Справедливость и традиция – будущая идеология России

топ 100 блогов russkiy_malchik28.12.2021
Справедливость и традиция – будущая идеология России

Социальные тенденции в России в последнее время позволяют говорить о наметившемся движении общества к социал-традиционализму. Этот вектор предполагает стремление к такой модели развития, в которой сочетаются два приоритета: государство с широкими социальными гарантиями и традиционные ценности в политике, культуре, идеологии. Данная модель не является кабинетной и доктринерской. Она отражает специфический характер русской ментальности, которая сочетает в себе береженое отношение к наследию и запрос на социальную и нравственную справедливость.

Для человека религиозного эти два ориентира в равной мере благодатны в христианском смысле слова. Русскому сознанию чужд юридизм. Законы необходимы для управления обществом, их следует уважать. Но в той части нашей повседневности, которая не регламентируется строкой закона, мы живем по благодати, а если переводить это на светский язык – по справедливости, или, как говорят в народе, «по совести».

Высший закон для России – это и есть нравственность и справедливость. Сегодня отечественные юристы все чаще приходят к тому, что для нашей страны нравственный закон первичен и только он может и должен служить источником формального гражданского права. Такова наша традиция.

Когда мы говорим о традиции, мы имеем в виду не только русские культурно-исторические особенности, но и традицию как метод отношения к миру, как метод построения мировоззрения, как «общую эпистемологию», если изъясняться языком профессиональных философов. Традицию невозможно законсервировать, потому что она не статична, а динамична. Это способ передачи и наследования опыта поколений, исторического, политического, религиозного, научного, национального. Именно таким образом рождаются наша история, наши победы, наша научная традиция, наша литература – за всем этим стоят общие принципы ретрансляции культурных содержаний.

В традиции нет прошлого, нет «вчера», «сегодня» и «завтра» – все это части одного целого. Психологически такой взгляд на мир соответствует христианскому религиозному взгляду, поскольку в христианстве нет места смерти.

Важнейшим хранителем традиции является Церковь – единое пространство, единый вселенский Дом как для живых, так и для ушедших. И наши предшественники, и наши дети, и те, кто еще не появился на свет, – все они с церковной точки зрения пребывают вместе с нами, составляя одну большую семью.

В Церкви нет хронометрического времени, все события сконцентрированы в одной точке, во Христе. Молясь, мы читаем «Отче наш» и понимаем, что Александр Невский произносил те же самые слова 800 лет назад и что наши правнуки будут произносить их снова. Это не столько вневременность, сколько все-временность – очень важная сторона русского религиозного сознания.

Особую роль в передаче коллективного опыта играет так называемый договор поколений. Яркий пример этого явления – «Бессмертный полк». В этом полку живые идут рядом с павшими в боях, и таким образом происходит единение народа, поколений. В этот момент в народе, как и в Церкви, нет богатых и бедных, нет живых и умерших, все пребывают вместе, все равны друг другу. Это и есть «разговор» поколений. Вот почему мы имеем все основания употреблять словосочетание «Бессмертный полк» без кавычек. Бессмертный полк, подобно церковному крестному ходу, – это, в сущности, религиозная практика, хотя здесь речь идет преимущественно о гражданской религии.

После неразберихи 1990-х годов мы постепенно вернулись к осознанию неизбежности и необходимости прояснения собственной идеологии. Сегодня мы наблюдаем двуединый процесс: с одной стороны, в риторике президента России, начиная со знаменитой Мюнхенской речи и заканчивая Валдайской речью 2021 года, постоянно звучат идеи традиционалистского характера. С другой стороны, Россия делает «левый поворот», то есть поворот в сторону социально ориентированной политики и экономики. С начала пандемии в стране было принято немало социальных решений, соответствующих идейным установкам социального политического спектра.

При этом между социально ориентированной (соответствующей интересам социального большинства) и традиционалистской позицией нет подлинных противоречий, есть лишь надуманные и случайные стилистические расхождения, которые вполне преодолимы. На глубинном уровне оба указанные вектора органично развиваются и поддерживают друг друга. Это закономерно, так как идея справедливости глубоко традиционна и характерна для православной культуры. Ведь по большому счету традиция – это Христос, а Евангелие – это книга о справедливости.

Понимая все это и продолжая следовать в выбранном направлении, мы придем к модели социал-традиционалистского общества. 


Автор: политический философ Александр Владимирович Щипков

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Трамп не хочет говорить о своих планах, информация просачивается из окружения. И вот что стало известно. Передача власти будет мирной, об этом сказал глава Национального экономического совета Белого дома Лоуренс Кадлоу. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10194291 Дональд ...
Как реально дочь офицера,  именно от отца знаю, что такое" вводная". Это команда от  вышестоящего, которая прерывает, но не отменяет текущее задание.  То есть потом вас спросят за оба или больше задания.  И вот давайте подумаем, как  вы сами относитесь к таким ...
Может кто и читал уже, но не могла не поделиться) Спасибо small_troll_2 Дело происходит обычно летом. На ней макси-юбка и какая-нибудь кофта, на голове часто косынка. Лицо точёное, неглупое. Или бледное, или, наоборот, яблочный румянец. Глаза проницательные. Обувь без каблуков, ...
Ваша задача припарковать школьный автобус. Но это не так-то просто...Игра School Bus ...
Сколько себя помню всегда меня и окружающих меня людей призывали к борьбе. В детском саду явно была борьба, но по малости лет я не запомнил демонстраций за бессопливость, доедание каши из тарелок, не писание в постели. Сами позорные факты ...