Спасайте мир сами
bettybarklay — 04.10.2022С первого прочтения не понимала, что хотят сказать, когда цитируют Достоевского: «Красота спасет мир». А потом поняла — ничего сказать не хотят, ибо фраза эта не имеет к решению мировых проблем хоть сколько-нибудь разумного отношения.
Достоевский в своих книгах написал великое множество фраз, но утверждать, что все эти фразы являются личными убеждениями Достоевского, может только тот, кто Достоевского не читал. Жизненные убеждения Достоевского менялись, и заблуждения юности сменились консерватизмом зрелости, но Фёдор Достоевский никогда не утверждал, что «красота спасет мир».
Кто-то когда-то выдумал приписать Федору Михайловичу фразу, произнесенную в романе «Идиот» практически фоновым персонажем Ипполитом Терентьевым, который вопрошал князя Мышкина: «Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет «красота»? У Достоевского князь на этот вопрос не отвечал.
Как видно из цитаты, вопрос Ипполита стал основанием для создания догмы о красоте, причем слова в вымышленной фразе были переставлены: «...мир спасет красота» превратилось в «красота спасет мир».
Кто и когда из этого эпизода и рассуждений Достоевского в других романах и публицистике вывел догму и приписал ее Достоевскому, сейчас уже и не найти. Возможно, это начал Бердяев, за ним «испорченным телефоном» пересказали литературоведы-специалисты по Достоевскому, а потом пошла писать журналистская братия на все лады и повсюду.
Теперь любой коммивояжер, продающий подгузники, для пущей убедительности и роста продаж своего «красивого» товара сошлётся на Достоевского.
К счастью кроме приписываемой ему фразы писатель не раз высказался про красоту. Например, он писал в 1861 году:
«...В человечестве всегдашняя потребность красоты и высшего идеала ее, значит, есть и потребность здоровья, нормы, а следовательно, тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа».
Потребность красоты и высшего идеала ее Достоевский отождествлял с потребностью здоровья и нормы как гарантию высшего развития. Развития, а не спасения. Следует пояснить, что в данном случае писатель, скорее всего, под нормой подразумевает нормальность.
Дополнением к догме о красоте является другая фраза, уже из «Бесов»: «Некрасивость убьёт». Эта фраза гораздо реже повторяется, возможно, потому что неполиткорректна в современном смысле. Феминистки ополчатся, застонет от обиды все некрасивое, всяческий бодипозитив...
«Некрасивость убьёт» — фраза вырванная из контекста, только чтобы усилить, «доказать» выдуманную за Достоевского догму, что «красота спасет».
А контекст, в котором произносится эта фраза у Достоевского в «Бесах», сложный. Ставрогин отдал свою «исповедь» отцу Тихону. В ней Ставрогин рассказывает об ужасном и грязном преступлении в отношении ребёнка. намерение Ставрогина было опубликовать рассказ, но Тихон, прочитав «исповедь», усомнился, что Ставрогин вынесет публичное покаяние, и прошептал: «Некрасивость убьет». А потом продолжил:
«Преступления. Есть преступления поистине некрасивые. В преступлениях, каковы бы они ни были, чем более крови, чем более ужаса, тем они внушительнее, так сказать, картиннее; но есть преступления стыдные, позорные, мимо всякого ужаса, так сказать, даже слишком уж не изящные…»
Итак, мы видим, что у Достоевского слово «некрасивость» не является противоположным по смыслу красоте. «Некрасивость» — это антоним «красивости» и «изяществу». Красота — это некая естественная для здорового мира «нормальность». А «красивость» — нечто искусственно украшенное.
Поэтому выдуманная формула про некрасивость не является дополнением к выдуманной догме про красоту.
Федор Михайлович Достоевский не считал, что спасение мира — дело лёгкое и отстраненное от тяжкого нравственного человеческого труда. Если бы ему можно было задать вопрос сейчас, что может спасти мир от катастрофы, уверена, он бы ответил: «Вера, Надежда, Любовь, Труд, Отечество, Единство».
Но спросить его, увы, нельзя.
|
</> |