СССР, который мы потеряли
pryf — 08.10.2013Подброку фотографий с таким заголовком нашёл я на ресурсе. А чтобы уж ни у кого не оставалось соменния о том какой хороший СССР мы потеряли, автор подборки снабдил эпиграфом из Аркадия Гайдара: «А жизнь, товарищи, была совсем хорошая». Что конечно лишний раз должно подчеркнуть, насколько плохой стала жизнь сейчас. Меня всегда уливляет эта способность некоторых граждан пытаться доказать какой-то свой тезим тем, что доказать его не может никаким образом.
Ну вот хотя бы фотография в начале моего поста, которую я взял из той подборки. В оригинале она называется «Юность» (Фотограф А. Рявошапка, 1976 г.). Вопрос ребром – а что, после того, как мы потеряли СССР, юноши перестали влюбляться вдевушек и дарить им цветы? Сейчас такую фотографию сделать нельзя?
Я не имею в виду художественное качество этой фотографии. Как впрочем и автор подборки имел в виду не работу фотографа. Нет, ну если имеется подборка чего-то, что связано с потерянным СССР, то видимо это должны быть такие символичные фотграфии, которые явно невозможно сделать в наше время.
В общем, руководствуясь этим соображением, я решил воспроизвести всю фотоподборку, но снабдив её собственными подписями.
После исчезновения СССР, люди перестали высовывать голову из окна поезда и смеяться бьющему в лицо ветру.
После исчезновения СССР, люди перестали ездить на велосипедах и держать дома собак.
После исчезновения СССР, люди перестали дурачиться, играя в различные игры на природе.
После исчезновения СССР, автомобили перестали ездить по улицам, а дети перестали переходить улицы.
После исчезновения СССР, из продажи исчезло молоко, а взрослые перестали ходить в магазины с детьми.
После исчезновения СССР, студенты перестали мечтать, сидя на лекциях.
После исчезновения СССР, дети перестали летом баловаться с водой.
После исчезновения СССР, люди перестали стрелять из лука.
После исчезновения СССР, бабушки перестали выглядывать из окна.
После исчезновения СССР, дети перестали отвелкаться на уроках от объяснений учителя и смеяться.
После исчезновения СССР, женщины перестали на производстве обсуждать свои личные дела.
После исчезновения СССР, исчезли общаги (очень важный объект ностальгии), а дети перестали ремонтировать свои велосипеды (которые у них, разумеется, исчезли).
После исчезновения СССР, исчезли бабушки в платочках.
После исчезновения СССР, маленькие дети перестали удивляться птичкам.
После исчезновения СССР, дети перестали пускать мыльные пузыри.
После исчезновения СССР, исчезла зима, собаки на зимних улицах и люди в зимной одежде.
После исчезновения СССР, дети перестали тянуть руку на уроках в начальной школе.
После исчезновения СССР, на производстве люди в рабочей одежде перестали обсуждать друг с другом производственные проблемы.
После исчезновения СССР, бабки-акушерки перестали подбрасывать грудных детей в воздух.
После исчезновения СССР, люди перестали отдыхать на природе.
После исчезновения СССР, школьники перестали радоваться наступлению летних каникул.
После исчезновения СССР, мальчики потеряли возможность прижимать к груди щеночков.
После исчезновения СССР, исчезли и любящие друг друга сёстры.
После исчезновения СССР, исчез Невский проспект.
После исчезновения СССР, исчезли мел, доски и люди, которые умеют писать на этих досках формулы.
Что? Мои подписи – дурацкие? Не спорю. Они дурацкие. Как дурацкой является и исходная подборка фотографий в контексте утверждения, про потерянное нечто очень-очень дорогое. Потому если всё, изображённое на фотографиях, дорого, то ничего из того, что изображено на этих фотографиях, никуда не делось после того, как исчез СССР. Так к чему это кликушество и выдавливание надрывной слезы? Разумеется одежда уже не та. И автомобили на улицах другие. И песни конечно на природе поют совсем с другими словами. Но это всё называется – дух эпохи. Разумеется любой исторический период не похож на любой другой. И коненчо каждый из нас помнит какие-то детали из детства, которые дороги ему – имено потому, что они из детства – и котоых сейчас нет.
Но ведь не это имеют в виду авторы всех этих ностальгических подборок, в которых всегда аффектируется то, что мол это «родом из СССР», а не – родом из детства. Что вот мол только в СССР такое могло существовать, а сейчас подросток не может подарить цветы однокласснице, мужик с накаченной мускулатурой не может работать простым рабочим, а маленькие мальчик с девочкой не могут с восторгом глядеть на воробья. И получается, что, собственно, это автор подобной подборки подсознательно исповедует мысль о том, что быть чистым человеком можно было только в каком-то недоступном «прекрасном далёко», а вот теперь можно быть только каким-то моральным мутантом. Так ведь никто в конце-концов не виноват в том, что моральный мутант не имеет сил жить нормальной жизнью, а только то и делает, что в перерывах между своей мутантской деятельностью пускает мутные слёзы, рассматривая старые фотографии родом из детства.
Ну и опять же – почему-то авторы таких подборок забывают о том, что исходные фотографии сделаны профессиональными фотографами и это в самом деле в художественном плане очень хорошие фотографии, при помощи которых фотограф передавал те чувства, которые хотел передать. Хороший фотограф, как и любой художник, может любую сцену снять так, что она будет смотреться захватывающе. Линию электропередач хороший фотограф может снять так, что она будет как произведение искусства смотреться. А вот фотографы-любители советскую жизнь снимали несколько иначе. Я как-то делла подборку любительских фотографий (http://germanych.livejournal.com/130938.html). Их художественная ценность равна нулю, в связи с чем на передний план выступает бытовая сторона как таковая и открывается не самая радужная действительность. Примрено вот такая:
Впрочем, это конечно детали. Мы же про советское время, а не про фотографию, как искусство. То время был более светлым в плане человеческих отношений, как любят выражаться некоторые? Ну если бы тщательно фиксировать всё, что творилось возле советских гастраномов после оконачания смены на заводах, то светлость сильно померкла бы. Или как там говорил один из герев фильма «Старый новый год» – «По Луне-то мы ходим, а ты пройдись вечермо по Малой Арнаутовской…» Но этого ведь никто не фиксировал. Фотохудожники делали такие вот в самом деле замечательные фотографии. А режиссёры могли снимать добрые фильмы. Но что же сейчас случилось с теми же самыми людьми родом из этого якобы светлого советского детства?
Вот недавно сняли ремейк старого советского молодёжного фильма «Розыгрыш». Режиссёр нового «Розыгрыша» образца 2008 года, Андрей Кудиенко, родился в 1971 году, то есть в том самом совестком детстве. Но то что он снял, особенно сравнивая с советским оригиналом – это такая мерзость, в которой нарочито подчёркивается всё самое гнусное (например когда главный герой на педсовете бросает в лицо однокласснице в ответ на ёё признание в любви – «да я тебя просто трахнул без всякого удовольствия» или финальная песенка «Затянись мною последний раз, ткни меня мордой в стекло» ну и т.п.). Так вот этого родом из светлого советского детства режиссёра кто заставлял снимать то, что он снял именно так, а не иначе? Куда же выветрилось у него вся его так называемая советская светлота?
Чтобы вы там не говорили, а сейчас главной действующей силой в обществе являются люди советского происхождения. То есть вот вопрос – если там всё было таким светлым, то чего же они сейчас не демонстируют всё самое доброе, что в них усиленно засовывали на уроках литературы, пионерских/комсомольских собраниях и классных часах? Впрочем – почему «они»? Не они, а – мы. Я ведь тоже «рождённый в СССР». Но я-то по крайней мере не притворяюсь. Не вздыхаю «ах, как же там было хорошо и светло, и как же это ужасно, что сейчас проклятый рынок не даёт быть светлым и добрым».
Может прав был БГ, когда спел в 1983 году – «Локоть к локтю, кирпич в стене; мы стояли слишком гордо – мы платим втройне». Вот мы и платим сейчас втрой6е за эти былые «локоть к локтюю». И ведь довольно точно сказано – лица были уж очень нервные, так что быть беде. Грязное и тёмное в душах пришло оттуда, из этого «ми-ми-ми, пиииу, пиииу, такого светлого доброго нашего советского детства».
К чему это я? Да так, ни к чему. Просто поток сознания от лицезрения очередной порции «ми-ми-ми, пиииу, пиииу, СССР который мы потеряли». Просто захотелось напомнить, что когда на очередном историческом витке перед советским гражданами возникла дилемма – развал СССР или полные полки в магазинах и свобода выезда за рубеж, большинство советских граждан решило её не в пользу сохранения СССР. Вот, собственно, и всё. Остальное – слюни.
Государство, как вообще любая система, познаётся по производимому продукты. СССР произвёл советского человека. И этот советский человек лихо начал орудовать буквально с начала 90-х.
А так, вообще, фотографии конечно хорошие. И детство всегда вспоминается в радужных тонах. Что разумеется даёт полный простор для разного рода спекуляций. Особенно в той среде бывших советских граждан, которые когда-то громче всех орали «Даёшь демократию! Даёшь полные полки!».
Источник
Поддержи автора - Добавь в друзья!
|
</> |