашли бульдозеристы, которые работали на золотых приисках.
К 1977 году новая школьная форма для мальчиков была уже даже в провинциальных городах. А данном случае – в Вологде. Где? В Вологде-где,
А советские девочки новую школьную форму ждали ещё пятилетку.
Снова Вологда. Покупатели у автолавки.
Автолавками советская торговля затыкала бреши в тех местах, где либо не было магазинов, либо в магазинах почти ничего не было. Автолавка представляла из себя грузовой автомобиль с характерным кузов, в котором находились разные товары. Не то чтобы прямо шик-блеск, но всё же порой что-то стоящее там можно было купить.
Телефоны-автоматы.
Знаменитые советские бабушки, которые всегда всё про всех знали.
Советский сверхзвуковой пассажирский Ту-144 на Девятом авиасалоне в Ганновере, Германия.
На заднем плане ещё и хвост Ил-62М виден.
Пока немцы и прочие иностранцы в Ганновере любуются новинками мирового авиапрома, советские граждане в Ленинграде любуются на броневик, с которого выступал В.И.Ленин в апреле 1917 года. Судя по лицам – завораживающее зрелище.
Московское метро в 1977 году.
Слева по борту какой-то не советского вида человек. Вместо традиционного пальто/плаща и шляпы, на нём куртка (возможно модная), а в руках импортный раскрывающийся зонт. Ну и бородка с бакенбардами совершенно не советские. Так в 1977 году выглядели либо иностранцы, либо игравшие в кино иностранцев прибалтийские киноактёры. А у прапора напротив модный дипломат типа кейс. Такие в 1977 году были страшным дефицитом. Вообще подозрительный какой-то прапорщик. Офицеры в очках были не такой уж и редкостью, а вот прапорщики в очках – это большая редкость. Моет это сотрудник КГБ, который следит за иностранным фотографом? Зато все остальные мужчины и женщины выглядят так, как и должен был выглядеть типовой советский гражданин в 1977 году.
Псковская область, Великий Луки, проспект Гагарина. 7 ноября 1977 года.
Владивосток, Спортивная набережная.
Владивосток. На Эгершельде: Боцманская слободка.
Львов, ул.Пушкина. Какой-то модный мужчина в шляпе.
Киев, пл.Победы, трамвай.
Киев, Пединститут. Студены покупают булочки и газировку в буфете.
Казахстан, Алма-Ата. Памятное фото на площади Абая.
Алма-Ата, Микрорайон Коктем
Отличительной особенность. СССР была настолько типизированная конструкция жилых домов (на чём строится сюжет фильма «С лёгким паром»), что порой глядя на фотографию сложно определить, что за город на ней. Вот как на предыдущей. Алма-Ата? Но с таким же успехом этот пейзаж мог быть в любом советском городе. Только в историческом центре ряда городов были какие-то специфические, характерные только для данного региона особенности.
Вот, как пример. Без подсказки не догадаться, что за город. А это Новосибирск. 1977 год, весна. Субботник.
Новосибирск. Подготовка к Первомайской демонстрации.
Томск, проспект Ленина, остановка «Главпочтамт».
Томск, переулок Плеханова.
Латвия, Юрмала.
Эстония, Таллин, улица Тоом-Рюйтли.
Вот Прибалтика, пожалуй, всегда имела визуальное резкое отличие от всего остального СССР. Такая «»советская заграница». Люди и правда туда ехали, как в загранку. И даже не потому, что в прибалтийских магазинах был какой-то впечатляющий ассортимент. Просто чтобы глазами отдохнуть от типового блочно-бетонного СССР. И на вывески, написанные латиницей поглядеть.
Таллин. Вид с Ратушной площади на улицу Аптееги.
Таллин. Улица Пикк.
Не случайно почти все советские фильмы «про заграницу» снимали в Прибалтике.
Самарканд. Базарчик возле руин Бибиханум. Июль 1977 года.
Самарканд. Трамвайное депо.
Самарканд, Чор-Су.
Саратов. Проспект Ленина.
Саратов. Туристы возле памятника Чернышевскому.
Рыбинск. Дворец спорта «Полёт».
Иваново. Поворот с улицы Войкова на улицу Гагарина
О чём думает это вологодская девочка 1 сентября 1977 года?
О том, что впереди у неё много интересного и счастливого. О чём же ещё?
А это не СССР. Это США, Нтю-Йорк, Ситикор-сентр. Правда это не 1977, а 1979 год.
Впрочем, об этом мы поговорим как-нибудь в следующий раз.
|
</> |