Средневековье и Ренессанс, или Дуэлянты и симулянты

топ 100 блогов uctopuockon_pyc17.12.2021
Средневековье и Ренессанс, или Дуэлянты и симулянты

На дворе зима, и меня вновь почему-то тянет по вечерам смотреть кино на историческую тему. В прошлом году, в декабре, у меня было два поста по ней – про историческое и псевдоисторическое кино. Опять настал декабрь, и опять есть что сказать по тому же поводу. Однако сегодня речь не об историчности или неисторичности той или иной картины, а об общей атмосфере, преломляющейся через современные культурные (или бескультурные) ценности в кино. Для образца – последние работы Ридли Скотта и Пауля Верхувена.

Вообще, хронологически – последний фильм Скотта – «Дом Гуччи». Картина настолько яркая и необычная, что заслуживает отдельного поста. При этом ещё и в определённой степени историчная. Но я предпочту сегодня углубиться гораздо дальше, в XIV век, а именно в фильм «Последняя дуэль», который уже много раз критиковали за недостоверность показанных событий и костюмы, якобы далёкие от реальности, с одной стороны, и превозносили за необычную структуру повествования с другой. Последний же на сегодня фильм Верхувена – «Бенедетта», которую у нас в прокате обозвали «Искушением». Там дело уже в начале XVII века происходит.

Средневековье и Ренессанс, или Дуэлянты и симулянты
"Последняя дуэль", 2021, США-Великобритания, 20th Century Fox, режиссёр Ридли Скотт, авторы сценария Николь Холофсенер, Бен Аффлек и Мэтт Дэймон, композитор Гарри Грегсон-Уильямс

Чем же похожи оба этих, казалось бы, столь разных фильма? А вот как раз тем, что оба рядятся в одежды, которые мы не ожидаем на них увидеть. «Последняя дуэль» при своей визуальной средневековости транслирует ренессансные идеи и подход, а «Бенедетта», наоборот, сюжетно и хронологически стоя на линии перехода от Ренессанса к барокко, погружает нас в психологическое средневековье. И в этом, безусловно, заслуга обоих режиссёров-ветеранов.

Начнём со средневековья визуального. «Последняя дуэль» Ридли Скотта – кино невероятно спорное. Во-первых, благодаря уже упомянутой структуре повествования, о которой столько говорят. Одна и та же история, рассказанная тремя разными людьми с трёх разных позиций – идея в истории кинематографа далеко не новая. Не знаю, как это описано в книге Эрика Джэгера «Последняя дуэль: правдивая история испытания битвой в средневековой Франции», послужившей основой для фильма (не читал я), но в кино такой метод подачи материала существует очень давно. Если кто не видел – срочно смотрим нетленный шедевр Акиры Куросавы «Расёмон» 1950 года, который получил Золотого Льва в Венеции и Оскар за лучший фильм на иностранном языке. Благодаря Куросаве взгляд на одни и те же события под разным углом разными участниками, окрашенный субъективными оценками и противоречивостью суждений, получил название «эффект Расёмона». Вот на этом эффекте и выстроена картина Скотта. Мы имеем случай изнасилования жены рыцаря Жана де Карружа оруженосцем графа Алансонского Жаком Лё Гри и три версии произошедшего с точки зрения самой жертвы, Карружа и предполагаемого насильника. Все они сходятся в финал, в котором король назначает между рыцарями дуэль, на которой Лё Гри был убит, а Карруж оправдан от лжесвидетельствования в глазах общественности. Плюс пострадавшая Маргарита сняла с себя бремя клеветницы и была освобождена от сожжения на костре.

Кадр из легендарного
Кадр из легендарного "Расёмона" Куросавы

Во-вторых, уже упомянутые огрехи в обмундировании рыцарей и вообще антуража картины. Безусловно, их там очень много. Однако мы смотрим кино! Художественное кино, а не документалку! Ну не обязаны создатели фильма точно воссоздавать костюмы и доспехи той эпохи! В кино главное мысль, философия, посыл к задуматься о чём-то. И на ком какие железные штаны и шлемы надеты – совершенно не важно. Вспомним «Марию Антуанетту» Софии Копполы – исторический фильм о казнённой французской королеве, которая носит кроссовки)).

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Мария Антуанетта" Софии Копполы

В-третьих, не вполне понятно сначала, зачем это вообще сняли. Иногда даже кажется, что лишь для того, чтобы вновь свести в одном фильме уже постаревших Мэтта Дэймона и Бена Аффлека, которые, написав сценарий к фильму, в общих сценах тем не менее смотрят друг на друга и будто безмолвно говорят друг другу «Братан, а на хрен мы сюда вообще припёрлись?!», подобно Роберту де Ниро и Харви Кайтелу в «Мосте короля Людовика Святого», где у обоих было такое же растерянное выражение лиц, украшенных козлиными священническими бородками по раннебарочной моде. И лишь Жак Лё Гри в исполнении Адама Драйвера всё расставляет по местам.

Адам Драйвер в фильме
Адам Драйвер в фильме "Последняя дуэль"

Драйвер вообще актёр уникальный. Я к нему поначалу относился довольно поверхностно, поскольку в больших ролях наблюдать начал лишь со «Звёздных войн», где он играл Кайло Рена (он же Бен Соло). А когда потом начались неожиданно шикарные роли у Джармуша, Гиллиама, Содерберга и Карракса – всё изменилось. Драйвер невероятно естественен, даже в таком глуповатом конъюнктурном фильме, как «Чёрный клановец» Спайка Ли. Он не врёт зрителю. Он словно живёт на экране, не прилагая при этом совершенно никаких усилий. Наверное, поэтому Скотт и пригласил его на роли Жака Лё Гри в «Последнюю дуэль» и Маурицио Гуччи в «Дом Гуччи». Вот собственно в герое Драйвера и вся суть фильма «Последняя дуэль». Потому что Дэймон изображает совершеннейшего солдафона, Аффлек – разложившегося и коррумпированного чиновника (который в наши дни был бы ещё и наркоманом), а Драйвер – именно такую личность, которую можно было бы назвать «человеком эпохи Возрождения».

Мэтт Дэймон и Джоди Комер на съёмках
Мэтт Дэймон и Джоди Комер на съёмках "Последней дуэли"

Герой Драйвера выше всяких мелочей и тёрок из серии «я рыцарь, значит я благородный». Он устремлён вперёд и только вперёд, не оглядываясь на традиции и устои. Безусловно, он пытается себя обезопасить, когда говорит Маргарите, чтобы она молчала об их связи, дабы никому не навредить. Однако вся его личность сигналит о моральном опережении той эпохи, в которой он обитает. В Италии Возрождение началось как раз в XIV веке, пока Франция месила дерьмо и грязь средневековья. Здесь же человек с ренессансными идеями есть уже и в Париже, однако он – чужеродный элемент. Франция предпочитает продолжать отплёвываться собственным дерьмом, погружаясь параллельно в Столетнюю войну с такими же говноедами-англичанами, среди которых тоже, но чуть позже, начались вспышки ренессансной мысли типа Томаса Мора. И этот чужеродный элемент подлежит уничтожению, поскольку противостояние прогрессу – великая сила.

Всюду ковид... Фото со съёмок
Всюду ковид... Фото со съёмок "Последней дуэли"

«Последнюю дуэль» стоит смотреть хотя бы благодаря финалу. И пусть там шлемы неправильные на турнире, но эмоциональный накал схватки после двух часов рассусоливаний «кто прав, кто не прав» непередаваем. При этом Лё Гри, поверженный и умирающий, так и не признаёт, что изнасиловал Маргариту. «Я невиновен» - с этими словами он умирает. Просто потому, что не может осознать своей виновности. В его жизни всегда всё было, он имел доступ и к деньгам, и к положению в обществе, и к бабам (которых у него были сотни). Поэтому, когда ему захотелось жены Карружа, он взял её, потому что просто привык так делать. И совершенно не видит в том ничего дурного. Если б он был настоящим СРЕДНЕВЕКОВЫМ рыцарем, действующим в трубадурской эстетике, он бы так никогда не поступил – даму следует оберегать и превозносить. А ренессансная мораль, которой руководствуется герой Драйвера, диктует ему язык плоти, язык страсти, язык выражений эмоций, пусть и на уровне секса и обладания объектом вожделения. Поэтому разговоры критиков о том, что дескать неясно, было изнасилование или нет – полная фигня. Было, причём, возможно, во все места. Просто насильник не чувствует себя насильником, его акт – устремление плоти и единение духа с жертвой. А уж как отреагирует жертва, закованная в рамки средневековой морали – не его печаль. Но она реагирует и обвиняет (другая б, итальянка, например, только бы порадовалась), и уничтожает свободного духом человека. Однако Франции остаётся всего каких-то сто пятьдесят лет, чтобы стать такой же ренессансной страной, как Италия. Так что Лё Гри можно назвать самого одной из первых жертв на пути к Возрождению во Франции.

Герои Дэймона и Драйвера перед поединком
Герои Дэймона и Драйвера перед поединком

Сюжет невероятно современный. Причём применительно не только к нам, ныне живущим, но и к любой эпохе. И второй фильм, «Бенедетта» Верхувена, переносит нас как раз в Италию начала XVII века, при этом выдавая ещё более современный сюжет, хотя и в совершенно ином одеянии – чисто средневековом. Диссонанс позднеренессансной эпохи и декораций ничуть не мешает великому провокатору продемонстрировать, что человек способен, даже развиваясь и двигаясь вперёд, оставаться во власти собственных предрассудков, подсознательно тормозя развитие в угоду комфорту. Девочка, отданная отцом в монастырь послушницей, с возрастом превращает свои детские галлюцинации религиозного толка (видения Девы Марии и проч.) в инструмент управления окружающими. Она тайком наносит себе ранения, выдавая их за чудесно открывшиеся стигматы, она периодически разговаривает низким, грудным, почти мужским голосом, дабы сымитировать вселение в неё духа, она бьётся в припадках, объясняя их визионерским контактом с Иисусом. И всё для того, чтобы выстроить для себя железобетонную базу влияния в монастыре, добиться отстранения настоятельницы и занять её место и вступить в сексуальную связь с простолюдинкой, к которой у неё возникла непреодолимая страсть, когда та попала в монастырь.

Средневековье и Ренессанс, или Дуэлянты и симулянты
"Бенедетта" ("Искушение"), Франция-Италия-Нидерланды, 2021, Pathé, режиссёр Пауль Верхувен, авторы сценария Дэвид Бёрк и Пауль Верхувен, композитор Энн Дадли

«Ну, опять бред про лесбиянок! Да ещё и монахинь!», скажете вы. Типа, сейчас про ЛГБТ каждый второй фильм снимают, даже супергерои-мужики от Марвел стали целоваться. Однако это сущая правда – лесбийская любовь процветала в средневековых европейских монастырях. Сложнее было найти монахинь, которые бы не имели между собой сексуальных контактов. Некоторые особо продвинутые аббатиссы сдавали своих послушниц в аренду и знатным светским господам, и епископам, и даже монахам. По этой причине в некоторых обителях существовали специальные ямы, в которые скидывали новорожденных детей послушниц, делая из них компост. Тем более, что история Бенедетты Карлини имела место быть и зафиксирована в протоколах церковных дознаний. Так что фильм Верхувена – никакой не бред, а очень даже правдивое повествование. Правда, с очаровательными фенечеками из современности вполне в духе голландской свободы нравов, типа статуэтки Девы Марии, используемой в качестве фаллоимитатора.

Дафна Патакия и Виржини Эфира с той самой статуэткой
Дафна Патакия и Виржини Эфира с той самой статуэткой

Мастерство Верхувена проявляется в подаче происходящего – мы до последней минуты не верим, что Бенедетта – симулянтка и аферистка, хотя режиссёр как провокатор постоянно подкидывает нам такие сомнения, тут же развенчивая их. И лишь в самом конце картины всё становится на свои места, давая окончательные ответы на все вопросы. Не последнюю роль здесь играет исполнение главной партии бельгийской актрисой Виржини Эфира, которую в последнее время стали снимать очень часто и много, причём не только за пределами родной Бельгии и соседней Франции, и которая традиционно считалась актрисой комедийной, теперь демонстрирующая отличный драматический талант. Верхувен – известный любитель крепких молодых и аккуратных сисек, которые в его последних фильмах задают тон действу (вспомним феноменальные физические данные Карис ван Хаутен в «Чёрной книге» и Гайте Янсен в «Одураченном»). Эфира уже за хорошо за тридцать, но грудь у неё в полном порядке, плюс совсем молодое и упругое тело её любовницы, которую играет Дафна Патакия. Не могу не отметить и великолепную игру мастеров – великой Шарлотты Рэмплинг в роли настоятельницы монастыря и бесподобного Ламбера Вильсона в роли папского нунция, персонаж которого современен больше всех остальных.

Шарлотта Рэмплинг в фильме
Шарлотта Рэмплинг в фильме "Бенедетта"

Нунций привозит с собой в монастырь и город, к нему прилегающий, чуму, тщательно скрывая бубоны на своём теле. В итоге толпа, раскрыв обман, разрывает его. Но в ковидное время, когда мутации и штаммы плодятся с невероятной скоростью, общество реагирует на новых больных точно так же, разве что не уничтожая их физически, но запирая в изоляцию от внешнего мира. А вспомните, что было полтора года назад, когда про ковид мало что знали? От заболевших им шарахались словно от чумных, и были готовы чуть ли не камнями их закидывать. Ничего не меняется в нашем мире…

Ламбер Вильсон и Виржини Эфира в фильме
Ламбер Вильсон и Виржини Эфира в фильме "Бенедетта"

Ренессансная по антуражу и времени действия картинка, которую рисует перед нами Верхувен, тонет в безнадёжной трясине средневековой ментальности и религиозного мракобесия, жирно перечёркивая все гуманистические устремления Возрождения, оставляя нам лишь буйство красок, которое пришло в Европу благодаря Джотто и его последователям и вытащило континент практически за волосы из медиевистского чёрно-белого мира, подарив ему перспективу (во всех смыслах). И совершенно неважно, достоверно ли кино в деталях или в целом исторически – главное, что оно достоверно с человеческой и культурной точек зрения. Потому что это кино!

Смотрите больше кино, хорошего и разного!

(c) petrus_paulus

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
3 сентября 1993 года согласно статье 5 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" был посмертно реабилитирован заслуженный артист РСФСР Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин. Самое удивительное, что никто его и не репрессировал. Если точнее, военный ...
Вариант AВариант BДругоеСмотреть ...
В 2014 году на одном из заседаний Совета Безопасности ООН по поводу Украины и Крыма Виталий Чуркин напомнил коллегам : " Вот сколько-то лет назад Соединённые Штаты ввели войска... так сказать захватили Гренаду. При этом президент Рейган заявил, что мы защищаем американских граждан, ...
Резьба по кости ...
Оркестр нацполиции установил рекорд Украины по исполнению гимна Евросоюза. PS Всё-таки Укроинушка - велика держава! ...