Среднеазиатские халаты как величайший культурный пласт: о необычной коллекции Александра Клячина
bafostri — 18.11.2019 — ШтукиЛондон. Обед у университетского товарища. Разговоры обо всём на свете и ни о чём. Вдруг предметом беседы становится Средняя Азия. И молодому Александру Клячину, известнейшему сегодня отельеру и инвестору, действительно есть что рассказать. Но неожиданно мать приятеля начинает рассказывать о своей коллекции: десятках тканей, собранных со всего Шёлкового пути. Александр интересуется, рассматривает каждый экземпляр. Всё это он уже видел на базарах Таджикистана и Узбекистана: ему неоднократно предлагали купить разные «тряпки»: совсем старые и истёртые и сохранившие местами зачатки «свежести». Отказывался, отмахивался.
В юности, будучи студентом географического факультета МГУ, молодой человек любил ездить по Советскому Союзу. Но юг его привлекал не только приветливым солнцем, колоритом и особой атмосферой: здесь идеально сохранялись «жигули» - в тёплом и сухом климате они разваливались гораздо медленнее, чем в северных широтах. Автомобили, пригнанные из Средней Азии, с удовольствием покупали в центральной полосе. Перегон и перепродажа давали неплохой доход. Кроме «копеек» Александра мало что интересовало: походить по торговым рядам и порассматривать всё, что там выставлено, было интересно, но не более того.
После вышеупомянутого разговора многое изменилось: молодой человек поехал на Восток снова. Зашёл в одну из лавок: тонны пыли и ковров, груди серебряных украшений. В самой глубине – халат. Красивый и необычный. Такой бы повесить на стену да любоваться всё свободное время, давая волю воображению и фантазии. Александр понял, что хочет увести этот халат с собой. Нашли хозяина. Тот, проницательная и утончённая натура, сразу понял, что вещь покупателю понравилась – взвинтил цену. Завязался разговор, торговец достал десятки других халатов. Первый затерялся в пестроте. «Затерялась» на него и цена. Вскоре о стоимости договорились. И вещь, наконец, обрела своего ценителя. Халат был привезён в Москву. Вскоре там же появились и другие экземпляры. Коллекция стала пополняться, её захотелось описать и продемонстрировать, как величайший культурный пласт, как то, что должен хотя бы раз в жизни увидеть каждый.