Ссанкции. Очередная реальная история.
vvv_ig — 21.05.2014В далекой Канаде существует компания Pratt&Whitney Canada, которая занимается производством авиационных двигателей. А в России, в городе Уфа, существует завод УМПО, который производит движки для знаменитых Сушек.
Лет восемь назад УМПО заинтересовалось возможным сотрудничеством по производству отдельных узлов (а именно — колец управляющих приводов) для канадских двигателей серий PW200 - PW300, в связи с чем обеими сторонами была проделана немалая работа по подготовке производства в Уфе, сертификации полученной продукции по западным стандартам и налаживания эффективного взаимодействия. И эта работа была успешно завершена — долгосрочные соглашения были подписаны до 2023 года.
Жили, значит, УМПО и Pratt&Whitney Canada припеваючи, и всё было хорошо. Но тут — как гром среди ясного неба — санкции. Дескать, нельзя в демократических двигателях использовать тоталитарные мордорские узлы. И сотрудничество надо сворачивать.
Казалось бы — вот оно! Санкции работают! Российские предприятия лишаются заказов, рабочие остаются без работы, голодные люди выходят на улицу, а Pratt&Whitney Canada спокойно переносит производство своих узлов в какой-нибудь там Китай.
Ан нет. Ситуация получается чертовски забавная. Доля комплектующих для Канады в общем обороте УМПО ничтожна — и огромное предприятие такой "потери", в общем-то, не заметит. Доля этих же комплектующих в себестоимости канадских двигателей тоже мала — но проблема в том, что по двум узлам у Pratt&Whitney Canada КРИТИЧЕСКАЯ зависимость от УМПО. Т.е. эти узлы больше нигде не производятся. Только у нас. А двигатель без этих узлов — бесполезный (и дорогой!) кусок металла.
Соответственно, на подготовку производства этих же узлов на любом другом предприятии будет затрачено минимум 11 месяцев — а в реальности больше. Так как мало подготовить производство и освоить изделие, надо пройти все стадии сертифицирования и контроля — с соответствующими издержками. Авиастроение — это вам не хухры-мухры. И 11 месяцев — это минимальный срок прохождения всех этих процедур, при условии, что все будет проведено идеально.
Такова реальность. Это вовсе не "уникальная российская технология, не имеющая аналогов в мире", а самый обыкновенный узел обыкновенного изделия, производящийся на российском предприятии. И, казалось бы, многие другие предприятия с легкостью взялись бы за эту работу. Но ни одна западная компания и ухом не поведет, если на производство этих узлов не будет подписан твердый контракт на несколько лет вперед и на внушительную сумму — иначе впрягаться в эту бодягу с сертификацией и освоением для них нет никакого смысла. А такая постановка вопроса существенно сужает круг возможных замещающих производств и ограничивает и без того небольшой маневр.
Соответственно, канадцы сейчас правдами и неправдами хотят обойти эти санкции, а УМПО в данном случае тихо улыбается в сторонке и не суетится. Ведь одной из главных достигнутых в ходе сотрудничества с Канадой целей являлось получение опыта сертифицирования (и соответствия!) узлов по западным стандартам. А что касается загрузки предприятия, то работы сейчас и по госзаказам навалом.
У "Боинга", который весьма серьезно завязан на российский титан, тоже начинается мандраж. Причем зависимость тут вовсе не в титане как таковом, а в титановых заготовках, которые производятся в Верхней Салде. Здесь — таки да — производство почти уникальное. И зависимость от него куда как более серьезая. Например, значительная часть центрального кессона (узел, к которому крепятся консоли крыла) пассажирских Боингов производится в России из российского же титана. И, ясное дело, наладка подобного производства где-либо еще займет куда как больше времени — совершенно другая категория сложности.
Боингу пока что не "подрезают крылья", но руководство компании активно к этому готовится — мало ли что взбредет в голову очередной Псаки. Объем заказов Салде серьезно увеличился на случай, если лавочку таки прикроют, чтобы создать "буфер" из запасных узлов. Но, понятное дело, создание такого буфера также потребует времени.
Вот она, живая иллюстрация палки о двух концах. И еще не ясно, кто в итоге сильнее пострадает от удара этой палкой.
|
</> |