Сражение у Йеллоу Форда.

топ 100 блогов george_rooke16.02.2022 После смерти Бурга в Ирландии наблюдался паралич власти. Ирландский совет назначил сэра Томаса Норриса лордом-судьей, причем вопреки его воле, и назначил на место погибшего Джона – лордом-президентом Манстера. Однако Норрис отказался туда ехать, и отправил на свое место капитана Торнтона с диктаторскими полномочиями, пожертвовав ему на это дело часть своего жалования.
Ормонда назначили генерал-лейтенантом и командующим всеми вооруженными силами англичан на Острове, тем более, что Ормонд и О’Нилл были в свое время дружны, Елизавета надеялась, что новый раунд переговоров с Тироном пройдет более успешно.
Елизавета писала Батлеру: «Теперь вы представляете нас, когда имеете дело с местными дикарями и мятежниками, к подчинению и умиротворению коих мы стремимся. Они должны умолять нас в такой благочестивой форме, с преклоненными коленями и смиренными сердцами, какую следует использовать нашим вассалам и обидчикам. Переговоры с ними, как с равными, как с властителями, такими же по чести и достоинству, следует прекратить. Не мир или война, а открытый бунт и подавление его сюзереном, или наше милосердие».
Переговоры эти таки были проведены, на них Тирон потребовал «свободы совести для всех жителей Ирландии», но судя по всему этим требованием он хотел прежде всего произвести впечатление на заграницу, которая «нам поможет». Тем не менее, он пообещал Ормонду не вести переписку с Испанией или какой либо другой нацией, а даже поставил в Блэкуотер сорок голов скота, при этом, что характерно, 10 коров были отвергнуты капитаном Уильямсом, который сказал, «что это самая постная говядина, которую он видел». Скорее всего Уильямса не устраивало перемирие с О’Ниллом, ибо, как позже писал Ормонд, «даже самая постная говядина гораздо лучше, чем конина или полное отсутствие мяса».
Батлер попросил у Тирона в заложники старшего сына, тот отказался, объяснив, что «он просвещенный государь, а практика аманатства хороша для дикарей». Английского шерифа О’Нилл принял, и даже выплатил Ормонду штраф – 500 коров.
Меж тем в Манстере так же было неспокойно. Там подняли голову МакШихи, бывшие три капитана галлогласов Десмонда. Они разграбили и убили 80 английских семей переселенцев. В конце концов всех троих поймали, первому «сломали руки и ноги, и повесили на северных воротах Корка», второй был убит ирландцем, которого он, по словам Томаса Норриса, «по привычке ограбил», ну а третий пал от руки англичанина в Килколмане.
Пока Ормонд пытался заключить мир с Тироном, в Лондоне сэр Фрэнсис Бэкон, основательно испортивший отношения с Елизаветой, будучи членом Парламента, решил их поправить, зайдя через Эссекса. Поскольку Эссекс бредил Ирландией, Бэкон стал последовательно утверждать фаворита в том, что лучшей кандидатурой Лорда-Заместителя является именно он, Роберт Деверо, граф Эссекс. Бэкон писал в лучших традициях Маккиавелли: «Если Ваша Светлость» сомневается в том, чтобы пустить свой серп в чужую жатву, то вот вам несколько аргументов: во-первых, время настало; во-вторых, тут явно все замешано на военное дело, то есть лучше всего подходит для вас; и, наконец, в третьих, я знаю, что Ваша Светлость будет вести дело со всей скромностью и почтением».
Меж тем королева мучительно размышляла, кому доверить власть в Ирландии. Она последовательно обратилась к Рейли, Расселу, Ричарду Бингхэму, Роберту Сиднею и Кристоферу Блаунту, но все они отказались, открестившись от Изумрудного острова как черт от ладана. К тому же, к этому моменту перемирие закончилось, и в июне 1598 года форт Блэкуотер был осажден войсками Тирона. Уильямс имел всего 100 человек, но он был таким солдатом, которого не могли устрашить ни численность неприятеля, ни угрозы, ни даже отсутствие поддержки. Капитан поклялся, что скорее взлетит на воздух со всеми своими людьми, нежели сдастся, и англичане держались. С провизией было плохо, с конины перешли сначала на ремни, потом на подошвы сапог, но держались. Уильямс послал Ормонду известие, что продержится до августа, таким образом, у англичан появился месяц, дабы деблокировать форт, и прислать туда помощь и продовольствие.
Около 1000 прибывших из Нидерландов солдат были отданы под начало Генри Бэгенала, к ним добавили такое же количество рекрутов, таким образом, общее количество сил на границе с Ольстером у англичан составляло 7000 человек, но более трети от этого числа – ненадежные союзные ирландцы.
Тирон имел примерно такое же количество солдат, но сумел до начала выхода англичан создать множество препятствий движению. Между Армой и Блэкуотером были вырыты замаскированные волчьи ямы, поперек дорог повалены деревья, на бродах – снесены вешки, и т.п.
И все-таки англичане решили двинуться к Уильямсу. Поскольку Ормонду уже было 66 лет, он предпочитал служить поближе к дому. Поэтому всю ответственность и командование он передал Генри Бэгинелу, напомним, что именно его королева сделала главным за безопасность Ленстера.
В результате 4000 пехотинцев и 320 кавалеристов при 4 орудиях выступили из Дандлока маршем на Блэкуотер. До Армы дошли без боя, а вот дальше стали подвергаться обстрелам с флангов. К утру 14 августа 1598 года Бегинел достиг речушки Каллан, которую решил форсировать по броду у Йеллоу Форда. В этот момент правый фланг Бэгинела атаковали войска О’Доннела, левый – О’Нилла, а из можжевельника открыли плотный огонь снайпера-кэливеры. Авангард англичан все-таки пересек реку, рванул вперед, но попал в болото. В этот момент пулю в голову получил Бэгинел. В центре возникла заминка, поскольку стрелки О’Доннела перебили всех волов, и пушки теперь нечем было тащить. Шальная пуля попала в бочку с порохом на телеге, бочка взорвалась, и это внесло дополнительную сумятицу вокруг. Несколько рот арьергарда ринулись было на помощь центру, но разделили судьбу своих товарищей – были частью перестреляны, либо сдались.
Лишь часть арьергарда смогла спастись, отбиваясь от ирландцев, и отступая к Арме. Потери были дестокими – не меньше 2000 человек, из них только 1500 – убитыми. Погибл Бэгинел, 24 офицера, ирландцам оставили все орудия и знамена. Провизия, предназначенная для Блэкуотера, досталась ирландцам. Часть английских солдат дезертировала прямо на поле боя благодаря уловке Тирона – тот появился во время обстрела центра на белом коне и по-английски закричал, что тем, кто перейдет к нему на службу, он вот прям сейчас, не сходя с места, платит 20 шиллингов. Достал мешок с серебром и просто высыпал его на траву. Около 300 ирландцев и 20 англичан дезертировали сразу же.
16 августа о поражении у Йеллоу Форда узнали в Дублине, в городе началась паника. Чего только стоит такой факт – лорды-судьи написали письмо О’Ниллу, умоляя его «не преследовать и хладнокровно не уничтожать побежденные войска». Они писали: «ваш давний противник, Бэгинел, теперь погиб, и мы надеемся, что вы прекратите всякую месть остальным». Это послание лишь по случайности не дошло до Тирона. В Дублин как раз вернулся Ормонд, и увидел гонца, седлающего коня. Он попросил письмо, прочитал, морща брови, и… отдал гонцу, но с приказом, отвезти его не Тирону, а королеве Елизавете. У Елизаветы, прочитавшей сие послание, был настоящий припадок ярости.
Что же касается О’Нилла, он устроил «золотой мост» Уильямсу, разрешив ему покинуть Блэкуотер с оружием, но без знамен. Многие хронисты, в частности «Анналы Четырех Мастеров», обвиняют Тирона в том, что тот сразу после победы не двинулся на Дублин. Однако проблема была в экономике. Содержание готовой и полностью снабженной армии в 5000 человек стоило О’Ниллу 500 фунтов в день. Для осады и взятия Дублина нужно было как минимум 10-15 тысяч человек, или 1500 фунтов в день. Осада продлится как минимум месяц, а это уже 45000 фунтов, которые где-то надо найти. Или войска начнут разбегаться, и осада закончится так же, как заканчивались все предыдущие осады ирландцами.

Сражение у Йеллоу Форда.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Изо дня в день, - чем дальше, тем больше, и все более настойчиво, - от меня требуют обозначить мою позицию по происходящему в России. Да я и сам понимаю, что не отвертеться. Однако и повторять многажды сказанное резона не вижу. Посему, прежде ...
...
Чтобы попасть на заседание суда нужно было преодолеть три поста охраны: около забора (где собрались наиболее агрессивные "православные", которых не пускали), у дверей в здание, где к моему приходу уже стояла очередь из художников и журналистов и ...
Тут, аккурат на 29 июня, напали на нас китайцы. Вошли двумя армиями – в районе Краснокаменска и Хабаровска, и стали двигаться вглубь российской территории, нигде не встречая сопротивления. Первая армия направилась на северо-запад, к Чите, а ...
Я давно уже не воспринимаю Пелевина как литературу, это такой «веющий дух» (вроде Шекспира, который тоже не литератор), «пелевинская реальность». Но лучший русский автор 1990-х, по итогу... ...Леонид Влодавец. И его серия «Черный ящик», особенно ...