Средневековая архитектура Европы
— 15.05.2010Романский стиль
Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.
Франция
Авиньон, мост Сен Бенезе. Ок 1170/75 г.
Конк (Аверон), вид на деревню и церковь Сент Фуа
Перигё (Дордонь), вид на
церковь Сен Фрон, ок. 1120 г.
Перигё , церковь Сен
Фрон
Турню (Сона и Луара), церковь
аббатства Сен Филибер. После 1020 г.
Ангулем (Шаранта), собор Сен
Пьер. Начат ок. 1120 - 1130 гг.
Ангулем (Шаранта), собор Сен
Пьер.
Монмажур (Буш-дю-Рон),
часовня Сент Круа
Сент Круа в
Монмажуре
Сен Нектер (Пюи-де-Дом),
монастырская церковь. Начата ок. 1080 г.
Тулуза (Верхняя Гаронна), Сен
Сернен. 1080 г. - середина 12 в.
Термин «романский стиль» появился в
начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII
веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование
полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает
лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во
всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля —
архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские
комплексы).
Характеристика стиля
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного
силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно
вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно
прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с
узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и
замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка
становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные
постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов,
призм, цилиндров.
Испания и Португалия
Замок Лоарре (Уэска), XI - XIII в.
Замок Лоарре
Замок Лоарре.
Испания
Саламанка, Старый собор. До
середины XII в. - начало XIII в.
Испания
Сан-Пере-де-Родес
(Жерона)
Сан-Пере-де-Родес
Сан-Пере-де-Родес.
Испания
Коимбра (Португалия), собор.
Строительство начато ок. 1140 г., освящен в 1180 г.
Коимбра, собор.
Томар (Португалия), храмовая
церковь, конец XII в.
Томар, храмовая
церковь
Томар.
Португалия
Фромиста (Паленсия), Сан
Мартин. До 1066 - после 1100 гг.
Саагун (Леон), Сан Тирсо. XII
в. Башня реконструирована после 1949 г.
Самора, собор. 1151 - 1171
гг.
В основе плана — раннехристианская базилика, то есть, продольная организация пространства
Увеличение хора или восточной алтарной части храма
Увеличение высоты храма
Замена кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были 2 видов: коробовые и крестовые
Тяжелые своды потребовали мощные стены и колонны
Основной мотив интерьера — полуциркульные арки
Тяжесть романского собора «угнетает» пространство
Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.
Германия
Шпайер, собор Санкт Мария
ундСанкт Штефан. 1027 - 1061 гг.
Шпайер
Шпайер
Вормс, собор Санкт
Петер.
Зост, коллегиальная церковь
Санкт Патроклус. Ок. 1200 г.
Кёльн, Санкт Мария им
Капитоль. 1040 - 1049.
Кёльн, Санкт Панталеон. Конец
Х в.
Майнц, собор Санкт Мартин унд
Санкт Штефан. 1081 - 1137 гг.
Мария-Лах. Церковь
бенедиктинского монастыря. Закончена в 1156 и 1177 гг.
Падерборн, собор Санкт Мария, Санкт Либориус унд Санкт Килиан.Ок. 1220 г.
Лимбург-на Лане, собор. бывшая коллегиальная и приходская церковь Санкт Георг унд санкт Николас. 1215 - 1235 гг.