Сравнение советского биплана И-16 с немецким He.51.

Для начала сравним советский биплан И-15 с немецким бипланом He.51. Эти самолеты воевали друг с другом в Испании и были прямыми соперниками на поле боя.
И-15

И-15 - советский одномоторный истребитель-полутораплан, созданный в 1933 году в Конструкторской бригаде №2 ЦКБ-39 под руководством советского авиаконструктора Николая Поликарпова. Впервые поднялся в воздух осенью 1933 года. Серийно выпускался с 1934 года. Состоял на вооружении летных частей Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной Армии с 1935 года. С 1934 года по 1939 год всего выпущено: 384 машины в СССР + 230 машин в Испании. Применялся в войнах и вооруженных конфликтах в Азии и Европе.
He.51

Впервые фирма «Хейнкель» проявила интерес к одноместному истребителю ещё в конце 1920-х годов с созданием одностоечного биплана смешанной конструкции HD-37, который заложил линию бипланов, приведших к созданию He 51. Работы по улучшению характеристик самолёта He 49 вынудили построить ещё два опытных экземпляра — He 49b (первый полёт в феврале 1933 г.) и He 49c с колёсным шасси и двигателем BMW-6.0ZU с этиленгликолевым охлаждением (первый полёт в конце весны 1933 г.) и в конце концов привели к созданию He 51. Размеры и конструкция самолёта остались почти без изменений, но в деталях He 51 заметно отличался от предшественников. Элероны на верхнем крыле изменили и установили триммеры. Вертикальное оперение перепроектировали полностью. Полуубираемый радиатор сменили на туннельный. Стойки шасси стали отдельными V-образными с масляно-пружинной амортизацией, их и колёса закрыли обтекателями, хвостовое колесо заменили костылём.
Технический департамент заинтересовался He 51, так как он при том же двигателе, что и у истребителя Ar 65e, действительно обещал характеристики на мировом уровне. В результате «Хейнкель» получила заказ на завершение разработки и на начало производства. Ещё до конца 1933 года в Варнемюнде началась работа над девятью He 51A-0 для проведения испытаний.
В июле 1934 года первые самолёты прибыли для испытаний и последующего использования в демонстрационную эскадрилью средней Германии в Деберице. Освоение проходило непросто. Пилоты, летавшие до того на послушном, прощавшем ошибки и более легком Ar 65e, критиковали более быстрый и менее маневренный истребитель Хейнкеля.
Таким образом мы можем заметить что самолеты были созданы и поступили на вооружение одновременно. Самолет Поликарпова был технически более совершенен, так как был построен по схеме полутороплана и в целом превосходил своего противника.
Технические характеристики И-15, He.51
Мощность двигателя И-15 - 635 л.с., He.51 - 750 л.с.
Масса И-15 - 1376 кг, He.51 - 1900 кг.
Удельная мощность И-15 - 0,46 л.с./т, He.51 - 0,39.
Советский самолет имея меньшую мощность двигателя имел также и намного меньшую массу, что в итоге давало большую на 17% удельную мощность двигателя, что в свою очередь давало самолету лучшие разгонные характеристики, мощность при выполнении фигур пилотажа.
Скорость самолета на высоте И-15 - 350 км/час, He.51 - 310км/час.
Мощный двигатель и лучшая аэродинамика давало преимущество советскому самолету.
Время подъема на высоту И-15 - 6,1 мин 5000 метров, 7,8 мин 4000 метров.
Советский самолет намного более скороподъемный, что дает существенное преимущество в бою.
Время виража И-15 - 8 сек. He.51 - 15 сек.
Немецкий самолет уступал советскому.
Таким образом можно сделать вывод, что немецкие конструкторы, несмотря на то что намного раньше начали делать свой самолет, так и не смогли сделать конкурентный советскому биплан. Немецкая конструкторская мысль уступала таланту советских конструкторов во главе с Поликарповым.
По результатам боев в Испании He.51 был переделан в штурмовики.
Дебют He 51 был успешным: в первом же боевом вылете 18 августа было сбито несколько республиканских самолётов. В сентябре испанские националисты имели уже две полные эскадрильи He 51. В ноябре в бой пошли истребители из легиона «Кондор», подготовленные в Севилье к 6-му числу. Всего легиону «Кондор» и испанским националистам было поставлено 135 экземпляров He 51. В октябре в Испанию поступили первые истребители Поликарпова И-15, поставленные СССР республиканцам. Их первый вылет состоялся 4 ноября. К ужасу пилотов легиона «Кондор», считавших, что их He 51B не уступает зарубежным истребителям, превосходство самолёта Поликарпова в скорости, маневренности и скороподъёмности было очевидным. Превосходство И-15 возымело сильное действие на командование люфтваффе. Было решено немедленно направить в Испанию опытные Bf.109 и готовить серийное производство этого самолёта. Постепенно истребительная нагрузка на He 51 снизилась. Их стали использовать в качестве штурмовиков, прикрепив шесть бомбодержателей.
Несколько франкистских истребителей Не-51 было захвачено республиканцами, и один из них доставлен морем в СССР. Испытания проходили в НИИ ВВС. Как отмечали советские летчики-испытатели, Не-51 в 1937 году был уже устаревшей машиной и уступал по большинству характеристик советским истребителям. Вместе с этим, отмечался ряд достоинств самолета. Он имел прекрасные взлетно-посадочные характеристики, устойчивость в полете и способность быстро набирать скорость в пикировании. Механики по достоинству оценили отличные эксплуатационные характеристики машины, двигатель которой раскапотировался всего за три минуты, и высокую прочность конструкции. Особо отмечалось наличие на самолете приемо-передающей радиостанции.
Эта тема создана для того чтобы объяснить вам реальное положение вещей в советской авиации. В следующей теме будет рассмотрен И-16, если dms одобрит.
|
</> |