Спиноза: куда у него запрятана свобода противления

Мне кажется, я ухватил решение этой загадки: оно в отождествлении воли и разума. («Воля и разум — это одно и то же» — Этика. II. Теорема 49). Человек, по Спинозе, не может выбирать, но он может ошибаться. Нельзя, конечно сказать, что он свободен ошибаться, поскольку у ложности его идей есть свои причины. Но...
Но проблема уплывает внутрь Бога, в котором всё. Он ведь, по Спинозе, тоже определен своей сутью. И получается, что в этой божественной сути заключено всё — как истинное, так и ложное... Сатана (Противник) как неотъемлемая часть Бога.
И только потому и возможна история, движущееся, совершающееся. И борьба, полемос. Иначе был бы сплошной «парменид».
|
</> |