Сравнительный анализ произведений Пушкина и Высоцкого "Вещий Олег".
grigoriyz — 02.10.2024
Кто кончил жизнь трагически,
Тот истинный поэт.
В.С. Высоцкий "О фатальных датах и цифрах".
Вообще о Вещем Олеге писали не только Пушкин с Высоцким, но и
Лермонтов с Рылеевым. Но последние двое создали какие-то бравурные
занудности, которые никому не запомнились. Мы этого даже в школе не
проходили. Короче, серьёзно рассуждать можно только о первых двух
поэтах. Вот мне на днях и подумалось: А зачем Высоцкий взялся
за тему Вещего Олега , если Пушкин за 150 лет до этого уже всё
написал? Ну неужто у Высоцкого это была просто пародия? Как -то не
похоже на такого серьёзного человека. Он же не какой-нибудь там
Александр Иванов, "чтобы ногами разные кренделя выделывать". Короче
пришлось перечитать обоих.
Так в чём же основные отличия? Чем отличается Онегин от
Ленского (как нас заставляли писать сочинения в школе)? Или там "в
чём вина, а в чём беда" Пушкина?
Ну во - первых баллады написаны разным поэтическим размером
и поэма Пушкин более чем в 2 раза длиннее (хотя как учат нас
классики марксизма-ленинизма: длиннее, не значит лучше). То есть у
Высоцкого создана не просто какая-то там пародия, а всё же более
или менее самостоятельное произведение, основанное на чужом
творчестве. Причём если у Пушкина мелькают всякие старинные
выражения (ныне, обрек, чело, праща, незримый, грядущее, сеча,
внемлет, почил, тризна, секира, прах), то у Высоцкого всё
повествование перемешано комичным просторечием (шепелявить, разя
перегаром, похмелись, кусила)
Во-вторых, у Пушкина всё более чинно и торжественно. У
Высоцкого явный сарказм и абсурдность ситуации. Если у Пушкина
князь сам вопрошает у кудесника о будущем, то у Высоцкого тот
просто к нему навязывается со своим мнением, которого никто не
спрашивает.
В общем у Александра Сергеевича звучит прежде всего
сопоставление земной власти (в виде князя) и власти языческого бога
Перуна (в лице кудесника - любимца богов: "Покорный ПерУну старик
одному"). Князь вроде бы как всемогущ и грозен, но кудесник
имеет связь с высшими силами, против которых не попрёшь. И
Олег - таки по существу подчиняется и пытается перехитрить
судьбу. Однако дальше Пушкин нам объясняет, что "от себя
не убежать и остаётся только ждать и жить как жил" (как пел Юрий
Кукин). Дело в том, что в языческой вере (в отличие от
христианской) у тебя нет никакого выбора: всё уже предопределено
заранее.
У Высоцкого повествование проникнуто иронией, не возникает
никакого уважения ни к самодуру князю, ни к придурковатому пьянице
волхву (даже волхвам). Однако смысл у Высоцкого совершенно в
другом: прислушайся к тому, что тебе говорят умные люди и у
тебя появится шанс - "Олег бы послушал — ещё один щит Прибил бы к
вратам Цареграда." То есть по Высоцкому спастись можно, всё не
предопределено. Эту же мысль он высказывает в написанной тем же
самым днём "Песне о вещей Касандре": "Но троянцы не поверили
Касандре…Троя, может быть, стояла б и поныне!". И эта мысль уже
христианская: у тебя всегда есть возможность выбора.
Конечно же, поэма Пушкина первична, именно от неё
отталкивался Высоцкий, переводя всё как бы в другую плоскость.
Это как без Ньютона никакого бы Эйнштейна не было (то есть без
Исаака не было бы и Альберта). Пушкин же прочитал всю эту историю в
книге своего старшего приятеля Николая Михайловича Карамзина
(Кара-Мурзы). А тот в свою очередь нашёл легенду в "Повести
временных лет" (ПВЛ) Нестера черноризца Федосьева манастыря
Печерского. А Нестер был, я вам скажу, большим выдумщиком.
Интересны ещё два момента. Заглавие "Вещий Олег"
звучит издевательски, почти как название сказки "Умная
Эльза". Какой же он к чёрту Вещий , если не смог
самостоятельно предсказать свою собственную судьбу?! То есть и
у Пушкина проскальзывает скрытая ирония. А ещё у Пушкина всё
заканчивается не просто смертью Олега, но есть и ссылка на
последующее княжение: "Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
/Дружина пирует у брега;". Что -то типа "Король умер, да
здравствует король!". Жизнь продолжается и История идёт дальше,
просто князь Олег стоит у самого её истока. Так сказать является её
отправной точкой.