Созидание и разрушение

Недавно Спейсы запустили первые два спутника связи, которые должны положить начало их собственному амбициозному проекту доступного скоростного и общепланетарного Интернета. Чтобы и негр преклонных годов, а равно и юный амазонский индеец, мог не ждать, когда в их джунгли проведут оптоволокно, а просто купить приёмоперадающее устройство за вполне реалистичные даже для этой публики деньги и пользоваться.
Честно, не знаю, каковы чисто коммерческие перспективы этой затеи. Но пока что все дела, за которые брался Маск, не сталкивались с дефицитом спроса. Скорее, в некоторых случаях проблемой для него бывает удовлетворение спроса в тех размерах, в каких он есть. Что для многих капиталистов (а не только для продавщиц советских сельпо) было бы очень заманчиво — иметь такую позицию, что «вас много, а я одна».
Поэтому если Маск говорит, что десятки миллионов условных «негров в джунглях» возжелают высокоскоростного Интернета и готовы будут его оплачивать тем или иным образом — я лично верю. Пока что Маск не ошибался в оценке спроса на плоды своих проектов.
Правда, проект действительно амбициозный и даже грандиозный, он подразумевает создание группировки из тысяч спутников, что существенно больше, чем было запущено до сих пор вообще, всеми странами и для всех целей. Возможно, Маск предполагает, что собственно спейсовские спутники составят лишь костяк этой группировки, к которой будут присоединяться другие операторы связи, создавая единое коммуникативное околоземное пространство.
Там возможны разные формы сотрудничества — ведь это только в параноидальных левацких кошмарах акулы бизнеса непременно мечтают поглотить всех конкурентов и всё подмять под себя. В реале — иногда бывает гораздо удобнее поделиться с конкурентами франшизой и предоставить им свою базовую инфраструктуру, а не пытаться «отжать» у них конечного пользователя и самому лезть в их сравнительно мелкие дела. Особенно, когда их вовлечённость в общий проект — всяко укрепляет его. Ну это как крупная энергетическая компания запросто может предпочесть «отгружать» электричество десяткам мелких локальных компаний, даже не пытаясь их скупить, но довольствуясь тем фактом, что обслуживание конечных пользователей проводят они, и этого достаточно, чтобы росли обороты в твоих линиях и чтобы тебе по-любому приходило больше денег.
С этой спутниковой сетью может быть всё то же самое, с той разницей, что речь идёт не об электричестве, а об информации. Хотя, если вдуматься, речь весьма легко может зайти и об электричестве.
Насколько понимают, приоритетным способом обмена между этими спутниками — подразумевается лазерная передача данных. Что в космосе, на довольно высоких геопереходных орбитах (тысячи километров) — весьма практично. Там уже нет, считай, вообще никакого воздуха, где бы рассеивался лазерный луч, он сохраняет силу и «чёткость» на бесконечно долгом расстоянии, бьёт очень точно, не наводя помехи на «соседние» лучи, приходящие на тот же приёмник, легко и быстро моделируется — и это позволяет создавать очень высокую плотность информационного потока.
Но лазер — даёт и наилучшие возможности для беспроводной передачи энергии в открытом космосе. В действительности, даже лучше, чем могла бы быть любая проводная на таких же расстояниях.
И вот я писал, что одним из наиболее ранних практических направлений освоения космоса, помимо вывешивания спутников связи и наблюдения (что уже идёт полным ходом), может стать орбитальная энергетика.
Там, на орбите, ставятся солнечные батарейки (в космосе они немножко эффективней, чем на Земле), полученное с них липиздричество собирается и направляется на наземную антенну коротковолновым пучком. Который её индуцирует — и так Земля получает ток из космоса. Не без потерь, конечно, не в полном объёме от того, что выработали солнечные панельки на орбите — но всё лучше, чем ничего.
Замечу, если поставить не одну орбитальную энергостанцию с полем солнечных батареек, а вывесить их сотни, да иметь десятки «аккумуляторных» спутников, которые собственно и будут передавать энергию на Землю, получая её от «добывающих» спутников через лазерный луч — система будет гораздо гибче и эффективней. И это, в общем, то, что можно очень легко сделать на основе спутников связи, если они уже умеют тыкать друг в друга лазерными лучиками.
При этом, когда речь идёт о довольно мощном, индустриально значимом СВЧ-потоке (а не таком, как в мобильнике), рекомендуется «размазывать» его на большой площади. Считается, что для приёма электричества из космоса наземная антенна должна быть где-то километров десять в диаметре и пучок, исходящий с орбиты, должен расширяться соответственно. Иначе — может стать немножко нехорошо всякой фауне, которая попадёт под раздачу. Ну, примерно как в микроволновке, если находиться по ту сторону стекла.
Отсюда, однако, вытекает и мысль о возможном военном использовании микроволновой электропередачи со спутника, куда другие спутники своими лазерами накидывают энергию, полученную от солнечных батарей.
Однако ж, представьте, если б в пресс-релизе Спейсов (или даже Вашингтонской военщины) значилось бы следующее:
«Внимание! Илон Маск представляет ЗВЕЗДУ СМЕРТИ! Тысячи спутников будут собирать энергию космоса и направлять своими умными лазерами на спутники-убийцы, которые могут безнаказанно поджаривать целые города. Направляешь пучок СВЧ на какую-нибудь Москву — и через секунду на площади в сто метров у всех вскипают мозги. Задержишь на минуту — и тело покроется аппетитной хрустящей корочкой, как в микроволновке. Но зачем задерживаться, когда осталось ещё так много целей — знай себе двигай волшебный лучик по карте города! И никто не уйдёт, и не будет спасенья, ибо волшебный луч Звезды Смерти неумолим, как навоз из-под хвоста бледного коня Апокалипсиса! Fuck yeah!”
Как думаете, в мире не возникнет ощущения, что Илон Макс (а также американский политический истеблишмент) немножко ебанулись?
Хотя на самом деле — это вполне реалистичное военное применение спутниковой группировки, имеющей информационную и энергетическую лазерную связь. Вовсе никакая не фантастика уже по современным технологиям. Только-то и дела, что запустить несколько десятков или сотен специальных спутников, которые даже и не очень дороги в изготовлении на Земле. Был дорог запуск, но тут у Спейсов значительные подвижки, а на подходе — и другие проекты, способные существенно удешевить запуск.
И всё это очень хорошо, всё это очень полезно для развития Цивилизации, но тот, кто начнёт смаковать возможности военного применения для уничтожения людей в промышленных масштабах — естественно, будет выглядеть, как маньяк. Такие возможности — принято обсуждать очень «келейно» и деликатно, стараясь не произвести впечатления, будто тебя интересует именно это.
Ну или, скажем, как бы вам понравилась такая реклама грузовика?
«Это могучая машина, идеально подходящая для громких терактов в толпе! Её крепкий бампер способен смести любые преграды, подавить любое сопротивление, а тяговитый мощный дизель позволит вам легко переезжать целые горы тел, которые вы соберете своим бампером — и ни разу не заглохнуть».
Полагаю, вопросов о психическом здоровье такого «копирайтера» - не возникнет? В смысле, будет ясно, что надо высылать санитаров — и в сопровождении спецназа, на всякий случай.
В действительности, любые технологии, создаваемые Цивилизацией, могут использоваться как для созидания, так и для разрушения. Иногда — и разрушительное, военное применение может быть необходимо. Однако, это всё же печальная необходимость. Поэтому как-то так сложилось, что не принято слишком восторженно «педалировать» именно разрушительные возможности неких технологических новинок. Ну, не прыгать в экстазе, не бить себя кулаками в грудь, издавая воинственное гуканье, когда демонстрируешь свою возможность уничтожать города и засирать целые страны. Вообще не напирать именно на такие возможности.
И тут важно не то, действительно ли способны на это твои новые технические средства и существуют ли они вообще где-либо, помимо твоего воображения или тех докладов, которыми тебя кормит свита, распиливая бюджетные деньги. Важно то — как ты, будучи истеблишментом, к этому относишься. Ну и если новые средства массовых убийств вызывают у тебя радость вплоть до эррекции — тут дело не в том, есть эти новые средства или нет (да старых уж полвека как за глаза хватит, чтоб поиграть в Фоллаут), а в том, что ты по определению конченый и никто не будет воспринимать тебя как-то иначе.
Поэтому в действительности я даже благодарен Вовану за его недавний особенно острый «каминг-аут». До того — существовали всё же некоторые вопросы, связанные с легальностью и легитимностью его отстранения. Даже после его выходки с захапом Крыма и развязыванием агрессивной (и невероятно подлой) войны на Донбасе. Но теперь — он сам назвал себя врагом человечества и потому должен быть отстранён от должности любой ценой. И какова бы ни была форма такого отстранения, это будет оправданно как акт необходимой обороны. Ибо терпеть в лидерах ядерной державы маньяка, который бахвалится своими возможностями массового человекоубийства, который не сознаёт их как печальную необходимость сдерживания, а только что не мастурбирует на них прилюдно — это слишком опасно.
А ведь если б у него самого (или у кого-то из его своры, кто консультирует его по пиаровским вопросам) оставалась хоть капля понимания реальности и такта — они могли бы прорекламировать свой летающий ядерный паровоз (в том числе) так, чтобы не выпячивать свою маниакальность.
«Наши учёные и инженеры создали очень перспективный движитель, не имеющий аналогов и открывающий очень широкие возможности. Самолёт с ядерным реактором, имеющий практически бесконечный радиус действия в любых погодных условиях. Он просто «вдыхает» забортный воздух, разогревает его, выплёвывает — и так летит куда угодно. Идеально подходит для доставки грузов в любое место, для поисково-спасательных операций — и много для чего ещё. Пока — беспилотная версия (ну да, поскольку свинцовую защиту повесить на воздушный реактор затруднительно, а при открытом у пилота яйца через десять минут отвалятся), а там — будем работать дальше».
Тут кто-то может задать вопрос: «А нельзя ли использовать этот аппарат в качестве, скажем, крылатой ракеты?»
На это можно пожать плечами и ответить: «Признаться, о таком использовании мы не думали, для нас это не является приоритетным. Ведь такой аппарат сам по себе становится ядерной бомбой, если применять его в военных целях, это будут очень большие разрушения, очень серьёзное радиоактивное заражение местности при взрыве — и о таких вещах мы предпочитаем не думать. Вернее, мы вынуждены думать о том, чтобы проект не попал в дурные руки, которые могут применить его в разрушительных целях — и этим объясняется секретность».
Адекватно, деликатно — но при этом понятно, что в принципе может использоваться и в военных целях.
Ну или эта субмарина, «убийца пляжей»? Нахрена её позиционировать именно так?
«Отличный, не имеющий аналогов аппарат для длительных глубоководных исследований. Для неограниченных по времени исследований. Вот прямо океаны может пересекать — и на таких глубинах, куда даже Ктулху забираться ссыт. Мечта Жюля Верна. И притом полностью автоматическая система, никакого риска для человеческих жизней. Вот немножко ещё допилим — и поплывём собирать дублоны с галеонов. Шучу, конечно. Главное — научная ценность, а золото у нас своё имеется».
Кто-то спросит: «А можно ли использовать эту штуку для доставки атомной бомбы, скажем, в Сан-Диего?»
Пожать плечами: «Странный у вас, однако, ход мысли. Мы как-то даже и не думали в эту сторону. Но если вы имели в виду, не смутит ли радиация от бомбы компьютер нашего «наутилуса» - то нет, там всё очень надёжно. И доставит что угодно куда угодно. Но вот атомную бомбу в Сан-Диего? Это ж основная база американского флота на тихоокеанском побережье. У них там свои бомбы есть — зачем мы им ещё одну будем доставлять? Поэтому ответственно заявляю: если у кого-то в порту чего-то взорвётся — мы тут ни при чём. Мы такими пакостями не занимаемся и не собираемся заниматься».
Ну, как-то так. По-взрослому, без детских обиженных криков и детских же «угрозявок».
Но то, что Главстерх изобразил — оно вызвало некоторый отклик не потому, что все очень забоялись неких новых его военных систем, реальных или мнимых. А потому, что это была совершенно позорная «типичная истерика лагерного педераста»(с), которой даже от такого чмошника, как он, не ожидали. Именно это — вызвало некоторое удивление, но всё больше — омерзение. Что до такой степени может быть опущенным существо, называющее себя лидером державы первого ранга. Ну а про его восторженных хуесосов — и речи нет, да они и никому не интересны.
И тут принципиально совершенно не важно, повторю, только ли бабло решили попилить в ВПК, впаривая туфту своему дегенеративному начальству и квазигуманоидной ватной общественности, или действительно сумрачный российский гений решил в двадцать первом веке воспроизвести американскую ракету SLAM с двигателем Pluto, который был создан в начале шестидесятых, но от проекта отказались по причине слишком высоких и, главное, даже теоретически неустранимых рисков. К слову, ещё одна причина отказа от этого проекта была - «чрезмерная провокативность». В том смысле, что известие о создании такой ракеты подстегнёт русских к тому, чтобы тоже чего-то подобное залудить, это усугубит гонку вооружений, и в итоге безопасность США только пострадает.
То есть, мало-мальски нормальные люди (не только амеры, но даже и советские цэковские бонзы) — тогда, на пике Холодной Войны, это всё же понимали. Что когда начинаешь угрожать новым оружием массового уничтожения противнику, имеющему сопоставимый научно-технический потенциал, - это вызовет ответку, а не смирение. И усугубится противостояние, которое начинало тяготить уже даже военщину. Поэтому, собственно, новые проекты и не особо широко афишировались — не говоря уж про публичное бахвальство ими.
Но то — касается нормальных людей (пусть даже и советских бонз). В современном российском случае — о нормальности говорить не приходится. Там бесполезно чего-то объяснять.
«Мы можем ушатать Штаты — и это главное! Это всё, что нужно знать! У нас есть такое чудесненькое оружие, которое всё там превратит в радиоактивный пепел. И бесконечная крылатая ракета, и безбрежная подводная лодочка».
Блин. Вот тупо берёшь бомбу, кладёшь на сухогруз (можно панамский, если обострение между сторонами достигнет того, что они прекратят между собой прямое транспортное сообщение) — заходишь в неприятельский порт да подрываешь там. Никаких проблем со средством доставки от слова «совсем». И даже то, что погибнет экипаж этого сухогруза — да тоже как-то теряется на фоне тех сотен тысяч, что погибнут вместе с ним. Экипаж — можно использовать и втёмную. Для активации бомбы достаточно будет одного человека.
То же — и с доставкой бомб в «глубинные» города пассажирскими авиалайнерами, о чём я писал уже. В упрощённом варианте — можно даже не морочиться высадкой людей перед вылетом и автопилотом. Когда речь заведомо идёт о миллионных жертвах в стране противника — и сотне-другой своих пассажиров можно просто посмертно медальки раздать за участие в операции, о которой они не знали.
Вообще никаких проблем с доставкой ядерного заряда. Ибо это обычную взрывчатку нужно было насыпать тысячами тонн, чтобы достичь какого значительного эффекта. А ядерная боеголовка, способная уничтожить мегаполис, весит считанные десятки килограммов. И, кстати, вовсе не факт, то они УЖЕ не размещены высокими договаривающимися сторонами в ключевых точках друг у друга (ладно, пионерская страшилка — но это и в условиях начавшейся войны сделать будет не многим сложнее, чем переправить новую рацию своему связнику в тыл).
Правда в том, что стратегическое ядерное оружие само по себе — это одно большое фуфло. Очень дорогое фуфло, которое в действительности никто не собирается применять сколько-нибудь массово (тактическое применение против какого-нибудь особо вредного хомячка, засевшего в особо прочном бункере — возможно, когда экологи скажут, что в данном случае локальный ядерный взрыв будет безопасней для природы, чем мегатонны обычной взрывчатки). В действительности, никто, включая президентов, и не знает в полной мере процедуры принятия решения о массированном ядерном ударе и круга вовлечённых лиц. Ибо — никто всё же не настолько безумен, чтобы доверять подобную информацию избранникам народа. А по хорошему счёту, вообще нет отдельно взятого человека, который бы знал в деталях, кто и как принимает решение. И даже компьютеры этого не знают. Никто не знает.
Тут, блин, когда при товарище Сталине, при его «идеальном порядке», немцы начали войну — где-то через три часа высшее руководство соизволило обратить на это внимание, через сутки — выдало Директиву №3 с хоть какой-то постановкой конкретных боевых задач фронтам (что абсолютно невыполнимой и неадекватной — другое дело). А уж «двадцать минут на реагирование» при ядерной угрозе — это просто заведомая туфта. Не будет ответного удара ни с какой из сторон. Как, впрочем, не будет и первого разоружающего удара — ибо и красные кнопки по обе стороны океана не знают, кто на них должен жать, чтобы слушаться.
Это ядерное оружие — просто распил бабла, на 99%. Военное средство, не имеющее практической ценности, но требующее огромных затрат хотя бы на его охрану и гарантии от случайного срабатывания.
С другой стороны, именно из военных ядерных программ выросли и атомная энергетика, и космонавтика. То есть, нет худа без добра. И любые технологии, действительно, могут использоваться как для разрушения, так и для созидания. У мало-мальски адекватных людей — принято всё же напирать на мирное применение. На публике, по крайней мере.
И вот сейчас весь мир гадает, кем всё-таки нужно быть, чтобы использовать тему ядерного оружия для создания имиджа «резкого пацана» перед какими-то обоссанными, жизнью приплюснутыми уёбками, которые тащатся от этого позорного кривляния.
Вернее, уже не гадает. С пациентом и так всё ясно. И уже никто никогда не скажет в будущем: «Надо было всё-таки дать ему ещё один шанс».
|
</> |