Спич о предпринимателях

Предприниматели бывают разные. От Понцы, Мавроди и Полсона (с его аферой с ABACUS 2007-AC1) до Генри Форда, Говарда Хьюза, Сочиро Хонды, Фердинанда Порше и Акио Мориты (Sony), от четы «батуриных» делающей бизнес на «освоении» денег московского бюджета, до Зимина создавшего «Вымпелком» чуть ли не на энтузиазме.
Известно, что далеко не каждый приспособлен к бизнесу. И в Европе, и в США, доля людей, способных к самостоятельному бизнесу, не превышает 6–7%. Какими качествами надо обладать что бы стать предпринимателям? Наверно главное качество это способность принимать на себя риски ради получения прибыли большей (хотя далеко не всегда), чем доход от работы «на дядю». Назовем это свойство человека «авантюристичностью» в хорошем смысле этого слова (на самом деле все гораздо сложнее, в свое время авантюрами были Microsoft и Apple, а Leman Brothers наоборот был надежным бизнесом с более чем 150 летней историей), но для простоты используем именно этот термин.
Итак примем, что к предпринимательству способны люди с высоким значением «авантюристичностью», причем в самых высоких значениях эта «авантюристичность» приводит к появлению безответственных (хотя безусловно талантливых) предпринимателей вроде Понцы или Мавроди. Желание стать предпринимателем возникает у человека тогда, когда его личное значением «авантюристичности» превышает некий порог, существующий в обществе. Уровень этого порога определяет соотношение условных «понцы и мавроди» и «генри фордов». Чем порог «авантюристичности» ниже, тем больше в бизнес вовлекается людей с меньшим уровнем терпимости к риску и улучшается качество предпринимателей в обществе. Предприниматели были всегда, даже во времена советского, брежневского социализма так называемые «цеховики», живущие на тот момент криминальным бизнесом. Тогда порог был очень высоким и только самые «авантюристичные» люди решались заниматься своим бизнесом.
Сейчас в России этот порог снизился, но все равно остается на очень высоком уровне, препятствующем попаданию в бизнес людей с более низким уровнем «авантюристичности». Наши олигархи от «дерипасок» с «абрамовичами» и «вексельбергами» до «прохоровых» с «потаниными» не создавали своих бизнесов на основе новых предпринимательских или технических идей, они просто являются мастерами приватизации собственности у государства или сравнительно честного «отъема» собственности у миноритариев и бывших партнеров по бизнесу. Эти люди не способны самостоятельно создавать бизнесы, а способны только скупать (или сравнительно честно отнимать) бизнесы у других, зачастую пользуясь связями и административным ресурсом. По этому назначение олигарха Вексельберга руководителем «инновационной зоны» в Сколково, с моей точки зрения является самым сильным антипиаром инноваций. По большому счету, как сейчас любят говорить, это скрытый «мессадж» участникам Сколковского проекта: «каких бы ты успехов не достиг в инновационном бизнесе олигархи все равно отнимут у тебя последние и выставят нищим».
Порог «авантюристичности» определяется как отношение общества к предпринимателям (сложно в обществе, которое считает любого предпринимателя мошенником рассчитывать на появление в их числе большого количества честных и порядочных людей), так и работой институтов защищающих собственность и правопорядок. Если в государстве, как у нас сейчас в России, процветает коррупция, рейдерство с участием чиновников и сотрудников правохранительных органов, где к естественным рискам предпринимательства добавляются риски незаконного «отъема» собственности и затраты на коррупцию мешающую нормальной работе бизнеса, сложно рассчитывать, что порог «авантюристичности» для открытия своего дела будет низок, и что в бизнес пойдет больше «генри фордов», чем «понцы и мавроди».
Проблема привлечения новых людей к предпринимательству, особенно к такому высоко рискованному, как инновационное решается не созданием «зон» с льготным налогообложением, а общим снижение порога «авантюристичности» для начала предпринимательской деятельности в стране. России нужно новое, не выросшее на приватизации и перераспределении чужой собственности поколение предпринимателей. Без них все модернизации обречен!
|
</> |