Сознание бессознания

"Субъект и объект рождаются и умирают вместе, а трансцендентальное сознание субъекта невозможно". (Б. Поплавский. "Аполлон Безобразов")
Узкое это место, конечно, но можно попытаться протиснуться. Выражено достаточно убедительно – с точки зрения западного сознания. Но с предельной точки зрения есть возражения.
Действительно, каким образом транцендирующий субъект может трансцендировать себя, оставаясь самосознающим? Возможно ли сознание при преодолении самосознания?
Трансцендентальное сознание субъекта внутри самого субъекта возможно, видимо, в том случае, если оно перестает сознавать себя как объект и в то же время не выходит за границы субъекта. По описанию древних мастеров высшей джханы (медитативного погружения) это происходит на последнй стадии концентрации, при прекращении ощущения и восприятия. Но сознание бессознания (а не себя-субъекта) в этом состоянии присутствует. В бессознании сознание субъекта абсолютно и свободно от всех форм самосознания, ограничивающего себя, и в то же время оно знает. Ощущения и восприятия, направленные вне или внутрь себя, и составляют содержание умопостигаемого "объекта", без которых трансцендентальная медитация только и имеет место. Однако, никакого "себя" медитирующий не знает. Но он жив.
Будда оставил двух своих великих учителей потому, что их учение не удовлетворяло его. Эти учителя обучили его мастерству в седьмой и восьмой джхане – медитации на основании Ничто и медитации на Ни-восприятии-ни-невосприятии. Седьмой и восьмой уровень – это был медитативный предел учителей. Бодхисатту это не удовлетворило, и он продолжил свои поиски самостоятельно. Думаю, именно потому, что и на этих уровнях концентрации сознание себя как "субъекта-объекта" еще сохранялось, значит, сохранялось заблуждение, следовательно, и страдание. Искатель оставил учителей, чтобы преодолеть субъектность, "трансцендировать себя из себя". Он самостоятельно достиг прекращения (ниродхи) ощущения и восприятия как "объекта субъекта" – преодоления собственного сознания, отягощенного грузом сансарического бывания. А он знал в подробностях миллионы своих прошлых жизней.
Древняя буддийская экзегетическая литература зафиксировала такой удивительный случай. Однажды буддийский монах сидел в лесу и медитировал. Он вошел в состояние нироддха-самапатти и пребывал в нем уже несколько дней. Проходящие по лесу жители близлежащей деревни увидели мертвого (так они думали) монаха, собрали вокруг него костер и подожгли непогребенный труп, это считалось богоугодным делом. Каково же было удивление деревенских жителей, когда они увидели на следующий день этого мертвого монаха, собирающего подаяние в деревне. Даже его одеяние не было тронуто огнем.
Потому что нельзя "умереть", не имея "я" и того, что принадлежит "я" – одежды, "врага", "жены", "родины".
|
</> |