Союзные интриги

топ 100 блогов peremogi13.09.2021 "Я знал, что вокруг меня никого нет; пустота. Подозревал, что окружающие меня плетут за моей спиной интриги, а в лицо льстиво улыбаются.“
Исмаил I шахиншах Азербайджана и Ирана

Союзные интриги

А. Лукашенко вернулся из Москвы без денег. В последние три годы это становится традицией, что нарушает главную формулу власти в Республике Беларусь: «Тот, кто решает проблемы Беларуси в Москве, тот и держит власть в республике». Понятно, что сейчас А. Лукашенко ничего не решает… Более того, после встречи в Кремле А. Лукашенко оказался в роли главного европейского Талиба.

«Это другой вопрос»

Напомним, что в августе текущего года Брюссель определил две основные угрозы Евросоюзу: победу Талибана в Афганистане и «гибридную войну», развязанную Минском с помощью нелегальных мигрантов против Литвы и Польши.

Трудно понять, как это произошло, но понятно, что после той логической «ловушки», что открылась на совместной пресс-конференции В. Путина и А. Лукашенко, надежды белорусского руководителя на то, что Запад признает его «шестой» президентский срок, стали еще более виртуальными.
Дело в том, что президент России подверг критике страны ЕС и США, установивших контакты с движением Талибан, но в формате «двойных стандартов» отказывающих в признании А. Лукашенко легитимным президентом Республики Беларусь: «Все хотят в принципе разговаривать напрямую с движением "Талибан", хотя оно внесено в список террористических организаций ООН, но, тем не менее, говорят, что да, "Талибан" контролирует территорию, надо с ним разговаривать. Но президент Белоруссии Александр Лукашенко не пришел к власти в результате вооруженной борьбы, а путем голосования - нравятся результаты кому-то или не нравятся, это другой вопрос» (https://www.interfax.ru/amp/789460).

Вот это действительно печально, так как действительно весь мир видел, как в августе 2020 года А. Лукашенко при помощи полчища силовиков и работников спецслужб вел настоящую войну против собственного народа, буквально отбивая власть над страной. Но полной катастрофой для А. Лукашенко стало замечание В. Путина о состоявшихся год назад белорусских президентских выборах: «нравятся результаты кому-то или не нравятся, это другой вопрос», чем приравнял А. Лукашенко к Талибану. Итак, вопрос остается, тема не закрыта…

Что это было?

Состоявший 9 сентября 2021 г. российско-белорусский саммит позиционируется в российском медиапространстве в первую очередь, как интеграционный «прорыв», а во вторую очередь в качестве безусловной победы В. Путина, который не отступился от идеи Союзного государства и медленно, но упорно подводит (уже подвел) А. Лукашенко к экономической интеграции между двумя странами. Более того, российские СМИ сейчас очень пафосно говорят о «завершающей стадии подготовки экономической интеграции». Конечно, этому хотелось бы верить.

В свою очередь, оценка саммита в белорусском медиапространстве по традиции делится на противоположные точки зрения. Оппоненты режима А. Лукашенко считают, что процесс согласования 28 союзных программ увязан с процессом «поглощения» Беларуси Россией, хотя понятно, что если бы Кремль преследовал именно такую цель, то «аншлюс» можно было бы осуществить еще в 1990-х годов и за гораздо меньшие деньги. В понимании противников режима А. Лукашенко, Москва, подталкивая Минск к экономической интеграции, делает ставку на сохранение А. Лукашенко у власти.

С этим утверждением можно было бы согласиться, если не читать союзные программы, а до этого «дорожные карты». На самом деле все гораздо сложнее, экономическая интеграция не является гарантией сохранения власти в Беларуси в руках А. Лукашенко, но мы к этому вопросу обязательно вернемся ниже. Это первая интрига саммита.

На фоне уныния и критика Москвы со стороны оппонентов А. Лукашенко, радостное оживление среди белорусского истеблишмента и провластных информационных ресурсов выглядит по меньшей мере ликованием. Однако, столь радостное восприятие итогов российско-белорусского саммита в Кремле и его продолжения уже в Минске в формате Союзного совмина носит однобокий характер. Правительственный блок скороговоркой отмечает важность союзных программ, выделяя прежде всего выгоды белорусской стороны, но основной свой оптимизм белорусская сторона связывает с пакетом уступок со стороны России, которые оказались своеобразным «шлейфом» союзных программ. Это вторая интрига саммита.

Шлейф

«Шлейф» является целым рядом тактических, но от этого не менее важных для Минска текущих проблем, от решения которых непосредственно зависит выживание режима А. Лукашенко. Этот «пакет» выступал в роли «нагрузки» к согласованию союзных программ, но при этом был в какой-то степени увязан с ними и включал в себя целый ряд мер, способствующих получению из России столь необходимых финансов.

Напомним, что А. Лукашенко ехал в Москву, рассчитывая на кредит в 3 млрд. долларов от Евразийского банка развития, а также еще на целый ряд «бонусов», обговоренных на июльской встрече в Санкт-Петербурге. При этом напомним, что в июле белорусский руководитель просил 1 (один) миллиард долларов в качестве страховки на случай отказа МВФ выделить РБ 1 (один) миллиард долларов «ковидных» денег. Однако 900 млн. долларов от МВФ Минск все-таки получил. Как ни странно… Но «страховка» от России вдруг выросла до 3 млрд. Итого уже 4 (четыре) млрд. долларов.

Но на самом деле, общая сумма российской «дани» должна была превысить 5 млрд. долларов. С учетом того, что в начале второго десятилетия текущего века российские дотации РБ доходили до 10 млрд. долларов США в год, то сумма в целом почти привычная, если только не помнить, что это деньги из российского бюджета, т.е. за счет российских налогоплательщиков.

Однако в итоге 9 сентября 2021 года А. Лукашенко пришлось довольствоваться обещанием Москвы предоставить Минску в период с сентября 2021 года до декабря 2022 года различного рода кредиты на общую сумму не более 640 млн. долларов США. При этом президент России, вспоминая справку министра финансов РФ Антона Силуанова, явно путался в цифрах…

При этом, не стоит забывать, что кредиты могут быть выданы только после утверждения союзных программ, т.е. после 4 ноября текущего года. Понятно, что на самом деле российская стороны весь 2022 год будет кредитовать Минск небольшими порциями, увязывая выдачу денег с началом исполнением союзных программ.

При этом есть еще ряд условий, которые тоже увязаны с выполнением А. Лукашенко союзных программ. В частности, понятно, что подписание в декабре 2022 договора об объединении рынка газа в рамках Союзного государства целиком зависит от активности белорусской стороны на поле интеграции.

Но тогда в чем причина радости, вдруг пришедшей в Минск? Причина проста, и она вполне вписывается в формулу «Не дали, так сами возьмем». Минск рассчитывает, что снятие фитосанитарного контроля на российско-белорусской границе позволит ему быстро нарастить поставки подсанкционных товаров на российский рынок. С учетом того, что работа контрабандного терминала дает белорусским олигархам и УД Президента РБ до 0,5 млрд. долларов в год, то белорусская сторона рассчитывает по меньшей мере удвоить контрабандный доход.

Солидную экономию даст в 2022 году «замороженная» цена на российский природных газ. В любом случае Беларусь выиграет по сравнению с «немецкой ценой» по меньшей мере 1,4 млрд. долларов (как в текущем году). Но если исходить из расчетов В. Путина, а российский президент говорил о ценах на газ на европейских спотовых площадках, то теоретически Беларусь экономит в 2022 году не меньше 10-12 млрд. долларов (весь бюджет РБ – 17 млрд. долларов). Сумма для республики огромная. Беларусь живет за счет России? С учетом того, что Минск даже подступится не может к мировым ценам, то получается, что РБ критично зависит от российского бюджета и благосклонности Кремля.

Итак, цена за газ для РБ как в 2021, так и в 2022 году – чистая дотация России или как говорил на совместной пресс-конференции 9 сентября А. Лукашенко – «гиря». В данном случае мы имеем в виду «белорусскую гирю» на «ноге» Газпрома. Так что есть отчего радоваться белорусской номенклатуре...

Еще в июле 2021 года российская сторона обещала кредитовать стоимость нефти для РБ, что в условиях роста цены барреля нефти BRENT (к концу прошлой недели 72-73 доллара США), гарантирует ощутимые дивиденды. Если удастся вывезти нефтепродукты на мировой рынок… Санкции могут не дать.

Санкции

12 сентября 2021 года пресс-секретарь президента России ответил, что «У Беларуси и России общие угрозы, отвечать на них лучше вместе». Напомним, что белорусский истеблишмент уверен в том, что Россия полностью возместит все убытки, которые начнет нести РБ от западных санкций.

В наибольшей степени санкции скажутся в конце 2021 года и по этой причине белорусские уполномоченные сейчас буквально штурмуют РЖД и Министерство транспорта РФ, требуя для белорусской нефтяной и калийной отраслей космических льгот для транспортировки белорусского экспортного товара в российские порты. Напомним, что Россия сама экспортирует нефть, нефтепродукты и весь спектр удобрений, но никаких льгот российские компании не имеют. Это к вопросу о равных правах для субъектов хозяйствования двух стран, о чем очень печется А. Лукашенко.

В данном случае проявляется истинное отношение Беларуси к России. Напомним, что, когда в августе 2014 года Россия была «загружена» санкциями, Беларусь отказалась от солидарности с Москвой. При этом в Минске откровенно злорадствовали. Следом А. Лукашенко не только не поддержал введения Россией в том же августе 2014 года ответных антисанкций, но и мгновенно развернул на белорусской территории крупнейшей в современной истории контрабандный терминал, который функционирует до сих пор. При этом ни о какой санкционной солидарности с Российской Федерацией все последние 7 (семь) лет в Минске даже не заикались.

Но вот как посыпались на Беларусь санкционные «пакеты», так Москва потребовалась и из белорусской столицы «запели» о необходимости «совместно бороться/устоять/противостоять», А. Лукашенко начал кричать, что «мы» (Россия и Беларусь) имеют «всё» и «нечего боятся каких-то санкций», так как российская «лошадка» вывезет…

Учитывая, что А. Лукашенко традиционно «голый и босый», то слово «совместно», которое буквально прилипло к языку белорусского истеблишмента, придется заменить на словосочетание «за счет России». Это будет на порядок честнее. Однако Минск, рассчитывая на то, что санкции за фальсификацию итогов президентских выборов, за террор против собственного народа, за сотни политических заключенных будет компенсировать Москва, не ставит перед собой задачу закрыть свой контрабандный бизнес. Наоборот, белорусская сторона рассчитывает и дальше обворовывать российский бюджет, из которого одновременно ждет компенсации за свои же заработанные санкции. Очень трудно дать политическую оценку подобной практики «совместного противостояния внешним угрозам», когда беззастенчиво садятся на шею своего партнера и при этом не забывают обшарить его карманы.

Но как тогда в рамках такого иждивенческого подхода, который продолжает исповедовать Минск, проводить в жизнь союзные программы?

Союзные программы

Сразу скажем, что союзные программы, которые отличаются от «дорожных карт» только тем, что в них в большей степени учитываются интересы белорусской стороны, которая пытается вытянуть деньги где только можно, все-таки производят впечатление.

Союзные программы, если их выполнить, фактически переносят опыт российского администрирования рыночной экономикой на белорусскую почву на основе межотраслевой гармонизации основных регламентов и актов. Фактически союзные программы представляют из себя план реформирования белорусской экономики, превращение ее из олигархической финансово-промышленного группы А. Лукашенко в рыночную экономику.

Напомним, что за три десятка лет независимости белорусский политический класс так не нашел в себе силы не только приступить к экономическим реформам, но хотя бы составить концепцию данных реформ. В свою очередь. кроме критики реформ, проводимых у соседей, белорусские власти, да и сам А. Лукашенко ничего в плане реформирования не сделал, так как рассчитывал, что российская дотационная система будет действовать вечно. Так что в случае выполнения союзных программ появится совместная российско-белорусская экономика, очень похожая на европейскую экономику.

Выгодны ли союзные программы Беларуси? Несомненно. Напомним, что А. Лукашенко четверть века получал от России огромную финансово-ресурсную поддержку, позволяющую ему провести без каких-либо социально-экономических издержек для населения не только полномасштабные рыночные реформы, но и создать новую белорусскую экономику, включенную в мировое разделение труда. Однако с учетом того, что А. Лукашенко десятки лет тратил российские деньги на показуху и свои два десятка резиденций, вложения в зарубежные проекты «семьи», гарем и авиапарк и т.д., то сейчас у Беларуси появился последний шанс за российский счет провести полную структурную реформу своей экономики.

Это безусловно выгодно республике, так как даже если после воплощения в жизнь союзных программ произойдет очередной российско-белорусский кризис, то в этом случае РБ выйдет из союзных отношений с рыночной экономикой.

Являются ли союзные программы основой экономической интеграции? Являются. Нестыковка экономических систем должна исчезнуть, белорусский бизнес получит беспрепятственный доступ к огромного рынку, ресурсам и финансам. Но необходимо учитывать то, что это будет солидной экономической уступкой со стороны России и минусом для российской экономики.

Есть минусы и для белорусской стороны. Прежде всего, в случае реальной экономической интеграции все белорусские полугосударственные компании обанкротятся, так как к реальной конкуренции они не готовы. Вместе с ними развалится вся олигархическая ФПГ белорусского президента. Под ударом окажется дотационная и глубоко коррупционная система субсидирования убыточных производств и сельского хозяйства и т.д. Все это, безусловно, ускорит транзит власти в Беларуси.

Но в любом случае мы явно забегаем вперед.

Возможно ли выполнить союзные программы?

К сожалению, необходимо признать, что в современных условиях выполнить союзные программы невозможно. И это тоже интрига российско-белорусской интеграции.

Дело даже не в том, что в рамках экономической интеграции не планируются наднациональные органы и все отдается в руки А. Лукашенко. Проблема исполнения союзных программ стоит гораздо глубже.

Для того, чтобы союзные программы, а в данном случае мы с полным основанием можем говорить о программе реформирования белорусской экономики, были воплощены в жизнь, в Беларуси должна быть критическая масса сторонников реформ из всех слоев общества, начиная с рабочего совхоза и инженера на государственном предприятии до министров. Реформы сверху обречены на провал.

Однако, на месте критической массы реформаторов в Беларуси сейчас находится критическая масса иждивенцев, возглавляемая А. Лукашенко, которые будут с одной стороны требовать от России деньги, а с другой стороны, всеми силами саботировать выполнение союзных программ, которые реально подрезают власть клана Лукашенко.

И как с этим быть? Российские министерства не смогут переехать в Минск, чтобы у каждого белорусского чиновника появился российский куратор. Но даже эта проблема несравнима по сложности с вопросом о готовности к реформам самого А. Лукашенко.

Дело в том, что для проведения глубоких экономических реформ обычно подбирают человека с железной волей и готового смириться с судьбой политического камикадзе. Реформаторов ненавидят и, обычно, сделав свое дело, они, проклинаемые народом, покидают свой высокий пост. Только через десятки лет приходит понимание гражданского подвига, на который идут эти люди.

А. Лукашенко, таланливый демагог, никогда и ни за что не берущий на себя какой-либо ответственности, на роль реформатора не годен, да и не способен. У него нет доверия народа и силы воли реформатора. Все годы своей власти белорусский руководитель всеми силами сохранял основы еще советской экономики, которая выполняла роль основы его несменяемой власти. Союзные программы и А. Лукашенко несовместимы.

Но и отказаться от союзных программ А. Лукашенко уже не может. Или может? Вот в этом и заключается самая главная интрига российско-белорусских отношений.
https://politoboz.com/content/soyuznye-intrigi
А. Суздальцев, Москва, 12.09.2021

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Дорогие сообщники!) Вопрос про сказку 3 медведя. Часто встречается в детских сборниках. Скажите, в чем ее смысл? Или утерянный смысл? Девочка врывается в дом, ест-пьет-ломает стулья, а потом убегает и медведи ее не поймали. Моему ребенку обычно жалко маленького мишку, у которого стул ...
...
Текущий артиллерийский прицел не устраивает многих. Как сделать артприцел гораздо более удобным для арты? Разумеется, спутник надо убрать, он неисторичен и к тому же лишает арту главного, а именно ощущения реальности игры. На самом деле прицел нужно делать более историчным, и сейчас я обья ...
В прошлых своих дневниках подробно описывал посещение Собора Святой Софии и прогулки вокруг него. Само собой разумеется ноги принесли в Топкапы. Топкапы (тур. Topkapı «Пушечные ворота» от top «пушечное ядро; шар; мяч» + kapı «ворота, дверь»), устар. Сераль (фр. Serail ← тур. saray ...
3 первых пришедших в голову причины, почему я не пойду на митинг 1.    Потому что протестовать против всего без толку, не имея ни одной идеи как сделать мир лучше. Протест против ЕДРА или скажем нечестных выборов надо реализовывать в виде ...